Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-604/2024 (2-5406/2023;) ~ М-3361/2023 от 11.09.2023

        Дело № 2-604/2024 (2-5406/2023;)

        УИД 32RS0027-01-2023-004307-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2024 года        город Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., с участием представителя истца помощника прокурора Володарского района г.Брянска Гусейновой О.В., представителя третьего лица Селезнева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Володарского района города Брянска к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о понуждении поставить на учет имущество (линия электропередач),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Володарского района города Брянска обратился в суд с иском к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о понуждении поставить на учет имущество (линия электропередач), ссылаясь на то, что проведенная прокуратурой района проверка по обращению ООО «Газпром энергосбыт Брянск», показала, что на территории СНТ «Виктория», имеются бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства. СНТ «Виктория» (ОГРН: 1113256012902, ИНН: 3233005952) прекратило деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ, о чем 18.07.2011 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области в Едином государственном реестре юридических лиц была сделана запись ГРН 2113256171499.

В частности установлено, что на территории бывшего СНТ «Виктория» расположены следующие объекты электросетевого хозяйства: высоковольтная линия электропередач 6 кВ; трансформаторная подстанция КТП-250 кВА; низковольтная линия электропередач 0,4 кВ

Проверка показала, что вышеназванные объекты, участки электросетевого хозяйства не находятся в чьей либо собственности.

ООО «Газпром энергосбыт Брянск» - гарантирующий поставщик электрической энергии неоднократно обращалось в адрес органа местного самоуправления с заявлением о наличии на территории бывшего СНТ бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и рассмотрении вопроса о признании данных объектов бесхозяйным имуществом.

Однако, органом местного самоуправления не принято мер, направленных на признание вышеназванных объектов электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом.

Прокуратурой города Брянска 26.07.2023 в адрес главы Брянской городской администрации внесено представление об устранении нарушений с требованием принять меры, направленные на признание объектов электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом. Однако, Брянской городской администрацией не принято мер, направленных на устранение нарушений.

Ссылаясь на эти обстоятельства, истец, уточнив требования, просил суд обязать Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости –объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории ранее занимаемой СНТ «Виктория»:

- высоковольтная линия электропередач 6 кВ, протяженностью 211 м.;

- трансформаторная подстанция КТП-250 кВА в количестве 1 шт.;

- низковольтная линия электропередач 0,4 кВ протяженностью 4500 м, пролегающая по следующим улицам: ул. Садовая протяженностью 300 м.; ул. Зеленая протяженностью 350 м; ул. Солнечная протяженностью 350 м; ул. Цветочная протяженностью 350 м; ул. Земляничная протяженностью 350 м; ул. Огородная протяженностью 300 м.; ул. Речная протяженностью 350 м.; ул. Радужная, протяженностью 350 м; ул. Полевая протяженность 400 м.; ул. Озерная протяженностью 300 м.; между улицами бывшего СНТ «Виктория» протяженностью 750 м.

Представитель истца в судебном заседании в полном объеме поддерживала исковые требования, указывая на то, что собранными по дела доказательствами подтверждается то, что спорные объекты являются бесхозяйными, мер по их постановке на учет до настоящего времени органом местного самоуправления не предпринято. Просила иск удовлетворить.

Представитель третьего лица ООО «Газпром энергосбыт Брянск» в судебном заседании поддерживал заявленные требования, указывая на то, что фактически при рассмотрении дела в Арбитражном суде Брянской области было подтверждено, что спорные объекты являются бесхозяйными, при этом мер к постановке их на учет органом местного самоуправления не предпринято.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц закреплено статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Поскольку в соответствии с подпунктами 4 и 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Согласно статье 50 того же Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.

В силу подпунктов 4 - 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.

В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из материалов дела, по итогам проведенной прокуратурой Володарского района города Брянска проверкой по обращению ООО «Газпром энергосбыт Брянск», было установлено, что на территории СНТ «Виктория», имеются бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства. СНТ «Виктория» (ОГРН: 1113256012902, ИНН: 3233005952) прекратило деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ, о чем 18.07.2011 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области в Едином государственном реестре юридических лиц была сделана запись ГРН 2113256171499.

В частности установлено, что на территории бывшего СНТ «Виктория» расположены следующие объекты электросетевого хозяйства: высоковольтная линия электропередач 6 кВ; трансформаторная подстанция КТП-250 кВА; низковольтная линия электропередач 0,4 кВ.

Проверка показала, что вышеназванные объекты, участки электросетевого хозяйства не находятся в чьей либо собственности.

ООО «Газпром энергосбыт Брянск» - гарантирующий поставщик электрической энергии неоднократно обращалось в адрес органа местного самоуправления с заявлением о наличии на территории бывшего СНТ бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и рассмотрении вопроса о признании данных объектов бесхозяйным имуществом.

Однако, органом местного самоуправления не принято мер, направленных на признание вышеназванных объектов электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом.

Прокуратурой города Брянска 26.07.2023 в адрес главы Брянской городской администрации внесено представление об устранении нарушений с требованием принять меры, направленные на признание объектов электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом.

Брянской городской администрацией не принято мер, направленных на устранение нарушений.

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о владельце объектов электросетевого хозяйства на территории бывшего СНТ «Виктория».

Иных сведений о наличии собственника у спорных объектов не имеется.

СНТ «Виктория» (ОГРН 1113256012902, ИНН 3233005952) прекратило свою деятельность в связи с исключением сведений из ЕГРЮЛ, о чем была внесена запись от 18.07.2011г.

При этом в ходе рассмотрения дела судом установлено, подтверждено сведениями ООО «Газпром энергосбыт Брянск», что территория бывшего Садового товарищества «Виктория», имеет опосредованное технологическое присоединение к сетям ПАО «МРСК Центра» через сети АО «Транснефть – Дружба» и непосредственное технологическое присоединение к сетям АО «Транснефть – Дружба», что подтверждается документами о технологическом присоединении, В свою очередь, АО «Транснефть - Дружба» имеет технологическое присоединение к сетям ПАО «МРСК Центра».

Собственником спорных объектов АО «Транснефть - Дружба» также не является.

Ранее между ООО «Газпром энергосбыт Брянск» и Садовым товариществом «Виктория» завода «Сельмаш» был заключен договор энергоснабжения от 15.1.2017, который расторгнут с 01.05.2018. В настоящее время заключены договоры с собственниками земельных участков расположенных на территории бывшего СНТ «Виктория».

Из пояснений представителя ООО «Газпром энергосбыт Брянск», а также из содержания представленных договоров, следует, что данные договоры заключены с собственниками в отношении принадлежащих им объектов, расположенных на территории земельных участков, находящихся в собственности граждан.

Вместе с тем, спорные объекты- высоковольтная линия электропередач 6 кВ, протяженностью 211 м.; трансформаторная подстанция КТП-250 кВА в количестве 1 шт.; низковольтная линия электропередач 0,4 кВ протяженностью 4500 м, пролегающая по следующим улицам: ул. Садовая протяженностью 300 м.; ул. Зеленая протяженностью 350 м; ул. Солнечная протяженностью 350 м; ул. Цветочная протяженностью 350 м; ул. Земляничная протяженностью 350 м; ул. Огородная протяженностью 300 м.; ул. Речная протяженностью 350 м.; ул. Радужная, протяженностью 350 м; ул. Полевая протяженность 400 м.; ул. Озерная протяженностью 300 м.; между улицами бывшего СНТ «Виктория» протяженностью 750 м не имеют собственника.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 22.08.2022 (полный текст от 29.08.2022) по делу № А09-3766/2020 по иску ПАО «Россети Центра»- «Брянскэнерго» к ООО «Газпром энергосбыт Брянск» о взыскании задолженности, в котором в качестве третьих лиц участвовали Брянская городская администрация, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, установлено, что собственник объектов электросетевого хозяйства на территории бывшего СТ «Виктория» не известен, установлено, что сети являются бесхозяйными.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Контроль за состоянием вышеуказанных электросетевых объектов отсутствует, безопасность указанных объектов недвижимости не обеспечивается, что послужило основанием обращения прокурора с целью устранения нарушений законодательства с указанными требованиями.

Таким образом, спорные объекты являются бесхозяйным недвижимым имуществом.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В силу статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе, трансформаторными подстанциями, распределительными щитами, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности, на которые в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года №218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который применяется с 05.12.2023г.

Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2023 N П/0086 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с пунктом 5 Приказа принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 44 Устава города Брянска городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 45 Устава города Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением об управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 N 95) Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном законом порядке осуществляет постановку на учет бесхозяйного имущества и оформление прав собственности города Брянска на указанное имущество. Управление финансируется за счет средств бюджета города Брянска и использует денежные средства в соответствии с утвержденной бюджетной сметой

В соответствии с Положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 N 403), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации также является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными задачами Комитета являются в числе иных организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения города топливом. Финансовое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета города Брянска на основании бюджетной сметы.

Фактически в разрешении вопросов, связанных с постановкой на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости участвуют отраслевые органы Брянской городской администрации, в частности Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации (привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица) и Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (участвующий в деле в качестве одного из ответчиков).

Комитет и Управление действуют при этом в пределах конкретных возлагаемых полномочий и в пределах финансирования, предоставляемого из бюджета города Брянска.

Вместе с тем, в соответствии с Уставом города Брянска, принятым Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация обладает правами юридического лица.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, законодательно не определены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления. Следовательно, органы местного самоуправления в силу требований действующего законодательства и целей, в которых они создаются, обязаны решать вопросы местного значения и принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Поскольку спорные объекты не имеют собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика- Брянскую городскую администрацию.

При изложенных обстоятельствах, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

Непринятие Брянской городской администрацией соответствующих мер, может повлечь неблагоприятные последствия, лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф.

При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая необходимость подготовки технической документации и выделения необходимого финансирования, считает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.01.2025 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Володарского района города Брянска удовлетворить частично.

Обязать Брянскую городскую администрацию в пределах компетенции в срок до 31.01.2025 выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости –объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории ранее занимаемой СНТ «Виктория»:

- высоковольтная линия электропередач 6 кВ, протяженностью 211 м.;

- трансформаторная подстанция КТП-250 кВА в количестве 1 шт.;

- низковольтная линия электропередач 0,4 кВ протяженностью 4500 м, пролегающая по следующим улицам: ул. Садовая протяженностью 300 м.; ул. Зеленая протяженностью 350 м; ул. Солнечная протяженностью 350 м; ул. Цветочная протяженностью 350 м; ул. Земляничная протяженностью 350 м; ул. Огородная протяженностью 300 м.; ул. Речная протяженностью 350 м.; ул. Радужная, протяженностью 350 м; ул. Полевая протяженность 400 м.; ул. Озерная протяженностью 300 м.; между улицами бывшего СНТ «Виктория» протяженностью 750 м.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья               Е.И. Любимова

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2024

2-604/2024 (2-5406/2023;) ~ М-3361/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Володарского района г.Брянска
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Брянской области
Брянская городская администрация
Другие
Комитет по ЖКХ БГА
ООО Газпром Энергосбыт Брянск
АО "Транснефть-Дружба"
ПАО "Россети Центр"
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Любимова Елена Игоревна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
11.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2023Передача материалов судье
12.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2023Подготовка дела (собеседование)
04.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее