Дело № 2-2269/2023
УИД:48RS0001-01-2022-00006182-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 года город Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Никулина Д.А.,
при секретаре Топильской О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Председателя Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области Мажаева Салмана Хусаиновича к Управлению Министерства Юстиции по Липецкой области о ликвидации юридического лица Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к МИФНС России № 6 по Липецкой области о ликвидации Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области. В обоснование требований истец указал, что в связи с невозможностью на протяжении длительного времени организация не ведет деятельность, отсутствует по юридическому адресу, не предоставляет сведения и не сдает налоговую отчетность.
Определениями суда (протокольно) произведена замена МИФНС России № 6 по Липецкой области на УФНС России по Липецкой области, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства Юстиции по Липецкой области, изменено процессуальное положение УФНС России по Липецкой области с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан, Елхов С.А., Судоргина И.А., Малоросиянцев А.В., Мажаева З.Д., Елхова Е.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Винклер О.А. исковые требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, письменных пояснениях, суду пояснила, что осуществление деятельности Регионального отделения невозможно в силу сложившихся многочисленных обстоятельств, а именно: отсутствие Регионального отделения по юридическому адресу, отсутствие местонахождения. Это связано с отсутствием финансирования, длительное время Региональное отделение не осуществляет свою деятельность, цели ради которых было создано - не ставятся и не достигаются, все участники вышли из состава Регионального отделения по собственному решению, выраженному в заявлениях, председатель Общероссийской организации отказал в финансировании и организации Съезда с целью ликвидации Регионального отделения.
В судебном заседании представитель третьего лица УФНС России по Липецкой области по доверенностиМаньшина Е.И. возражала против удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием правовых оснований, ссылалась на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Истец, представитель ответчика Управления Министерства Юстиции по Липецкой области, третьи лица ООО Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан, Елхов С.А., Судоргина И.А., Малоросиянцев А.В., Мажаева З.Д., Елхова Е.А. в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Представитель ответчика Управления Министерства Юстиции по Липецкой области в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав представителей истца, третьего лица УФНС России по Липецкой области, исследовав материалы дела, находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено:
1. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
1.1. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
2.1. Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:
1) в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;
2) в случае непредставления сведений, указанных в пункте 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 32 настоящего Федерального закона сведениям.
3. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных законом, дела о ликвидации государственной корпорации, государственной компании, а также некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, по основаниям, предусмотренным статьей 61 ГК РФ, рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При этом разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, к таким делам не применяются.
Судом установлено, что приказом №38 от 01.02.2013 года Общероссийской общественной организации «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» было создано обособленное подразделение (Региональное отделение) и назначен его руководитель.
Протоколом №3 от 01.02.2013 года Собрания правления Общероссийской общественной организации «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» принято решение о создании регионального отделения в Липецкой области.
Протоколом №1 от 15.05.2013 года Общего собрания Регионального отделения приняты решения:
1. О создании Регионального отделения;
2. Об утверждении численного состава Совета регионального отделения;
3. Об избрании Ревизора регионального отделения;
4. Об утверждении местонахождения;
5. Об избрании делегатов.
Решения по всем вопросам приняты единогласно.
В соответствии с Положением Регионального Управления (отделения):
Пункт 2.1. Управление является юридическим лицом и представляет собой расположенное в Липецкой области обособленное подразделение, являющееся структурой единого централизованного взаимодействия Комитета с Региональными управлениями и Муниципальными отделениями.
Пункт 2.2. Управление имеет отдельный баланс, входящий в баланс Комитета.
Пункт 8.2. региональное управление и Муниципальные отделения могут создаваться на основании решения Съезда или Правления комитета, решением Общего собрания членов Управления при наличии не менее 3-ех членов Комитета на территории соответствующего субъекта РФ. Региональные управления и Муниципальные отделения являются структурными подразделениями Главного Управления Комитета и Центрального Правления Комитета, действующие на основании соответствующих Положений к этим структурам, настоящего Положения и Устава Комитета.
Пункт 8.4. высшим органом Регионального управления и Муниципальных отделений является Общее собрание членов этих структурных подразделений. Общее собрание созывается Руководителями Региональных управлений и Муниципальных отделений не реже одного раза в 5 лет. Внеочередное Общее собрание может быть созвано по решению Главного Управления Комитета и Правления Комитета, а также по письменному требованию Ревизора или более 1/2 членов Региональных управлений и Муниципальных отделений.
Пункт 8.8. в состав Совета Региональных управлений и Муниципальных отделений входят Председатель Совета, а также иные члены Региональных управлений и Муниципальных отделений, избранные на Общем собрании в состав Совета.
Пункт 8.11. заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют более половины членов Совета.
Пункт 9.2. решение о ликвидации принимается Съездом Комитета, квалифицированным большинством 2/3 голосов избранных делегатов при наличии кворума или решением соответствующего суда в установленном законом порядке. Аналогия данного пункта дополнительно изложена в пункте 9.13.
Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации от 29.07.2013 г. 16.07.2013 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Липецкой области принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области от 15.03.2018 г. руководитель Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области привлечен к административной ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности за 12 месяцев 2016 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области от 1706.2020 г. руководитель Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области привлечен к административной ответственности за непредставление сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального персонифицированного) учета в исстеме обязательного пенсионного страхования.
25.01.2017 года Управлением Министерства Юстиции по Липецкой области составлен в отношении Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области протокол об административном правонарушении в связи с непредставлением информации о продожении деятельности организзации и действительном месте нахождения организации.
Согласно письму от 16.03.2022 года председатель Общероссийской организации отказал в финансировании и организации Съезда с целью ликвидации Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области.
Согласно сообщению Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области от 20.06.2023 г. на территории РФ и на территории иностранных государств отсутствуют открытые банковские счета.
Согласно сообщению Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области от 20.06.2023 г. по состоянию на 20.06.2023 г. требования кредиторов о наличии и поагшении задолженности отсутствуют.
Согласно квитанции о приеме налоговой декларации по налогу от 25.03.2022 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговый орган подавалась нулевая декларация о налогах за 2021 год.
Согласно квитанции о приеме налоговой декларации по налогу от 30.03.2023 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговый орган подавалась нулевая декларация о налогах за 2022 год.
Согласно квитанции о приеме расчет сумм налога на доходы от 26.02.2021 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговоый орган подавался нулевой расчет сумм налога на доходы за 2020 год.
Согласно квитанции о приеме расчет сумм налога на доходы от 26.02.2022 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговоый орган подавался нулевой расчет сумм налога на доходы за 2021 год.
Согласно квитанции о приеме расчет сумм налога на доходы от 22.02.2023 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговоый орган подавался нулевой расчет сумм налога на доходы за 2022 год.
Согласно квитанции о приеме расчет по страховым взносам от 27.01.2021 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговоый орган подавался нулевой расчет по страховым взносам за 2020 год.
Согласно квитанции о приеме расчет по страховым взносам от 11.02.2022 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговоый орган подавался нулевой расчет по страховым взносам за 2021 год.
Согласно квитанции о приеме расчет по страховым взносам от 25.01.2023 года Региональным отделением ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в налоговоый орган подавался нулевой расчет по страховым взносам за 2022 год.
10.01.2022 года участники Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области Елхов С.А., Судоргина И.А., Малоросиянцев А.В., Мажаева З.Д., Елхова Е.А. подали заявления об исключении из числа участников в связи с фактическим прекращением деятельности общественной организации, а также в соответствии с п. 4.3. и 4.9 Положения, утвержденного Общим собранием Правления ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» 01.02.2013 г.
10.01.2022 года Региональное отделение ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области в соответствии с поданными заявлениями сообщил Елхову С.А., Судоргиной И.А., Малоросиянцевй А.В., Мажаевой З.Д., Елховой Е.А. об исключении из числа участников общественной организации.
Ликвидация некоммерческой организации регулируется ст. 18-19 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», а также ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение о ликвидации и создании ликвидационной комиссии принимается на Общем собрании, которое в настоящем случае состоит из четырех человек, трое из которых вышли из органов управления по заявлениям от 10.01.2022 года.
Помимо этого, ликвидационный баланс утверждается Внеочередным Съездом Комитета или Правления Комитета (п. 9.9. Положения), но в соответствии с письмом Председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийский комитет но разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» от 16.03.2022 года созыв Съезда Комитета невозможен по причине отсутствия квалифицированного большинства избранных делегатов и Ликвидационной комиссии.
Соответственно у истца отсутствует реальная возможность на ликвидацию юридического лица в установленном законом порядке, а также в порядке, установленном учредительными документами.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения о том, что согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Например, судом может быть удовлетворено такое требование, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.
Исходя из положений ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях", процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
С учетом вышеизложенного, в том числе что у Регионального отделения ООО «Всероссийский комитет по разрешению экономических конфликтов и защите прав граждан» в Липецкой области не имеется открытых счетов в банках, осуществление деятельности Регионального отделения невозможно в силу сложившихся многочисленных обстоятельств, а именно: отсутствие Регионального отделения по юридическому адресу, отсутствие местонахождения, отсутствие финансирования, неосуществление длительное время Региональным отделением своей деятельности, цели ради которых оно было создано - не ставятся и не достигаются, все участники вышли из состава Регионального отделения по собственному решению, выраженному в заявлениях, председатель Общероссийской организации отказал в финансировании и организации Съезда с целью ликвидации Регионального отделения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░): 399774, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. 18, ░░░: 4821024168, ░░░░: 1134800000631.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░: 4821024168, ░░░░: 1134800000631) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2023 ░░░░.