Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-155/2021 от 16.06.2021

Дело № 12-155/2021

11RS0004-01-2021-001867-08

Р Е Ш Е Н И Е

    22 июля 2021 года г. Печора Республика Коми

    Судья Печорского городского суда Республики Коми, находящегося по адресу: г.Печора, ул. Спортивная д.44, Васевчик Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, Поздеева Ю. А.Гудзоватого Д. И., действующего на основании доверенности, жалобу должностного лица и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеева Ю. А. на постановление начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №05-29/2021 от 02.06.2021 о привлечении к административной ответственности по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №05-29/2021 от 02.06.2021 должностное лицо – и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеев Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.14 ч.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным выше постановлением, должностное лицо – и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеев Ю.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление признать незаконным и отменить ввиду отсутствия в действиях события административного правонарушения, указывая в обоснование жалобы, что с 26.03.2018 был принят на работу в МУП «Горводоканал» в должности начальника участка водоотведения, 01.10.2020 был переведен на должность главного инженера МУП «Горводоканал», с 18.01.2021 на него возложены функции и.о. директора МУП «Горводоканал». В период с 26.03.2018 по 31.12.2020 заявитель не обладал организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, позволяющими принимать решение по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. С мая 2006 года МУП «Горводоканал» находится в крайне тяжелом финансовом положении, связи с чем, оплатить взносы не было возможности, заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Поздеева Ю.А. – Гудзоватый Д.И., действующий на основании доверенности, на жалобе настаивал.

Дело рассматривалось в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судья, заслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Поздеева Ю.А.Гудзоватого Д.И., исследовав материалы административного дела, и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, находит жалобу МУП «Горводоканал» не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 стати 8.14 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сбросы химических веществ, иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.39 данного закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В ходе судебного заседания установлено,

20.05.2021 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальником отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в отношении и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеева Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении № 05-29/2021, из которого следует, что на основании Приказа №77 от 25.02.2021 в период с 05.04.2021 по 30.04.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица МУП «Горводоканал» согласно Плану контрольно-надзорной деятельности на 2021 год по объекту негативного воздействия на окружающую среду №87-0111-001041-П «Очистные сооружения канализации с выпуском», в ходе которой установлено, что МУП «Горводоканал» в ходе своей хозяйственной деятельности осуществляет эксплуатацию биологических очистных сооружений канализации ********** расположенных по адресу: **********, на праве хозяйственного Ведения согласно Постановлению администрации МО МР Печора №292 от 23.03.2006г.

При проведении проверки установлено следующее:

Водопользование в части сброса сточных вод через выпуска №1 - в водный объект реку Печора осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование №11-03.05.01.002-0-РСВХ-С-2017-04855/00 от 28.11.2017г. до 02.10.2022г. географическими координатами места выпуска сточных вод 65°06"28" СШ, 57°06"40" Bjl с допустимым объемом сброса сточных вод в ********** не более 5630,0 тыс. м3/год Оформлено Разрешение №34-С на сбросы веществ (за исключением радиоактивны* веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 13.09.2018г. по 9 июля 2023г.

Очистные сооружения канализации МУП «Горводоканал» включены в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC), с присвоенным кодом объекта 87-0111-001041 (свидетельство о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативной воздействие на окружающую среду № AOUOMEPP от 29.12.2016). Местонахождение объекта: 169600 Республика Коми **********.

Согласно Постановления Правительства РФ от 31.12.2020г. N2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, П, III и IV категорий» МУП «Горводоканал» относится к объектам II категории, с осуществлением хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных под централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки).

Река Печора является водным объектом федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов (п. 2 п.п. а) Постановление Правительства РФ от 28.08.2015г. №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»). В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 октября 2014 г. N 414 "Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна" река Печора является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного использования.

В соответствии с ч.1 ст.21-22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций природной среды (водного объекта).

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016г. N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Величины допустимой концентрации загрязняющего вещества в пределах нормативов допустимого сброса в сточных водах по всем выпускам установлены Разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами №34-С на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 13.09.2018г. и определяются требованиями Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. N 552.

Производственный контроль за качеством сбрасываемых сточных вод, качеством водного объекта выше и ниже сброса стоков осуществляет собственная испытательная лаборатория (Заключение №630 о состоянии измерений от 18.03.2019 г.)

По данным производственного лабораторного контроля по Протоколам испытаний за 2020-2021г.г. сброс загрязняющих веществ со сточными водами превышает нормативы допустимых концентраций вредных веществ, установленных в Разрешении на сброс загрязняющих веществ №34-С от 13.09.2018г., установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016г. N 552. Превышения составили: по взвешенным веществам до 1,6р, БПКполн до 3,0р, фосфору фосфатам до 2,6р; железу до 2,1 раза; меди до 2,8р; марганцу до 1,7р.

В ходе проверки был произведен отбор проб сбрасываемых сточных вод от 06.04.2021 (протокол КХА №167-В-21С-от 22.04.2021г.) специалистами ФГУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» (ЦЛАТИ по Республике Коми) и установлено, что сброс загрязняющих веществ со сточными водами превышает установленные нормативы допустимого сброса в сточных водах: по взвешенным веществам в 3р, БПК5 26,0p, фосфат ионам в 11,7р; железу в 1,8 раза; меди в 22,0р; марганцу в 5,2р, фенолам в 2р, АСПАВ в 1,4р, н/в 2р, иону аммония в 46р.

При визуальном осмотре объектов HBOC №87-0111-001041-П «Очистные сооружения канализации с выпуском» от 6 апреля 2021 установлено, что канализационные очистные сооружения производительностью 40 тыс. м3/в сутки в составе: приемная камера, песколовки, первичные отстойники, аэротенки- смесители, вторичные отстойники, минерализатор, цех механического обезвоживания, иловые площадки. Фактическое поступление 13-15 тыс. м3/сут. В работе 1 секция аэротенков из 3-********** площадки заполнены. Вывоз подсушенного осадка не производится. | Вследствие чего, по причине недостаточной выгрузки осадка происходит неполное удаление, гниение осадка в отстойниках и привнесение вторичных загрязнений в очищенную воду. Имеет место неудовлетворительная работа вторичных отстойников. Технологический режим эксплуатации сооружений не обеспечивается.

В ходе проверки установлено, что учет объемов сточных вод осуществляется техническим устройством «лоток Вентури» по уровню воды. Представлено свидетельство о поверке линейки №313555 ФБУ Коми ЦСМ от 14.12.2020 до 13.12.21 Госреестр №66266-16. Метод учета объемов сточных вод с отделом водных ресурсов по РК ДП БВУ не согласован (письмо № 15/307 от 29.04.2021).

Согласно ч.1 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ФЗ №102), тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Согласно части 6 статьи 12 «сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений».

Данное техническое устройство - «лоток Вентури» отсутствует в федеральном информационном фонде по обеспечению единства средств измерений, не включен в государственный реестр средств измерений, т.е. не относится к аттестованным средствам измерений, что подтверждается письмом отдела государственного контроля и надзора в РК СЗМТУ Росстандарта (от 29.04.2021 №3/154) и письмом ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний и Республике Коми» (от 23.04.2021 №05-21/3091).

Должностное лицо, ответственное за обеспечение требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды – и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеев Ю.А., приказ о возложении обязанностей директора №11-П от 15.01.2021, приказ от 01.10.2020 о переводе главным инженером, приказ о назначении ответственных лиц за охрану окружающей среду МУП «Горводоканал» ********** №155/1-П от 02.06.2014.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.

Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По смыслу статьи 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

    Доводы об отсутствии у заявителя в период с 26.03.2018 по 31.12.2020 организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, позволяющих принимать решение по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, судом не принимаются, поскольку на момент обнаружения административного правонарушения (30.04.2021) Поздеев Ю.А. являлся должностным лицом, на которое возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, являлся ответственным лицом за обеспечение требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды и имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусматривается административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлены.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что факт нарушения и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеевым Ю.А. ч.1 ст.44, ч.2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, п.1 ч.б ст.60 Водного Кодекса РФ от 03.06.2006г., Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", ч.1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» п.5.11 Приказа МПР РФ от 9.11.2020 №903 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объемов сброса сточных вод..», выразившийся в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, доказан, в связи с чем, действия должностного лица правильно квалифицированы административным органом по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ.

Доводы о тяжелом материальном положении предприятия являлись предметом оценки при вынесении постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности и правомерно отклонены.

    Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется. Характер совершенного правонарушения, посягающего на охраняемые законом правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования, общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, жизни и здоровья граждан, не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным.

Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность обжалуемого постановления, не освобождают и.о. директора МУП «Горводоканал» от обязанности соблюдения требований закона и не могут являться основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности за совершенное правонарушение.

    Таким образом, постановление начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №05-29/2021 от 02.06.2021 о привлечении должностного лица - и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеева Ю.А. к административной ответственности по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст.8.14 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №05-29/2021 от 02.06.2021 о привлечении должностного лица - и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеева Ю. А. к административной ответственности по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу должностного лица - и.о. директора МУП «Горводоканал» Поздеева Ю. А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его провозглашения либо получения копии данного решения через Печорский городской суд.

Судья Е.П. Васевчик

12-155/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Поздеев Юрий Алексеевич
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Васёвчик Евгения Петровна
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
15.06.2021Материалы переданы в производство судье
17.06.2021Истребованы материалы
02.07.2021Поступили истребованные материалы
22.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2021Дело оформлено
14.08.2021Вступило в законную силу
24.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее