Дело № 2-459/2021
УИД 29RS0019-01-2021-000701-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 02 августа 2021 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,
с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Попова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц и Даниловой Г.В., к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Онежский межрайонный прокурор Федоровцев И.Д. обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Даниловой Г.В., к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на левобережной части г. Онега в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а также разместить на территории <Адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии от индивидуальных жилых домов в соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21.
В обоснование исковых требований указано, что межрайонной прокуратурой в ходе проверки по обращению Даниловой Г.В., а также мониторинга состояния законности в сфере обращения с ТКО, выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обращении с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации МО «Онежский муниципальный район». На территории Онежского муниципального района места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 на левобережной части г. Онеги с численностью жителей более 1000 человек не созданы, а деятельность ответчика по участию в организации накопления и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории <Адрес> не отвечает установленным вышеназванным требованиям закона, включая СанПиН 2.1.3684-21. Ответчиком не принято достаточных мер по размещению на территории <Адрес> необходимого количества контейнерных площадок с контейнерами на них для сбора твердых коммунальных отходов с учетом нормативных требований к расстоянию от контейнерных площадок до домовладений граждан. Так на территории <Адрес> размещается 2 контейнерные площадки, расстояние от которых до домовладений граждан, в частности, Даниловой Г.В. (447 м., 791 м.), что значительно превышает допустимое предельное 100 м. расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов по <Адрес>.
В судебном заседании прокурор Попов И.В. просил удовлетворить исковые требования.
Истец Данилова Г.В. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» полагает, что контейнерные площадки на территории <Адрес> обустроены в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. С требованием прокурора о создании мест (площадок) накопления ТКО на левобережной части <Адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 ответчик согласен.
В соответствии с п. 3 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» ... от <Дата> утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования «Кодинское». Данная схема согласована с Северодвинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области. Таким образом, в настоящее время в соответствии с Генеральной схемой санитарной очистки территории муниципального образования «Кодинское» на территории <Адрес> оборудованы 2 контейнерные площадки с количеством контейнеров 10 штук. Согласно п. 6 СанПиН <Дата>-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. Постановление Минлеспрома АО от 09.08.2019 N 24п внесены изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <Адрес>. Согласно утвержденным нормативам на 1 проживающего в домовладении в сельском населенном пункте норматив накопления твердых коммунальных отходов составляет 1,19 куб. м/год. Количество прописанных граждан на территории <Адрес> по состоянию на <Дата> составило 235 человек. Таким образом, количество контейнеров, необходимых к установке в соответствии с нормативами накопления ТКО на территории <Адрес> составило 8 штук.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации (далее ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых (коммунальных) отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На основании пунктов 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки. Площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и это не оспаривается ответчиком, что межрайонной прокуратурой в ходе проверки по обращению Даниловой Г.В., а также мониторинга состояния законности в сфере обращения с твердыми коммунальным отходами, выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обращении с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации МО «Онежский муниципальный район».
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение указанных выше правовых норм, на территории Онежского муниципального района места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 на левобережной части <Адрес> с численностью жителей более 1000 человек не созданы, а деятельность ответчика по участию в организации накопления и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории <Адрес> не отвечает установленным вышеназванным требованиям закона, включая СанПиН 2.1.3684-21. Ответчиком не принято достаточных мер по размещению на территории <Адрес> необходимого количества контейнерных площадок с контейнерами на них для сбора твердых коммунальных отходов с учетом нормативных требований к расстоянию от контейнерных площадок до домовладений граждан. На территории <Адрес> размещается 2 контейнерные площадки, расстояние от которых до домовладений граждан, в частности Даниловой Г.В. (447 м., 791 м.), что значительно превышает допустимое предельное 100 м. расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов по <Адрес>.
Проанализировав приведенные выше нормы права, оценив установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, с требованием Онежского межрайонного прокурора о создании мест (площадок) накопления ТКО на левобережной части <Адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 ответчик согласен.
Из установленного в судебном заседании усматривается и это не оспаривается ответчиком, что в нарушение п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 на территории <Адрес> размещается 2 контейнерные площадки, расстояние от которых до домовладений граждан по <Адрес> значительно превышает допустимое предельное 100 м. расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов.
Таким образом, у ответчика имеется неисполненная обязанность по обустройству и приведению контейнерных площадок в соответствие с положениями п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, которые содержат императивные требования к оборудованию контейнерных площадок.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время в соответствии с Генеральной схемой санитарной очистки территории муниципального образования «Кодинское» на территории <Адрес> оборудованы 2 контейнерные площадки с количеством контейнеров 10 штук, не могут являться основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей по соблюдению требований п. 4 СанПиН 2.1.3684-21. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что отсутствует возможность установить большее число контейнерных площадок в <Адрес> с равномерной установкой на них контейнеров, ответчиком не представлено. Вместе с тем Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования «Кодинское» была разработана и утверждена до введения в действие СанПиН 2.1.3684-21, в связи чем ответчик не лишен возможности привести Генеральную схему в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Ссылка ответчика на наличие в <Адрес> необходимого количества контейнерных площадок и контейнеров судом не принимается во внимание, поскольку прокурором заявлены иные требования, а именно об обеспечении допустимого предельного расстояния (100 метров) от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов по <Адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает объяснения сторон в данной части, фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, характер, степень сложности, при этом исходит из необходимости устранения допущенного ответчиком нарушения в максимально короткие сроки, и полагает возможным установить срок выполнения обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Администрация МО «Онежский муниципальный район» не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда (ст. 203 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц и Даниловой Г.В., к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на левобережной части <Адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а также разместить на территории <Адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии от индивидуальных жилых домов в соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...
...