Дело № 12-323/2022
УИД 21MS0058-01-2021-003045-32
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
03 марта 2022 г. г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В.,
рассмотрев протест Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Чебоксары от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Чебоксары от дата производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура подала на него протест, в которой просит постановление отменить как незаконное и необоснованное, а дело возвратить на новое рассмотрение. Протест мотивирован следующим. Материалами дела подтверждается и представитель МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» указывает, что информация о необходимости проведения санации коллектора получена Учреждением дата письмом АО «Водоканал» -----, дата заключен контракт с ООО «НПО «Проектор» на разработку раздела в проектную документацию по санации, который исполнен дата, дата заключен контракт с ООО «НПО «Проектор» на корректировку основного проекта с включением в него раздела по санации, работы выполнены в дата предэкспертное рассмотрение проекта длилось с дата., договор на проведение проверки откорректированного проекта заключен дата, положительное заключение госэкспертизы получено дата Вышеуказанное свидетельствует о том, что заказчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Как видно о необходимости проведения работ по санации хозяйственно-бытовой канализации заказчику было известно еще дата разработанный ООО «НПО «Проектор» раздел по санации был представлен заказчику дата Устанавливая при заключении дата дополнительного соглашения ----- к контракту сроки начала (дата) и окончания (дата) работ по бестраншейной санации, заказчик обязан был проанализировать имеющиеся у него документы на выполнение работ по санации, в т.ч. в части продолжительности прохождения экспертизы внесенных в проект изменений ------). Установив указанные сроки, заказчик обязан в соответствии с положениями муниципального контракта обеспечить предоставление подрядчику всей необходимой документации для надлежащего выполнения работ в объеме необходимом для начала производства работ, выполнения этапов работ, указанных в графике выполнения строительно-монтажных работ (------). Вместе с тем, уже заключая с ООО «НПО «Проектор» дата контракт ----- на оказание услуг по корректировке проектной документации, заказчиком установлен срок исполнения контракта до дата Первоначально проектная документация направлена на экспертизу только дата, т.е. уже после истечения срока выполнения работ по контракту в соответствии с заключенным дополнительным соглашением. При этом она возвращена АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Минстроя Чувашии без рассмотрения в связи с неодостатками представленной на экспертизу документации. После их устранения откорректированный проект повторно направлялся дата, дата и оба раза оставлен без рассмотрения. В итоге договор на проведение повторной государственной экспертизы заключен только дата, в ходе проведения экспертизы выявлены замечания проектной документации, что привело к продлению срока проведения экспертизы до ------. В итоге положительное заключение экспертизы получено только дата, спустя ------ со дня истечения срока исполнения работ по контракту (дата). Заключение дата контракта с ООО «НПО «Проектор» на корректировку основного проекта, длительная процедура прохождения государственной экспертизы не освобождает заказчика от ответственности за своевременное предоставление подрядчику проектной документации необходимой для выполнения работ. Вопреки выводам мирового судьи в постановлении указан квалифицирующий признак состава вменяемого административного правонарушения и сведения о потерпевшем – причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства вследствие невыполнения муниципального контракта. Существенность вреда понятие оценочное, может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Определяющим для квалификации административного правонарушения по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего. Как указано в постановлении межрайпрокурора неисполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, привело к недостижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед подрядчиком, которые в данном случае определены социальной значимостью проводимых работ по строительству очистных сооружений в рамках мероприятий национального проекта «Экология». Неисполнение указанного контракта влечет негативное воздействие - загрязнение ливневых стоков (в деле имеются протоколы испытаний от дата, дата), сбрасываемых со старых очистных сооружений, на окружающую среду – водный объект (Чебоксарское водохранилище – водоем высшей рыбохозяйственной категории, источник питьевого водоснабжения городов Чебоксары и Новочебоксарск), водные биологические ресурсы, угрозу причинения вреда окружающей среде, здоровью человека, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Вывод суда о том, что диспозиция ст.7.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность не заказчика работ, а лиц, выполняющих работы для нужд заказчика, противоречит требованиям законодательства и судебной практике. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, выступает как исполнитель по контракту, так и заказчик. В соответствии с ч.3 ст.307 ГК РФ обе стороны контракта обязаны действовать добросовестно. В постановлении указано, что судья пришел к выводу о том, что техническая документация на выполнение работ по бестраншейной санации объекта подлежала передаче подрядчику в срок до дата
В судебном заседании заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 поддержала изложенное в протесте, просила удовлетворить протест, постановление отменить как незаконное и необоснованное, а дело возвратить на новое рассмотрение.
Представитель МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО3, действующая на основании доверенности от дата, просила отказать в удовлетворении протеста ввиду его необоснованности, а постановление оставить без изменения.
Выслушав ФИО2, ФИО3, изучив доводы протеста, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из п.3 ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст.95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»).
Частью 7 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
дата между МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (заказчик) и ООО «Специализированный застройщик «ЦентрЖилСтрой» (подрядчик) заключен контракт ----- на выполнение работ по строительству сооружений очистки дождевых стоков центральной части города Чебоксары ------
В соответствии с ------ указанного контракта заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательство на выполнение работ по строительству сооружений очистки дождевых стоков центральной части г.Чебоксары согласно Техническому заданию и Расчету цены контракта; заказчик принял на себя обязательство обеспечить оплату выполненных работ в сроки и порядке, предусмотренные контрактом.
Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство объекта капитального строительства, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации ------
Заказчик обязан при подписании настоящего контракта представить подрядчику всю необходимую документацию для надлежащего выполнения работ; передать подрядчику на период строительства объекта проектную документацию в объеме, необходимом для начала производства работ на объекте, и по мере необходимости для выполнения этапов работ, указанных в графике выполнения строительно-монтажных работ ------
Заказчиком передана подрядчику техническая документация в объеме, необходимом для производства работ на объекте, предусмотренном контрактом от дата, что не оспаривалось в судебном заседании.
Из ------ контракта следует, что он заключен на срок по дата
Из материалов дела следует, что в ходе выполнения указанного контракта возникла необходимость выполнения дополнительных работ по санации коллектора, ранее не предусмотренных технической документацией.
Так, дата АО «Водоканал» обратилось в адрес МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» с письмом о рассмотрении вопроса возможности перекладки существующего канализационного коллектора, попадающего в зону строительства сооружений в рамках программ Чувашской Республики «Развитие водохозяйственного комплекса» и «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности», указав, что при строительстве сооружений очистки дождевых стоков Центральной части г.Чебоксары в адрес увеличился размер отстойника дождевых стоков, где значительная часть существующего канализационного коллектора оказалась под водой, что может стать причиной попадания в систему водоотведения города Чебоксары ливневых стоков.
Данное обстоятельство повлекло необходимость заключения дата между сторонами контракта дополнительного соглашения ----- к указанному контракту в связи с изменением объемов работ.
Дополнительным соглашением от дата ----- к контракту срок исполнения подрядчиком обязательств продлен до дата в связи с необходимостью проведения бестраншейной санации (от ------
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Следовательно, мировым судьей верно установлено, что техническая документация на выполнение работ по бестраншейной санации объекта подлежала передаче подрядчику в срок до дата
По информации МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (л------) строительно-монтажные работы на объекте выполнены, проведены пусконаладочные работы, вводу объекта в эксплуатацию препятствует отсутствие на объекте электроснабжения по постоянной схеме и невыполнение работ по санированию хозяйственно-бытовой канализации, попадающей в зону строительства, в связи с чем в текущем году организованы работы по корректировке проектной документации.
Общая стоимость исполненных работ по контракту составляет ------ рубля при цене контракта ------. Данные работы выполнены в период с дата. и оплачены в полном объеме в указанный период. Соответственно стоимость неисполненных работ по контракту составляет ------.
Мировым судьей установлено, что МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» предпринимались меры для исполнения контракта, в частности после обнаружения необходимости перекладки существующего канализационного коллектора:
в ------. производились расчеты стоимости предполагаемых работ по устранению проблемы с коллектором: ООО «Газпроект-1» был произведен предварительный расчет стоимости перекладки сети канализации;
проведен технический совет по вопросу защиты хозяйственно-бытового канализационного коллектора АО «Водоканал», попадающего в зону производства работ, с участием представителей заказчика, подрядчика, ООО «Дорэксперт», ООО «Газпроект-1»; технический совет от дата решил направить запрос в АО «Водоканал» о выдаче актуальных технических условий на перенос или защиту коллектора, ООО «Газпроект-1» разработать проектно-сметную документацию по защите коллектора, а подрядчику ООО «Специализированный застройщик «ЦентрЖилСтрой» выполнить данные работы. В этот же день в АО «Водоканал» Учреждением была направлена заявка на выдачу технических условий;
дата получены технические условия на защиту сетей водоотведения от АО «Водоканал»;
дата Учреждением заключен контракт с ООО «НПО «Проектор» на разработку двух разделов «Санация» и «Внешнее электроснабжение». Разделы были разработаны и сданы Заказчику дата;
дата Учреждение и ООО «Специализированный застройщик «ЦентрЖилСтрой» заключили дополнительное соглашение ----- к контракту;
дата Учреждением заключен контракт с ООО «НПО «Проектор» на корректировку основного проекта;
в дата проведена корректировка основного проекта и в период с дата проводилась работа по направлению проекта на предэкспертное рассмотрение;
дата Учреждением был заключен договор с АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на проведение проверки откорректированного проекта;
дата было получено положительное заключение госэкспертизы;
дата Учреждение уведомило подрядчика о получении положительного заключения госэкспертизы на проект и просило направить своего представителя для получения проектно-сметной документации для продолжения работ по контракту;
дата в адрес Подрядчика направлено дополнительное соглашение ----- об увеличении стоимости работ по санации, однако дата подрядчик отказался от подписания дополнительного соглашения и выполнения работ;
дата Учреждение направило в адрес подрядчика соглашение о расторжении контракта;
дата Учреждением заключен контракт с АО «Водоканал» на выполнение работ по санации коллектора. Работы выполнены и сданы заказчику дата
Прекращая производство по делу, мировой судья указал, что предпринятые Учреждением меры для исполнения контракта подтверждают отсутствие оснований для привлечения Учреждения к ответственности по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует такой необходимый признак состава вменяемого ему правонарушения как вина в неисполнении государственного контракта в установленный срок.
Учитывая вышеперечисленные действия, совершенные Учреждением, оснований не согласиться с этим выводом, суд не находит. Вышеперечисленные действия Учреждения опровергают довод протеста о том, что заказчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая положения ст.740 Гражданского кодекса Российской Федерации, судья также соглашается с выводом мирового судьи о том, что диспозиция данной статьи предусматривает административную ответственность не заказчика работ, а лиц, выполняющих обязательства, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика. Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» является заказчиком.
Определяющим для квалификации административного правонарушения по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего, сведения о чем должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении, направляемых судье суда общей юрисдикции на рассмотрение.
В соответствии со ст.25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (части 1 и 2).
В силу части 3 указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 7 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Учитывая, вышеизложенное, судья не находит оснований не согласиться с выводом мирового судьи о том, что в представленных материалах отсутствуют сведения о потерпевшем, в то время как для реализации проекта по строительству очистных сооружений были выделены денежные средства из бюджетов трех уровней (федерального, республиканского и городского), сведения, позволяющие оценить существенность вреда от правонарушения конкретному потерпевшему.
Доводы протеста направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств.
Несогласие с оценкой установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не допущено.
Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется, в связи с чем протест удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» оставить без изменения, а протест Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова