Мировой судья судебного
участка № <адрес> РС (Я) ФИО3
Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 29 сентября 2022 года
Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н.П., единолично, при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственности «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, возмещении судебных расходов,
установил:
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Саха (Якутия) отДД.ММ.ГГГГ исковое требование ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» к ФИО1 и Е.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворено, с ФИО1 и ФИО2 солидарно в пользу ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» взысканы сумма задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с декабря 2019 года по апрель 2022 года в размере 14978 рублей 48 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 599 рублей, почтовые расходы в размере56 рублей, всего 15636 рублей 48 копеек.
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик ФИО2 подал апелляционную жалобу, мотивируя тем, что за указанный период услугами ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» не пользовались, договор в ними не подписывал, собравшийся мусор сортирует сам, пластиковые и иные сдает в пункты для приема вторичного сырья в <адрес>, бумажный мусор сжигает в бане, вывоз других отходов производит сам на личном транспорте. Просил отменить решение мирового судьи.
В судебное заседание представитель истца ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ», а также ответчики ФИО6 не явились, были извещены надлежащим образом. Судебная повестка была доставлена по адресу ответчиков, она ими не получена по причинам, зависящим от них, по извещению не явились. Ранее судебное заседание также было отложено в связи с не получением судебной повестки ФИО2, при этом о прошлом судебном заседании ФИО1 была извещена лично, судебную повестку получила. С учетом указанного, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчиков.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК РФ, принимая во внимание, что истец и ответчик извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, суд признает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец представил суду письменные возражения, в котором просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ответчиков и оставить решение суда без изменения.
Суд, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из положений ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия), по результатам конкурса, проведенного Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия), отобрано Общество с ограниченной ответственностью «ЯКУТСКЭКОСЕТИ», данный факт подтверждается протоколом отДД.ММ.ГГГГ №. Официальное предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО было опубликовано в газете «Якутия» выпуск№ (3334) от ДД.ММ.ГГГГ, а также на сайте истца опубликована публичная оферта на заключение договора. Ответчики с ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (Якутия). Намский улус, <адрес>,общей площадью 117.4 кв.м., что подтверждается выписка и ЕГРН.
Истец с декабря 2019 года по настоящее время занимается сбором, транспортированием, захоронением ТКО потребителей. Ответчиком оплата оказанных истцом услуг не производится, сдекабря 2019 года по апрель 2022 года задолженность составила14978 рублей 48 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона об отходах).
При этом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной впределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах).
Закон об отходах устанавливает, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона об отходах).
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641» (далее - Правила обращения с ТКО).
К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилогодома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения Правил обращения с ТКО применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 Правил обращения с отходами).
Правила об обращении отходов также раскрывают понятие "потребитель", которым является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Пункт 2 Правил обращения с отходами).
В силу статьи 24.6 Закона об отходах региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности. Ответчиком доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг, заключения ответчиком договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно, не представлено. Более того, ответчик в суде первой инстанции и в апелляционной инстанции пояснял, что самостоятельно занимается вывозом своего мусора при отсутствии соответствующей лицензии у ответчика.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 8(17) Правил обращения с ТКО потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8(5) - 8(7) Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Мировым судьей дана надлежащая оценка всем доводам сторон при рассмотрении настоящего гражданского дела, пришел к правильному выводу, что договор на оказание услуг между истцом и ответчиками является заключенным. При этом не представлено доказательств, что региональный оператор не оказывает услуги по обращению с ТКО на территории <адрес>, в том числе вс. <адрес> Республики Саха (Якутия), на территории которого проживают ответчики.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что они вывозят мусор сами, не пользуются услугами истца, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включённых в территориальную схему.
Вывоз твердых коммунальных отходов на территории <адрес> Республики Саха (Якутия) осуществляется, потребитель имеет возможность пользоваться всеми общедоступными контейнерными площадками, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчик не был лишён возможности получения услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами.
У потребителя собственника жилого дома или части жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах ответчик не может быть освобожден от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами, и оплате таких услуг.
Расчет истца о задолженности по оплате услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами судом правильно признан верным, ответчики суду первой инстанции не представили доказательств о составе семьи, постоянно проживающих гражданах.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, мировым судьей не допущено.
При таких обстоятельствах, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Саха (Якутия) отДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги оставить – без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.
Судья п/п Н.П. Каратаева
Копия верна, судья Н.П. Каратаева
Секретарь ФИО4