Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1869/2022 ~ М-2463/2022 от 31.08.2022

Дело № 2-1869/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола         31 октября 2022 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Власенко О.В.,

при секретаре Мункуевой Д.Д.,

с участием:

представителя истца Афанасьевой И.Н.,

представителя ответчика Чекотиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску Дорофеева В.В. к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», Министерству экономического развития, инвестиционной и инноваций Магаданской области о возложении обязанности включить в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признании за Дорофеевым В.В. права на получение государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

Истец первоначально обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности включить его в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», указывая в обоснование заявленных требований, что решением суда от 21.10.2020 по гражданскому делу были удовлетворены его требования о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получением социальных выплат для приобретения жилья, и возложении обязанности поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, на основании которого истец был поставлен на учет в категории «инвалиды» и должен был быть включен в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Однако в мае 2022 года он получил от ответчика сообщение о том, что право на получение жилищной субсидии у истца отсутствует, со ссылкой на ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Истец полагает данную позицию ответчика противоречащей судебному решению и правовым позициям высших судебных инстанций РФ.

В ходе производства по делу определением суда от 10.10.2022 было принято заявление об увеличении иска требованием о признании за истцом права на получение государственного жилищного сертификата, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее - Минэкономразвития Магаданской области, Министерство), которое в представленном отзыве просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав по существу заявленного требования, что по результатам изучения документов в отношении Дорофеева В.В., во избежание нецелевого расходования бюджетных средств Министерство полагало, что у Дорофеева В.В. отсутствует право на получение жилищной субсидии, в связи с чем в администрацию Ольского городского округа 21.10.2021 было направлено соответствующее письмо. Данный вывод сделан с учетом положений Федерального закона № 228-ФЗ от 20.07.2020. Впоследствии, положения закона, на которых Министерство основывало свой вывод, признаны несоответствующими Конституции РФ, однако до настоящего времени указанные правоотношения законом не урегулированы, в связи с чем Министерство полагает заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению.

Истец Дорофеев В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих лиц, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и просила их удовлетворить с учетом заявления об увеличении заявленных требований.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» с заявленными требованиями не согласилась и просила в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы, изложенные в представленном отзыве и письменных пояснениях, аналогичных изложенным Минэкономразвития Магаданской области. Дополнительно пояснила, что включение лиц, состоящих на учете в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» относится к компетенции Администрации муниципального образования «Ольский городской округ».

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на получение жилищных субсидий в соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Федеральный закон № 125-ФЗ от 25.10.2002) (в редакции от 07.06.2017) имеют, помимо прочего, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера) и прожившие в таких районах не менее пятнадцати календарных лет. Соответствующее право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, что следует из ст.4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ указанное положение, содержащееся в ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, изменено, и с 31.07.2020 право на получение соответствующей субсидии имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, и прожившие в таких районах не менее пятнадцати календарных лет. При этом в соответствии со ст.2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ действие положений ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ в новой редакции распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с этим Законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Из представленных материалов следует, что истец, родившийся 02.04.2002 в г. Магадан, является инвалидом с детства бессрочно.

Вступившим в законную силу решением Ольского районного суда Магаданской области от 21.10.2020 по делу № 2-2374/2020, признан незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» в постановке Дорофева В.В. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, на ответчика возложена обязанность поставить Дорофеева В.В. на указанный учет в течение месяца со дня, следующего за днем вступления решения в законную силу. Указанным решением установлено, что Дорофеев В.В. имеет право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Постановлением главы муниципального образования «Ольский городской округ» от 30.11.2020 № 880 Дорофеев В.В. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из городских округов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по муниципальному образованию «Ольский городской округ».

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пп.«г» п.18 Правил выдача сертификатов в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого указанные граждане состоят на учете в качестве имеющего право на получение соответствующей социальной выплаты. Разделами II и III тех же правил установлена определенная процедура, согласно которой для организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан-получателей субсидии, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, а затем представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Органы исполнительной власти в свою очередь производят оформление сертификатов на имя граждан - участников ведомственной целевой программы, после чего передают сертификаты подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам

Из содержания пп.«в» п.1 постановления Правительства Магаданской области от 26.02.2014 № 150-пп следует, что реализацию ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в отношении граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, осуществляет Минэкономразвития Магаданской области.

Администрация муниципального образования «Ольский городской округ» по смыслу приведенных положений правовых актов, является органом, уполномоченным формировать списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

В январе 2021 года Дорофеев В.В. обратился в Администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Письмом главы Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 23.05.2022 № 01-08/2695 на основании полученных от Минэкономразвития Магаданской области разъяснений, истцу отказано во включении в состав участников названной программы со ссылкой на ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002, в соответствии с которой право на соответствующую жилищную субсидию имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не позднее 1 января 1992 года, и прожившие в таких районах не менее 15 календарных лет. При этом в соответствии со ст.2 Федерального закона № 228-ФЗ от 20.07.2020 названные положения ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 распространяются и на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты их постановки на учет, в связи с чем право на получение жилищной субсидии у инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера после 1 января 1992 года, отсутствует.

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 № 9-П статья 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ признана несоответствующей Конституции РФ.

В указанном постановлении Конституционный Суд РФ, в частности, разъяснил, что Федеральный закон от 20.07.2020 № 228-ФЗ, уточнив условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в РКС, распространил редакцию данной статьи на тех инвалидов с детства, которые уже стояли на учете в качестве имеющих право на получение субсидий, что привело к лишению указанных лиц возможности получения этой субсидии без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение инвалидов с детства, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Это приводит к нарушению права на получение государственной поддержки при реализации права на жилище, противоречит конституционному принципу взаимного доверия государства и общества.

Вопреки доводам об отсутствии правового регулирования спорных правоотношений в настоящее время, суд отмечает, что исходя из содержания ч.6 ст.125 Конституции РФ, ст.ст.6, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений; акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

При этом в том же постановлении Конституционный Суд РФ разъяснил, что осуществляя постановку на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов с детства, государство тем самым подтверждает право указанных лиц получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья и принимает на себя обязательства по поддержке таких граждан при переселении их из мест с неблагоприятным климатом, в связи с чем, государство обязано было обеспечить им возможность реализации этого права.

Таким образом, поскольку судом установлен факт наличия у Дорофеева В.В. права на получение жилищного сертификата в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, факт его постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из городских округов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по муниципальному образованию «Ольский городской округ» на основании вступившего в законную силу решения суда, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Дорофеева В.В. к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», Министерству экономического развития, инвестиционной и инноваций Магаданской области о возложении обязанности включить в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признании за Дорофеевым В.В. права на получение государственного жилищного сертификата, - удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, включить Дорофеева В.В. в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Признать наличие у Дорофеева В.В. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения - 3 ноября 2022 года.

Судья подпись О.В. Власенко

2-1869/2022 ~ М-2463/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорофеев Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация муниципального образования "Ольский городской округ"
Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области
Другие
Афанаьева Ирина Николаевна
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Власенко О.В.
Дело на сайте суда
olskiy--mag.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2022Передача материалов судье
06.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022Дело оформлено
09.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее