Дело №2-3534/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2016 года г.Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шарифуллина В.Р.
при секретаре Фарукшиной З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильмановой Д.А. к Управлению пенсионного фонда России в Московском районе г. Казани о защите пенсионных прав, признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, о включении периода работы в трудовой стаж и о признании права на досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Гильманова Д.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда России в Московском районе г. Казани о защите пенсионных прав, признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, о включении периода работы в общий трудовой стаж и о признании права на досрочную страховую пенсию, сославшись в обоснование иска на те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган за назначением ей досрочной страховой пенсии ввиду наличия требуемого специального стажа по медицинской деятельности, однако своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган отказал в назначении пенсии, мотивировав свое решение отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа на день обращения заявителя, подсчитав специальный стаж истицы продолжительностью 26 лет 1 месяц 15 дней. В специальный стаж истицы, предоставляющий льготы при назначении страховой пенсии, не были включены периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 8 месяцев 11 дней) в должности медицинского статистика в Кожно-венерологическом диспансере Фрунзенского Райздравотдела <адрес>, поскольку Правила исчисления стажа, утвержденные в 2002 году, не предусматривают указанную должность в качестве должности медицинского персонала, работа в которой засчитывается в специальный стаж. Кроме того, ответчик отказал во включении в специальный стаж периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача-педиатра 1-ого поликлинического отделения «Городская детская больница №» <адрес>, поскольку работодателем не были представлены данные за 2016 год. Не согласившись с отказом пенсионного органа, Гильманова Д.А. обратилась в суд.
В судебном заседании Гильманова Д.А. поддержала заявленные требования и доводы в их обоснование.
Представитель пенсионного органа Р.Р. Гамиров в суд не явился, направив письменные возражения по заявленным требованиям, в которых посчитал решение пенсионного органа законным и обоснованным.
Заслушав объяснения истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, правом на досрочное назначение пенсии имеют средний медицинский персонал, однако должность медстатистика названными правовыми документами не предусмотрена.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1066, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет по лечебной и иной работе по охране здоровья населения, должность медстатистика не предусмотрена.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, в соответствии с которым право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, и Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно Списку N 464 право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П за периоды работы до вступления в силу Постановления Правительства РФ N 781 (до ДД.ММ.ГГГГ) может применяться ранее действующие нормативные акты. То есть при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период.
Учитывая разъяснения п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 14 Постановления N 30 при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон С. от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в данный список включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно общероссийского классификатора занятий ОК 010-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 298, введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ в составной группе 322 дана характеристика среднего медицинского персонала.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1183н утверждена номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников. Согласно данной номенклатуре в графе Медицинские работники предусмотрена в качестве должности специалиста со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал): медицинский статистик.
Судом установлено, что Гильманова Д.А. обратилась в Управление пенсионного фонда России в Московском районе г. Казани ДД.ММ.ГГГГ за назначением ей досрочной страховой пенсии ввиду наличия требуемого специального стажа по медицинской деятельности, однако своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган отказал в назначении пенсии, мотивировав свое решение отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа на день обращения заявителя, подсчитав специальный стаж истицы продолжительностью 26 лет 1 месяц 15 дней.
В специальный стаж истицы, предоставляющий льготы при назначении страховой пенсии, не были включены периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 8 месяцев 11 дней) в должности медицинского статистика в Кожно-венерологическом диспансере Фрунзенского Райздравотдела <адрес>, поскольку Правила исчисления стажа, утвержденные в 2002 году, не предусматривают указанную должность в качестве должности медицинского персонала, работа в которой засчитывается в специальный стаж.
Оценивая доводы истицы, суд, на основании приведенных выше норм права, соглашается с доводами, изложенными Гильмановой Д.А. в иске, поскольку в период с 1985 года по 1988 годы должность медицинского статистика относилась к среднему медицинскому персоналу, что предоставляло работникам, занятым на указанной должности, право на льготную выслугу. Факт работы Гильмановой Д.А. в указанный период в должности медицинского статистика подтверждается документально: трудовой книжкой истицы, ответом Городского кожно-венерологического диспансера <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, из которых усматривается, что Гильманова Д.А. непрерывно и на полную ставку работала в указанной должности, без предоставления ей административных отпусков.
По изложенным основаниям спорный период работы подлежал включению в специальный стаж Гильмановой Д.А. и должен был учитываться пенсионным органом при оценке пенсионных прав истицы.
Кроме того, ответчик отказал во включении в специальный стаж периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача-педиатра 1-ого поликлинического отделения «Городская детская больница №» <адрес>, поскольку работодателем не были представлены данные за 2016 год. Принимая во внимание, что на день судебного разбирательства ГАУЗ «Городская детская больница №» предоставила сведения, согласно которым Гильманова Д.А. продолжает работать в должности участкового врача-педиатра в указанном учреждении, спорный период также подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы.
Таким образом, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о законности и обоснованности вынесенного по факту обращения Гильмановой Д.А. решения об отказе в назначении ей пенсии, так как к подсчитанному ответчиком периоду 26 лет 1 месяц 15 дней подлежат суммированию периоды работы 3 года 8 месяцев 11 дней и 2 месяца 9 дней, что в сумме составляет продолжительность 30 лет 0 месяцев 4 дня – на день обращения в пенсионный орган.
А потому требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Гильмановой Д.А. к Управлению пенсионного фонда России в Московском районе г. Казани о защите пенсионных прав, признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, о включении периода работы в общий трудовой стаж и о признании права на досрочную страховую пенсию – удовлетворить.
Признать не соответствующим закону решение Управления пенсионного фонда России в Московском районе г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Гильмановой Д.А. во включении в ее специальный стаж периодов работы и назначения досрочной страховой пенсии.
Включить в специальный трудовой стаж Гильмановой Д.А. периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 8 месяцев 11 дней) в должности медицинского статистика в Кожно-венерологическом диспансере Фрунзенского Райздравотдела <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача-педиатра 1-ого поликлинического отделения «Городская детская больница №» <адрес>.
Признать за Гильмановой Д.А. право на досрочное назначение страховой пенсии со дня ее обращения в пенсионный орган.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через Московский районный суд г. Казани со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья: В.Р. Шарифуллин