Судья: Бредихин А.В. Дело № 33а-1965/2020
УИД: 63RS0007-01-2019-003656-37
Дело № 2а-3008/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Лазаревой М.А., Толмосовой А.А.,
при секретаре – Латыповой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Милютина В.А. и Милютиной Т.Н. на решение Волжского районного суда Самарской области от 29 ноября 2019 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Милютиной Т.Н., Милютина В.А. и их представителя Шарафутдиновой З.И. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации муниципального района Волжский Самарской области Калгатиной Т.Н. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Милютин В.А., Милютина Т.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений администрации муниципального района Волжский Самарской области.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01 августа 2017г. № 1513 семья административных истцов с двумя несовершеннолетними детьми признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и включены в список участников программы «Молодой семье - доступное жилье» до 2021г. государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2021г. в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01 августа 2019г. № 1119 (выписка от 05 августа 2019г. № 245) «О жилищных вопросах» семья Милютиных снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области, и исключена из списка участников программы «Молодой семье - доступное жилье» до 2021г.» со ссылкой на пункт 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. С данным постановлением администрации они не согласны, считают его незаконным, нарушающим их права и законные интересы, предусмотренные частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1, статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Административные истцы полагают незаконным утверждение о том, что на основании постановления администрации муниципального района Волжский Самарской области от 30 декабря 2014г. №3713 им предоставлен земельный участок в общую совместную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории земель населенных пунктов, т.е. для индивидуального жилищного строительства, поскольку у них отсутствует финансовая возможность построить на указанном земельном участке жилой дом. Таким образом, сам по себе факт предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку потребность в улучшении жилищных условий не разрешена. Нуждающимися в улучшении жилищных условий административные истцы признаны намного позже, чем административный ответчик предоставил им в общую совместную собственность земельный участок. Административные истцы полностью соответствуют условиям, предусмотренным для участия в Программе «Молодой семье - доступное жилье» в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013г. N684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2021г." Какие-либо иные основания для снятия их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией в постановлении не указано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства административные истцы просили суд признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01 августа 2019г. № 1119 в части снятия их семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области, и исключения из списка участников программы «Молодой семье - доступное жилье» до 2021г.; обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области восстановить их семью в списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и участников программы «Молодой семье - доступное жилье» до 2021г.; обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области возместить понесенные ими судебные расходы.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 29 ноября 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Милютин В.А., Милютина Т.Н. просят решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование те же доводы, что и в административном исковом заявлении.
В заседании суда апелляционной инстанции Милютина Т.Н., Милютин В.А. и их представитель по доверенности Шарафутдинова З.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель администрации муниципального района Волжский Самарской области Калгатина Т.Н. (по доверенности) возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи, с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении дела об оспаривании решения государственного органа, органа или организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определены в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частности, суд обязан проверить содержание оспариваемого решения на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 4 части 9), проверить наличие оснований для принятия оспариваемого решения и обоснованность его принятия (подпункт "в" пункт 3 части 9). При этом выводы, положенные в основу принятого решения, должны быть подтверждены, то есть обоснованны.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Исходя из содержания части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 ).
В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Главы администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01 августа 2017г. № 1513 (выписка от 01 августа 2017г. № 458) «О жилищных вопросах» семья Милютиных в составе 4 человек включая двоих несовершеннолетних детей признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей участников областной целевой и муниципальной программ «Молодой семье – доступное жилье» до 2020г. в 2018г.
Постановлением Главы Администрации муниципального района Волжский Самарской области № 1119 от 01 августа 2019г. (выписка от 05 августа 2019г. № 245) семья Милютиных в составе 4-хчеловек снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и исключена из списка участников программы «Молодой семье – доступное жилье» до 2021г. государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021г. в рамках мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» Госпрограммы, в связи с предоставлением земельного участка в общую совместную собственность как молодой семье, на основании постановления администрации муниципального района Волжский Самарской области от 30 декабря 2014г. №3713, для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к категории - земли населенных пунктов.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок предоставлен семье Милютиных в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005г. N 94-ГД "О земле", согласно которому земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек, муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек - для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства: молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района, на территории которого постоянно проживают супруги.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
В силу статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании постановления администрации муниципального района Волжский Самарской области от 30 декабря 2014г. № 3713, Милютину В.А. и Милютиной Т.Н. предоставлен в общую совместную собственность бесплатно земельный участок (земли населенных пунктов), площадью 1 500 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №.
Право собственности Милютина В.А. и Милютиной Т.Н. на данный земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов, разрешённое использование – для ведения личного подсобного хозяйства, зарегистрировано в установленном законом порядке (запись о регистрации от 03 февраля 2015г. № 63-63/001-63/001/500/2015-1020/1).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные административными истцами требования и отказывая в их удовлетворении, пришел к выводам, что семье Милютиных в установленном порядке органом местного самоуправления фактически предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, на котором допустимо (разрешено) строительство индивидуального жилого дома.
При этом суд исходил из того, что предоставленный в установленном порядке органом местного самоуправления Милютину В.А. и Милютиной Т.Н. земельный участок с кадастровым номером № находится в границах <адрес> и согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области (в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Просвет муниципального района Волжский Самарской области от 25 апреля 2014г. № 165, от 29 июня 2016г. № 46, от 29 декабря 2016г. № 72) находится в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу приведённых выше норм действующего законодательства, а также представленных документов, оспариваемое постановление Главы администрации муниципального района Волжский Самарской области № 1119 от 01 августа 2019г. (выписка от 05 августа 2019г. № 245), которым семья Милютиных имеющая двух несовершеннолетних детей снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального района Волжский Самарской области и исключена из списка участников программы «Молодой семье – доступное жилье» до 2021г. государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021г. в рамках мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» Госпрограммы, является правомерным, поскольку установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выводы суда о необоснованности требований административных истцов соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем признаются судебной коллегией правильными, оснований для их переоценки не имеется, поскольку выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что административные истцы реализовали свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки путем приобретения земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, и претендовать на предоставление указанных мер повторно не может.
Ссылка административных истцов на то, что их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий намного позже, чем им предоставлен в общую совместную собственность земельный участок, соответствует условиям, предусмотренным для участия в Программе «Молодой семье - доступное жилье» в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013г. №684 «Об утверждении государственной программы Самарской области» до 2021г.», отклоняется судебной коллегией, поскольку в силу прямого указания закона (пункт 5 часть 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
В данном случае, земельный участок предоставлен административным истцам как молодой семье в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005г. N 94-ГД «О земле». Таким образом, в связи с предоставлением бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (индивидуального жилищного строительства) семья Милютиных в силу вышеприведенным норм действующего законодательства на момент вынесения постановления Главы администрации муниципального района Волжский Самарской области от 01 августа 2017г. №1513 уже утратила статус нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Само по себе обстоятельство того, что у административных истцов в настоящее время отсутствует финансовая возможность строительства жилого дома на предоставленном им бесплатно в собственность земельном участке, не имеет решающего и правового значения для удовлетворения административного иска, не нарушает жилищные права истцов, а также права и интересы несовершеннолетних детей.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административных истцов (в лице представителя по доверенности), выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит. В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Разрешая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 29 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Милютина В.А. и Милютиной Т.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –