П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 мая 2020 года г. Ижевск
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска УР Владимирова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Удмуртнефть» находящегося по адресу: УР, г.Ижевск, ул.Красноармейская, 182 (ИНН 1831034040, ОГРН 1021801147774, дата регистрации в качестве юридического лица - 18.09.2002г.),
УСТАНОВИЛ:
В отношении ОАО «Удмуртнефть» составлен протокол об административном правонарушении от <дата> по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 ч.2 КоАП РФ, которое выразилось в том, что в результате разлива нефтесодержащей жидкости на рельеф местности из нефтесборного трубопровода «врезка ГЗУ-26в-ДНС-3» Чутырского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» произошло загрязнение почв нефтепродуктами, то есть порча земель сельскохозяйственного назначения в пределах кадастрового квартала 18:09:007001 на площади 320 кв.м. На нарушенном земельном участке снят и вывезен загрязненный нефтепродуктами верхний слой почвы на утилизацию в объеме 4 куб.м, то есть произошло частичное и полное разрушение верхнего слоя почвы. Уровень загрязнения почвы после ликвидации последствия разлива превышает фоновые показатели в 5,6 и 3,8 раз по результатам исследований Можгинской территориальной лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и в 5,8 и 6,7 раз по результатам исследований ЗАО «ИННЦ».
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике Саитзянова Е.В., действующая на основании доверенности, настаивала на привлечении ОАО «Удмуртнефть» к административной ответственности по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ по обстоятельствам, изложенным в протоколе по делу об административном правонарушении от 07.02.2020г. Также просила учесть, что ранее ОАО «Удмуртнефть» привлекалось к административной ответственности по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ постановлением Первомайского районного суда г.Ижевска от 27.092019 года.
Представитель ОАО «Удмуртнефть» Русских А.Н. действующая на основании доверенности, вину общества в совершенном правонарушении не отрицает.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела, суд считает, что в действиях ОАО «Удмуртнефть» наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.6 ч.2 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
<дата> в Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республики поступил материал административного расследования по подведомственности из Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
Установлено, что в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора от ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по УР» поступило информационное донесение № о факте разлива нефтесодержащей жидкости в МО «Игринский район» Удмуртской Республики.
В донесении указано, что в 15 час. 15 мин. <дата> оперативному дежурному смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по УР» поступило сообщение о порыве нефтесборного нефтевода Чутырского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» (диаметр 159 мм, рабочее давление 14 атм., нефтепровод протяженностью 957 м. от групповой замерной установки № до дожимной насосной станции № участка подготовки нефти (УПН «Чутырь»). Место порыва произошло в 1200 м от д. Лонки-Ворцы МО «Игринский район» Удмуртской Республики под ЛЭП - 220 кВ. Площадь разлива нефтесодержащей жидкости составила 115 кв. м, масса разлитой нефти 0,45 т. На месте порыва силами и средствами ОАО «Удмуртнефть» создавалась нефтеловушка, проведены работы по сбору нефтесодержащей жидкости, грунта с загрязненного земельного участка с последующим вывозом на площадку шламонакопителя
УПН «Чутырь».
На основании поступившей информации Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора <дата> возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Удмуртнефть» по факту порчи земель в результате разгерметизации нефтесборного трубопровод «врезка ГЗУ-26в-ДНС-3» Чутырского месторождения нефти в 1200 м от д. Лонки - Ворцы МО «<адрес>» ФИО1 Республики, произошедшего <дата> на территории Чутырского месторождения нефти по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Место порыва нефтесборного трубопровода ГЗУ-26в-ДПС-3 Чутырского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» расположено в 21 м справа от автомобильной дороги Ижевск-Игра, что напротив нефтяной скважины №. Расстояние от нефтяной скважины № до нарушенного земельного участка составило 85м. С применением GPS марки Garmin установлены координаты точки порыва: <адрес>. На месте порыва имеется вырытый котлован размерами 4,5 х 3,4 м на глубине 1,3 м которого наблюдается трубопровод с наложенным временным хомутом. От данного места ниже по рельефу наблюдается нарушенный земельный участок размерами 64 х 5 м (320 кв.м) на котором имеются следы перемещения верхнего слоя почвы, следы работы спецтехники - гусеничной техники. На участке нарушения имеется завезенный песчаный слой размером 9 х 5 м. На месте, где визуально наблюдается нарушение почвенного слоя, то есть участка возможного загрязнения почвы нефтепродуктами, произведен отбор проб почвы, также на 42 м выше по рельефу местности от нарушенного участка произведен отбор пробы почвы на фоновый показатель (на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия). Отбор проб почвы производился Можгинской территориальной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (аттестат аккредитации № TA.RU.514503 от <дата>) в соответствии с определением о назначении экспертизы от ><дата>. В ходе осмотра производилось фотосъемка, составлена фото-таблица. Замеры площади произведены 50 метровой металлической рулеткой, заводской №, сертификат о калибровке № от <дата>.
Согласно информации (от <дата> №.11-1711 и от <дата> №.11-1776), поступившей от ОАО «Удмуртнефть» на определения об истребовании сведений следует следующее:
уточненное наименование трубопровода: нефтесборный трубопровод «врезка ГЗУ- 16в-ДНС-3» Чутырского месторождения нефти.
работы по ликвидации последствий разлива нефтесодержащей жидкости завершены <дата>;
уточненный объем разлившейся нефти составил 0,45 тонн;
в процессе ликвидации последствии разлива нефтесодержащей жидкости образовался нефтезагрязненный грунт в объеме 4 куб.м, который передан подрядной организации ООО «Экологический сервис» с целью утилизации по договору от <дата> N №;
уточненная площадь разлива нефтесодержащей жидкости составляет 115 кв.м;
с места отказа трубопровода <дата> аттестованной лабораторий ЗАО Ижевский нефтяной научный центр» (ЗАО «ИННЦ») произведен отбор почвенных проб;
согласно акту технического расследования причин утечки на трубопроводе от 06.12.2019г. причиной утечки нефтесодержащей жидкости явилось внутренняя коррозия трубопровода.
<дата>. на основании определения о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении специалистами Можгинской территориальной лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» на нарушенном участке (на участке загрязнения) проведен отбор проб почвы, выполнен количественный химический анализ (КХА) отобранных проб почвы по одному показателю - нефтепродукты.По результатам экспертизы выдано заключение экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от <дата> №.
Экспертизой при анализе результатов исследований почвы выявлено наличие негативного влияния на почву.
Относительно фоновых показателей почвы с прилегающего земельного участка в контрольных точках отбора выявлены следующие превышения содержания нефтепродуктов согласно результату количественного химического анализа, выполненных Можгинской территориальной лабораторией Филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»:
Контроль (протоколы №, 510) |
ФОН (протоколы №, 508) |
Превышение, раз |
Результаты измерений (глубина 0-5 см) | ||
1340 мг/кг |
240 мг/кг |
5,6 |
Результаты измерений (глубина 5-20 см) | ||
1220 мг/кг |
320 мг/кг |
3,8 |
Согласно результату количественного химического анализа, выполненных ЗАО «ИННЦ»:
Контроль (протоколы №, 510) |
ФОН (протоколы №, 458) |
Превышение, раз |
Результаты измерений (глубина 0-5 см) | ||
3419 мг/кг |
590 мг/кг |
5,8 |
Результаты измерений (глубина 5-20 см) | ||
3057 мг/кг |
456 мг/кг |
6,7 |
Таким образом, установлено, что в результате разлива нефтесодержащей жидкости на рельеф местности из нефтесборного трубопровода «врезка ГЗУ-26в-ДНС-3» Чутырского месторождения нефти ОАО «Удмуртнефть» произошло загрязнение почв нефтепродуктами, то есть порча земель сельскохозяйственного назначения в пределах кадастрового квартала № на площади 320 кв.м. На нарушенном земельном участке снят и вывезен загрязненный нефтепродуктами верхний слой почвы на утилизацию в объеме 4 куб.м, то есть произошло частичное и полное разрушение верхнего слоя почвы. Уровень загрязнения почвы после ликвидации последствия разлива превышает фоновые показатели в 5,6 и 3,8 раз по результатам исследований Можгинской территориальной лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и в 5,8 и 6,7 раз по результатам исследований ЗАО «ИННЦ».
Ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами предусмотрена частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Установленные обстоятельства дела указывают, что в выявленных нарушениях земельного законодательства усматривается вина ОАО «Удмуртнефть».
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО «Удмуртнефть» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: информационным донесением, актом технического расследования причин утечки на трубопроводе от <дата>, протоколами количественного химического анализа от <дата>, протоколом осмотра от <дата>, фотографиями, протоколом взятия проб и образцов от <дата>, заключением экспертной организации от <дата> годаиными материалами дела и представителем ОАО «Удмуртнефть» не отрицается.
У суда нет оснований ставить под сомнение данные этих документов/доказательств по делу. Данные доказательства собраны с соблюдением требований КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми. Оснований для исключения их из числа доказательств по делу у суда не имеется.
Административное расследование проведено компетентными на то должностными лицами, с соблюдением требований действующего законодательства. Оснований не доверять, ставить под сомнение результаты административного расследования у суда не имеется.
Тем самым, ОАО «Удмуртнефть» были нарушены требования ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ, ст. 4, 46 закона «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ».
Таким образом, в ходе административного расследования установлено, что ОАО «Удмурнефть» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно: порчу земель.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, приходит к выводу о наличии в деянии ОАО «Удмуртнефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Статьей 75 ФЗ № 7-ФЗ установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на, в частности, юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению закона.
Вина ОАО «Удмуртнефть» как юридического лица, заключается в непринятии надлежащих мер исключающих загрязнение окружающей среды, а именно почвенного покрова (почвы), что вследствие разлива нефтесодержащей жидкости привело к порче земель.
С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что ОАО «Удмуртнефть» имело возможность для соблюдения природоохранного законодательства РФ, но не предприняло все зависящие от него меры по проведению мероприятий, направленных на установление выявленных нарушений, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает признание вины правонарушителем.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении является повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление Первомайского районного суда г.Ижевска от <дата> о привлечении ОАО «Удмуртнефть» к административной ответственности по ст.8.6 ч.2 КоАП РФ).
Санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в качестве наказания для юридических лиц предусмотрено назначение административного штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Вместе с тем, в соответствии с указанной нормой, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении административного наказания ОАО «Удмуртнефть» суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также то, что совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования. Посягательства на указанные отношения характеризуются высокой степенью опасности, поскольку создают угрозу вредного воздействия факторов окружающей среды обитания на человека и благоприятным условиям его жизнедеятельности, по причине отсутствия со стороны общества должного контроля за соблюдением установленных требований природоохранного законодательства. Вместе с тем, доказательств реальной угрозы жизни и здоровью населения вследствие допущенных нарушений требований административным органом не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что назначение наказания в виде административного приостановления деятельности является преждевременным, поскольку более мягкий вид административного наказания (штраф) обеспечивает достижение цели административного наказания. В связи с чем, суд считает возможным назначить ОАО «Удмуртнефть» административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 29 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
ОАО «Удмуртнефть», ИНН 1831034040, юридический адрес: УР, г. Ижевск, ул. Красноармейская, 182, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Реквизиты уплаты штрафа: Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике, л/с 04131А85910, ИНН 4345353389, КПП 434501001, Наименование банка получателя: Отделение – НБ УР г.Ижевск, БИК 049401001, р/с 40101810200000010001, КБК 08111601081010008140, ОКТМО 94701000, УИН 08100000001001959202, штраф за нарушение земельного законодательства.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: А.А. Владимирова