УИД 78RS0011-01-2022-000049-37
Дело №2-1146/2022 13 апреля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
(Именем Российской Федерации)
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при помощнике Герасимовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волховстроевского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать пассажирскую платформу .........
у с т а н о в и л:
Волховстроевский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать пассажирскую платформу .........
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Волховстроевской транспортной прокуратурой проведена проверка деятельности ОАО «Российские железные дороги» и ее структурных подразделений, в рамках которой в Волховстроевском региональном участке пассажирских обустройств – Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения в сфере защиты прав пассажиров железнодорожного транспорта, прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта, а также законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте. В связи с чем Волховстроевский транспортный прокурор просил обязать ОАО «РЖД» оборудовать пассажирскую платформу .........
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика оборудовать пассажирскую платформу .........
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, уточненные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Бурмистров И.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения, согласно которых СП, на которые ссылается прокурор, не могут быть применены, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что Волховстроевской транспортной прокуратурой проведена проверка в деятельности ОАО «Российские железные дороги» и её структурных подразделений, в рамках которой в Воловстроевском региональном участке пассажирских обустройств – структурном подразделении Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения в сфере защиты прав пассажиров железнодорожного транспорта, прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта, а также законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте, а именно: пассажирская платформа .........
Прокурор в обоснование своих требований ссылается на положения Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России 30.12.2020 № 904/пр (далее СП 59.13330.2020).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В силу статьи 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно статье 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах.
Конкретные требования к зданиям и сооружениям, направленные на обеспечение их доступности для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями передвижения, установлены во включенных в обязательный перечень национальных стандартов и сводов правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России 30.12.2020 № 904/пр.
Пунктом 8.4.12 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875.
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТ Р 52875 тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.
К объектам транспортной инфраструктуры относятся аэропорты, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, морские и речные вокзалы, станции метрополитена, включая посадочные платформы и перроны, остановочные пункты маршрутных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 4.1.6 ГОСТ Р 52875 предупреждающие тактильные наземные указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению избегать опасностей, способных причинить вред их жизни, здоровью и имуществу на путях следования внутри зданий и сооружений и прилегающих к ним участках, при передвижении по пешеходным маршрутам территорий общего пользования в населенных пунктах, на объектах транспортной инфраструктуры.
Предупреждающие тактильные наземные указатели подразделяются на локальные указатели, обустраиваемые перпендикулярно к направлению движения перед источником опасности, находящемся прямо по основному ходу движения, запрещающие дальнейшее движение в прежнем направлении (перед стационарными непреодолимыми препятствиями) или разрешающие дальнейшее движение с осторожностью (перед наземными пешеходными переходами, перед лестницами и дверями) и протяженные указатели, обустраиваемые параллельно основному направлению движения вдоль края железнодорожных и других платформ, запрещающие их пересечение до момента посадки и разрешающие движение с осторожностью вдоль них со стороны центра платформы.
В соответствии с пунктом 4.1.6.2 ГОСТ Р 52875 протяженные предупреждающие указатели имеют форму шуцлинии - прямоугольной тактильной полосы эффективной шириной от 90 до 100 мм.
Как установлено судом и подтверждается актом проверки от 26.11.2021, на пассажирской платформе .........
Таким образом, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность обозначения границ опасной зоны у краев пассажирских платформ со стороны путей шуцлиниями, а ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность оборудования шуцлиниями пассажирской платформы ......... суд полагает возможным исковые требования прокурора удовлетворить.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести определенные действия по выделению денежных средств в рамках инвестиционной программы, выполнению работ по ремонту спорного объекта, а также принимая во внимание необходимость выполнения строительно-монтажных работ на пассажирской платформе остановочного пункта, суд полагает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее восемнадцати месяцев.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании пп. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 18 (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ......... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.4.12 ░░ 59.13330.2020.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
.........
......... |
......... ......... ......... ......... ......... |
.........
.........
.........
......... |
......... ......... ......... ......... ......... |
.........
.........
.........