2-784/2024
24RS0№-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 27 февраля 2024 г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Семёнова В.В.,
при секретаре судебного заседания УИВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СПА к Администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
СПА обратился в суд иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что в период времени с 1998 года по 1999 года истец был трудоустроен в ФГУП ПО Красноярский химический комбинат «Енисей», что подтверждается трудовой книжкой. На момент трудоустройства истцу по направлению в пользование от работодателя была выдана комната № в общежитии по адресу: <адрес>. Истец с 28 ноября 2001 г. и по настоящее время, является нанимателем комнаты, проживает и зарегистрирован в ней, а также добросовестно пользуется жилым помещением, производя его текущий ремонт, оплачивая квартплату и коммунальные услуги. Кроме истца в указанной комнате никто не зарегистрирован и не проживает. Истец имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, так как участия в приватизации жилья не принимал. Истец проживает в указанной выше комнате более 23 лет и другого имущества у него не имеется, это единственное его жилье. Комната № в общежитии по адресу: <адрес> находилась на балансе ФГУП ПО Красноярский химический комбинат «Енисей». Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФГУП ПО Красноярский химический комбинат «Енисей» была реорганизована в 2007 году правопреемником стал ФГУ ДП «Енисейэнергосервис». Комната № по адресу: <адрес> согласно постановления администрации <адрес> № от 20 02 2007 года «Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду». 17 августа 2023 г. истец обратился с заявлением в <адрес> о заключении договора социального найма помещения с целью его дальнейшей приватизации, однако 08 сентября 2023 г. № С-9742/23 получил письменный отказ в связи с тем, что муниципальные общежития предназначены для временного проживания граждан. Доводы ответчика о том, что жилое помещение расположено в общежитии и не подлежит приватизации не обоснованы, в связи с чем истец обратился в суд.
Истец СПА в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что раньше комната предоставлялась на двоих человек, потом человек съехал и истец проживал один. Кроме того, на момент предоставления комнаты истец работал на заводе «Бирюса», направление выдали после того как уволился с химкомбината «Енисей».
Представитель истца ЛЕВ в судебном заседании пояснила, что истец условно исполняет условия договора социального найма, одна документов не имеется.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, представил письменные возражения на иск, согласно которым жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> комиссаров, <адрес>, ком.227 было предоставлено СПА, в связи с трудоустройством в ФГУП ПО Красноярский химический комбинат «Енисей». На основании постановления администрации города Красноярска от 20.02.2007 года № «Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду» жилые помещения, расположенные в здании № по <адрес> комиссаров, в том числе и спорная комната №, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда - жилым помещениям в общежитиях. Спорное жилое помещение, является собственностью муниципального образования город Красноярск, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Как следует из материалов дела, решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях договора социального найма уполномоченным органом не принималось. Спорное жилое помещение является общежитием и отнесено к специализированному жилищному фонду, в связи с чем, согласно действующему законодательству приватизации не подлежит. На основании изложенного, принимая во внимание, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью, включено в состав специализированного жилого фонда, оснований для удовлетворения заявленных требований СПА не имеется. К спорному жилому помещению не подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поскольку сведения, подтверждающие изменение собственником здания статуса помещения отсутствуют.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Ленинского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, представили письменные возражения на иск, согласно которым комната № по адресу: <адрес> комиссаров в г. Красноярске расположена, согласно постановлению администрации города №80 от 20.02.2007 года «Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду», в здании №, имеющем статус общежития. Согласно ст.94 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Собственником имущества, расположенного на территории г. Красноярска выступает администрация г. Красноярска. Администрацией района договор специализированного найма на вышеуказанное жилое помещение не заключался. В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения об администрации района», в компетенцию администрации района не входят полномочия по распоряжению жилыми помещениями, расположенными на территории Ленинского района в г. Красноярске. Таким образом, администрация Ленинского района в г. Красноярске является ненадлежащим ответчиком и соответственно не должно отвечать по иску, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований к администрации Ленинского района в г. Красноярске отказать.
Суд в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, установил следующее.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое, в соответствии с законом, не может принадлежать гражданам.
Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом при приватизации муниципального имущества предусмотренные положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне - гражданину жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 названного Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»). Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст.11 Закона).
Согласно ст.8 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться суд с иском о признании за ними права собственности.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Требованиями ст.56 ГПК РФ установлено, что каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, жилое помещение – комната №, расположенная по адресу: <адрес> комиссаров, <адрес> принадлежит на праве собственности администрации г. Красноярска, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Как следует из выписки из домовой книги, в жилом помещении - комнате № <адрес> комиссаров в <адрес> на регистрационном учете состоит с 05.12.2001 года СПА
Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, спорное жилое помещение учитывается в Реестре муниципального имущества.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, дом №19 по ул. 26 Бакинских комиссаров включен в приложение № к Постановлению «Перечень жилых зданий, в которых жилые помещения муниципального жилищного фонда подлежат отнесению к жилым помещениям специализированого жилищного фонда – жилым помещениям в общежитиях».
Из искового заявления следует, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу по направлению, в связи с трудовыми отношениями, поскольку он являлся работником ФГУП ПО «Красноярский химический комбинат «Енисей», что подтверждается трудовой книжкой.
Согласно выписке о начислении по лицевому счету в отношении жилого помещения – комнаты №, расположенной по адресу: <адрес> комиссаров, <адрес> открыт лицевой счет № на имя СПА
Как следует из ответа администрации Ленинского района г. Красноярска, СПА отказано в оформлении договора социального найма жилого помещения, поскольку спорное жилое помещение имеет статус спецжилфонда, а также отсутствия правоустанавливающих документов на вселение СПА в общежитие.
Правилами ст.109 ЖК РСФСР (действующей на момент вселения СПА в спорное жилое помещение) установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
На основании ст.92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст.94 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии с п.1 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.2 ст.105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии со ст.4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Правилами ст.7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Введение в законодательство нормы ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», как указал Конституционный суд РФ в Определении от 03.07.2007 года №425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию наймодателя и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем.
Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма, и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» норму ст.7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, в затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.
Как следует из искового заявления, комната в общежитии была предоставлена истцу в 2001 году по направлению от работодателя ФГУП ПО «Красноярский химический комбинат «Енисей».
Как следует из копии трудовой книжки, 20.05.1998 года СПА принят в ФГУП ПО «Красноярский химический комбинат «Енисей» на должность «монтер пути 4 разряда», уволен 15.11.1999 года по собственному желанию. 11.01.2000 года СПА принят в ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса» на должность «Слесарь механосборочных работ 3 разряда», уволен с указанного предприятия 30.07.2002 года по собственному желанию.
Кроме того из пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что данную комнату ему предоставили когда он работал на химкомбинате «Енисей» как койко-место, сначала проживали там по двое, потом сосед съехал и он остался один в данном жилом помещении, с предприятия уволился, но продолжал проживать в указанном жилом помещении, направление было выдано, когда он работал на другом предприятии. Договор социального найма с ним не заключался, на учете в качестве нуждающегося не состоит.
Кроме того, как следует из ответа ФГУП ПО «Красноярский химический комбинат «Енисей», документы, подтверждающие передачу в пользование СПА на спорное жилое помещение конкурсному управляющему не передавались.
Таким образом, судом установлено, что на момент предоставления спорного жилого помещения СПА не являлся работником ФГУП ПО «Красноярский химический комбинат «Енисей».
В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 была только разграничена государственная собственность и законодательно закреплен статус общежития по адресу: <адрес> комиссаров, <адрес>, и поскольку истец изначально был вселен в муниципальное общежитие, статус общежития не менялся, следовательно, действие норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма на рассматриваемые отношения, возникшие при предоставлении муниципальным образованием жилого помещения в общежитии, не распространяется.
Суд полагает, что между истцом и ответчиками не сложились отношения по социальному найму спорного жилого помещения. Оплата жилья и коммунальных услуг, а также что истец проживает в спорной комнате с 2001 года, не свидетельствуют о фактически сложившихся отношениях по договору социального найма. Оплата коммунальных услуг является возмещением за фактически потребленные услуги.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований СПА к Администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: В.В. Семёнов
Мотивированное решение суда изготовлено 11 марта 2024 г.