Дело № 2-242/2020
55RS0013-01-2020-000264-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Исилькульский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановой Н.В.,
с участием прокурора Акатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле
18 мая 2020 года
дело по иску и.о. Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об устранении нарушений требований законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Исилькульского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование требований истец указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области защиты социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в деятельности Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, которой установлены следующие нарушения:
- для инвалидов по зрению не обеспечен беспрепятственный доступ в здание Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, расположенное по адресу: Омская область, Исилькульский район, с.Солнцевка, ул. Центральная, д. 1, а именно: отсутствуют информационная мнемосхема и тактильные направляющие полосы.
13.03.2020г. Исилькульской межрайонной прокуратурой в адрес главы Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения.
Из ответа на представление следует, что в установленные сроки допущенные нарушения не могут быть устранены, т.к. денежные средства в бюджете отсутствуют.
Указывает, что вышеуказанные нарушения требований федерального законодательства свидетельствуют о существенном ущемлении прав, свобод и законных интересов граждан, признанных инвалидами.
На основании вышеизложенного, просит суд обязать Администрацию Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы и тактильных направляющих полосок в здании Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, расположенном по адресу: Омская область, Исилькульский район, с. Солнцевка, ул.Центральная, д. 1.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Глава Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области Туров В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Пунктом 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон №384-ФЗ) предусмотрено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
С 15.05.2017г. введен в действие «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016г. №798/пр (далее – Свод правил), который предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Согласно п. 8.1.6 Свода правил, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2010г. №689-0-0, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ (статьи 1 и 7, статья 72, пункт «ж» части 1, статья 133 Конституции РФ, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой в сфере соблюдения законодательства в области защиты социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в деятельности Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, установлено, что в нарушение Федерального закона №181-ФЗ, Свода правил для инвалидов по зрению не обеспечен беспрепятственный доступ в здание Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, расположенное по адресу: Омская область, Исилькульский район, с.Солнцевка, ул.Центральная, д. 1, а именно: отсутствуют информационная мнемосхема и тактильные направляющие полосы.
По результатам проведения проверки Исилькульской межрайонной прокуратурой 13.03.2020г. в адрес главы Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в области защиты социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, подлежащее исполнению в месячный срок со дня его вынесения.
20.03.2020г. главой Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области предоставлен ответ на указанное представление, согласно которому беспрепятственный доступ в здание Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, расположенное по адресу: Омская область, Исилькульский район, с. Солнцевка, ул. Центральная, д. 1, для инвалидов по зрению действительно не обеспечен: отсутствуют информационная мнемосхема и тактильные направляющие полосы.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком до настоящего времени не устранены выявленные нарушения действующего законодательства и не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленные в обоснование исковых требований.
В связи с вышеизложенным, требования истца об обязании Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об обязании принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы и тактильных направляющих полос в здании Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193-195 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства в области защиты социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, при эксплуатации здания Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, Исилькульский район, с.Солнцевка, ул. Центральная, д. 1, а именно: установить информационную мнемосхему и тактильные направляющие полосы в здании Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд Омской области.
Судья О.В. Хоренко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.05.2020г.