№ 5-1/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 января 2024 года г.Вичуга
Судья Вичугского городского суда Ивановской области Бразер А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия «Комсервис» поселка Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области (далее – МУП «Комсервис» пос.Старая Вичуга, МУП «Комсервис», МУП, предприятие), находящегося по адресу: 155310, Ивановская область, Вичугский район, пос.Старая Вичуга, ул.Клубная, д.1, ИНН 3701049881, ОГРН 1113701000621,
УСТАНОВИЛ:
МУП «Комсервис» пос.Старая Вичуга совершило использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования таким объектом, при следующих обстоятельствах.
МУП «Комсервис», осуществляющее водоотведение в пос.Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области, а именно прием сточных вод от абонентов из Старовичугского городского поселения (физических и юридических лиц), производило на территории данного городского поселения сброс указанных сточных вод без очистки в реку Вичужанка через 3 выпуска эксплуатируемой канализационной сети, что является формой водопользования, в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее Департамент) – о предоставлении этого водного объекта (р.Вичужанка) в пользование МУП, чем нарушило ст.11 Водного кодекса РФ, что выявлено Департаментом по итогам выездной внеплановой проверки, оконченной 14 ноября 2023 года.
В судебном заседании законный представитель привлекаемого к ответственности юридического лица – директор МУП «Комсервис» Г. не оспаривал сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении и акте выездной проверки. Пояснил, что предприятие ранее подавало заявки на получение р.Вичужанка в пользование, однако получало отказы ввиду отсутствия в канализационной сети контрольно-измерительной аппаратуры, которую он не видит смысла устанавливать, пока в поселении отсутствуют очистные сооружения, вопросом появления которых с 2016 года занимается учредитель предприятия – администрация поселка. Проектно-сметная документация на очистные сооружения подготовлена, однако стоимость их возведения, превышающая 300 млн рублей, непосильна ни для предприятия, ни для муниципального бюджета. Полагал приостановление деятельности предприятия по приему сточных вод невозможным ввиду отсутствия альтернативы по их утилизации.
Исследовав представленные документы, выслушав доводы законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, судья приходит к следующему.
МУП «Комсервис» создано Постановлением Главы Старовичугского городского поселения от 15.09.2016 №160. За МУП на праве хозяйственного ведения закреплено соответствующее муниципальное имущество, в том числе канализационная сеть.
В поселке Старая Вичуга МУП «Комсервис» осуществляет водоотведение, являясь одновременно гарантирующей и транзитной организацией (п.6, п.25.1 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно протоколу осмотра выпусков канализационной системы пос.Старая Вичуга от 31 октября 2023 года и акту выездной внеплановой проверки от 14 ноября 2023 года, сточные воды в пос.Старая Вичуга собираются в канализационную сеть и сбрасываются в границах населенного пункта в р.Вичужанка без очистки через 3 выпуска.
Система канализации, эксплуатируемая МУП, поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В произведенных в ходе проверки пробах сточных вод обнаружено превышение по ряду показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ.
Согласно справке МУП «Комсервис» о количестве обслуживаемых абонентов, оно принимает стоки как от населения Старовичугского городского поселения (1250 лицевых счетов), так и 32 организаций, включая социальные учреждения (2 детских сада, 2 школы, больница, пожарная часть) и коммерческие предприятия.
На основании п.19 ч.1 ст.1 Водного Кодекса РФ (далее – ВК РФ) сточными водами являются, в том числе сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования.
В силу ст.37, ч.1 ст.44 ВК РФ сброс сточных вод в водный объект, в частности, в реку (ст.5 ВК РФ) является одной из форм водопользования.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.11 ВК РФ право пользования поверхностным водным объектом для сброса сточных вод возникает на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ч.1 ст.8 ВК РФ такие водные объекты, как река, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу п.1 ч.1 ст.26 ВК РФ полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование на основании решений передано органам государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п.3.8.7 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 г. № 565-п, Департамент осуществляет полномочия РФ в области водных отношений, в том числе по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ивановской области, в пользование на основании решений о предоставлении.
12 февраля 2020 года и 12 апреля 2021 года МУП «Комсервис» обращалось в Департамент с заявками на получение такого решения в отношении р.Вичужанка, однако в обоих случаях получало отказ в их рассмотрении ввиду некомплектности представленных документов.
Между тем, как видно из данных отказов (отметок в перечне требуемых документов) принятие заявки на получение решения о предоставлении водного объекта в пользование не ставилось Департаментом в зависимость от наличия очистных сооружений.
В этой связи следует отметить, что принятие мер к появлению в Старовичугском городском поселении очистных сооружений не равнозначно принятию мер по получению решения о предоставлении реки в пользование.
Более того, на момент обращения МУП с заявкой на получение решения в апреле 2021 года состав документов, необходимых для предоставления водного объекта в пользование, был предусмотрен Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844, в которых содержалось требование о приложении к заявке сведений о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества сточных вод и воды в водном объекте. Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 №18 данное постановление отменено и утверждены новые Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, где требований о наличии контрольно-измерительной аппаратуры качества воды не содержится. При этом в силу п.21 названных Правил требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных этими Правилами, не допускается.
Однако в дальнейшем МУП «Комсервис» заявок на предоставление водного объекта в пользование более не подавало, ограничившись направлением 10 октября 2023 года обращения в Департамент за разъяснениями.
Направление такого обращения не равнозначно подаче заявки, поскольку в силу п.31 вышеприведенных Правил отказ в предоставлении водного объекта в пользование может быть обжалован в судебном порядке.
31 октября 2023 года при осмотре канализационных стоков в пос.Старая Вичуга в ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом Департамента выявлено, что МУП «Комсервис» осуществляет сброс неочищенных стоков в р.Вичужанка.
Решение о предоставлении этого водного объекта в пользование у МУП отсутствует.
Таким образом, предприятие путем сброса сточных вод в р.Вичужанка использовало данный водный объект в отсутствие решения о предоставлении его в пользование, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП «Комсервис» могло законно осуществлять использование р.Вичужанка для сброса стоков лишь при получении решения о предоставлении этого водного объекта в пользование, однако осуществляло эту деятельность в отсутствие такого решения.
После получения в апреле 2021 года отказа в рассмотрении заявки на получение данного решения ввиду некомплектности предоставленных документов всех должных мер к исправлению данной ситуации предприятие не предпринимало.
Доводы законного представителя МУП о необходимости строительства очистных сооружений перед получением решения о предоставлении р.Вичужанка в пользование несостоятельны, поскольку оформление такого решения при эксплуатации водного объекта – это самостоятельное требование законодательства.
Согласно своему Уставу МУП «Комсервис» является коммерческой организацией с самостоятельным финансовым балансом; полученные от используемого имущества доходы поступают в хозяйственное ведение предприятия; за свою деятельность оно взимает плату с абонентов.
В соответствии со ст.7.6 КоАП РФ использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Совершение МУП «Комсервис» пос.Старая Вичуга данного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- учредительными документами МУП, договором и актом о передаче предприятию канализационных сетей;
- актом выездной внеплановой проверки, в ходе которой было выявлено вмененное правонарушение;
- протоколом осмотра канализационных выпусков, эксплуатируемых МУП;
- протоколами испытаний отобранных сточных вод;
- протоколом об административном правонарушении;
- служебной запиской начальника отдела водных ресурсов, экологической экспертизы и особо охраняемых природных территорий Департамента об отсутствии у предприятия решения о предоставлении водного объекта в пользование;
- показаниями директора предприятия.
При данных обстоятельствах действия МУП по использованию водного объекта без документов, на основании которых возникает такое право, суд признает правонарушением и квалифицирует эти действия по ст.7.6 КоАП РФ.
При этом правонарушение в данном случае состоит именно в использовании водного объекта без документов, дающих на это право, поскольку решение о закреплении за МУП имущества, в том числе канализационных выпусков, было принято уже в момент создания предприятия, а водопользование происходит в виде сброса сточных вод, т.е. со стороны предприятия не было самовольного занятия водного объекта.
Кроме того, поскольку договор водопользования с предприятием не заключался, решение о предоставлении водного объекта в пользование ему не выдавалось, в действиях МУП отсутствует и водопользование с нарушением его условий.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, сопряженного в данном случае со сбросом неочищенных канализационных стоков в водный объект, на пользование которым привлекаемым к ответственности лицом не получено решение, достаточных оснований для признания этого правонарушения малозначительным согласно ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При определении вида и размера наказания подлежат учету имеющиеся смягчающее и отягчающее ответственность обстоятельства, характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица.
Смягчающим обстоятельством судья на основании п.4 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ признает оказание МУП содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, что выразилось в предоставлении предприятием Департаменту и суду необходимых для рассмотрения дела документов, и в изложении своих показаний директором предприятия.
Отягчающим ответственность обстоятельством судья на основании п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ признает повторное совершение предприятием однородного административного правонарушения, т.к. постановлением судьи Вичугского городского суда от 14.12.2022 оно было привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение, а назначенное наказание было исполнено в феврале 2023 года.
Оценивая финансовое и имущественное положение привлекаемого к ответственности юридического лица, судья принимает во внимание то, что оно является муниципальным, имеет кредиторскую задолженность, несет бремя гарантирующей организации.
При данных обстоятельствах судья признает справедливым и отвечающим цели предупреждения новых правонарушений назначение наказания в виде административного штрафа в размере, близком к минимальному.
Судья принимает во внимание мнение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, приведенное в определении о передаче дела на рассмотрение судье, о необходимости приостановления деятельности привлекаемого к ответственности лица, однако с учетом характера предоставляемых МУП «Комсервис» услуг (прием и отведение канализационных стоков) считает такое приостановление нецелесообразным, поскольку его применение может привести к крайне неблагоприятным для абонентов МУП последствиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░.░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.7.6 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 55 000 (░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░);
░░░ 3702640857;
░░░ 370201001;
░░░░░ 24701000;
░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░) 40102810645370000025;
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 03100643000000013300;
░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░;
░░░ 012406500;
░/░ 04332021320 ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░ – 04111601072010000140.
░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░.1 ░░.32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ 60-░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.31.5 ░░░░ ░░. ░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.32.2 ░░░░ ░░, ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░