Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-13849/2023 от 09.11.2023

Судья: Энгель А.А.                                      дело N 33а-13849/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 декабря 2023 года                                                            г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Мыльниковой Н.В.,

с участием помощника прокурора Никитиной Е.С.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

N 2а-6100/2023 по апелляционной жалобе Мубаракшин А.И. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 3 октября 2023 года.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., заключение прокурора Никитиной Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

начальник ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Мубаракшина А.И. указав, что в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Мубаракшин А.И. осужденный ДД.ММ.ГГГГ г. приговором Октябрьского районного суда г. Самары <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Конец срока отбывания наказания – ДД.ММ.ГГГГ г.

Административный истец просил установить в отношении Мубаракшина А.И. административный надзор сроком на 8 лет с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания; установить на срок административного надзора, следующие ограничения: обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 6.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой.

Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 3 октября 2023 г. в отношении Мубаракшина А.И. установлен административный надзор на срок погашения судимости 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, со следующими ограничениями: явка поднадзорного лица 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 часов до 6.00 часов следующего дня, за исключением случаев связанных с работой (л.д. 24-27).

              В апелляционной жалобе Мубаракшин А.И. просит решение суда изменить в части установления административных ограничений, считая их необоснованными (л.д. 31- 37).

Рассмотрев материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 2 части 2 статьи 3 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Срок административного надзора исчисляется в отношении указанных лиц со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Из материалов дела следует, что Мубаракшин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ г. приговором Октябрьского районного суда г. Самара <данные изъяты> УК РФ, к <данные изъяты> годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Мубаракшин А.И. отбывал наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, освобожден после истечения срока отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно пояснений Мубаракшина А.И. в суде первой инстанции, после освобождения он следует к месту жительства по адресу: <адрес> котором проживал до осуждения.

В силу части 4 статьи 15 УК РФ преступление, совершенное Мубаракшиным А.И., отнесено к категории тяжких преступлений.

В приговоре имеется указание о совершении Мубаракшиным А.И. тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений (л.д. 12-22).

Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В силу приведенных правовых норм и с учетом, установленных по административному делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 5 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Мубаракшина А.И. имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, на срок 8 лет.

При разрешении вопроса об установлении Мубаракшину А.И. административных ограничений районным судом учтены данные характеризующие личность Мубаракшина А.И., а также обстоятельства совершения преступления, за которые он отбывает наказание, а также поведение в местах лишения свободы.

Из характеристики, представленной на осужденного ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области, усматривается, что за период отбывания наказания в местах лишения свободы, осужденный Мубаракшин А.И. не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, соблюдает распорядок дня в учреждении, взысканий и поощрений не имеет, поощрений не имеет, характеризуется посредственно, вину по приговору признал, не трудоустроен, связь с родственниками поддерживает в установленном законом порядке.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Административное ограничение в виде явки поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания, фактического нахождения 2 раза в месяц, установленное в отношении Мубаракшина А.И., определено судом в соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом обстоятельств дела, тяжести совершенного преступления, личности осужденного, его поведения, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, с учетом характеристики, представленной администрацией исправительного учреждения.

Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (три раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела, является разумным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 до 06 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой, мешает ему, судебной коллегией отклоняются.

Названное административное ограничения установлено судом с учетом характеризующих данных о личности Мубаракшина А.И. с целью недопущения совершения им новых преступлений и других правонарушений в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.

Данные административные ограничения не создают осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы, в том числе на социальную адаптацию, назначено с учетом характера и обстоятельств ранее совершенных преступлений.

Ссылка в апелляционной жалобе на не извещение административного ответчика о дате и времени судебного заседания в суде первой инстанции является несостоятельной, поскольку опровергаются материалами дела. Так, в материалах дела имеется расписка Мубаракшина А.И. датированная ДД.ММ.ГГГГ., об извещении о слушании дела ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 20).

Доводы жалобы о несвоевременном направлении административному ответчику решения суда, не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, основанием для отмены решения данные обстоятельства являться не могут. Кроме того, указанные обстоятельства не повлекли нарушение прав административного ответчика, в том числе на обжалование судебного акта.

Данные доводы жалобы Мубаракшина А.И. были приняты во внимание судом первой инстанции, суд исходил из того, что административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом N 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия.

Установление в отношении Мубаракшина А.И. оспариваемых административных ограничений не ухудшает его положение, не отягчает ответственность.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Следовательно, осужденный не лишен права при необходимости обратиться в надзирающий орган для корректировки времени на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.

Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих доводов не предоставил доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления вышеназванных административных ограничений, предположения о таковых не могут быть приняты во внимание.

В настоящее время каких-либо объективных данных о том, что административные ограничения могут несоразмерно ограничивать реализацию гражданских прав и интересов административного ответчика, материалы дела не содержат.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административные ограничения, установленные судом, соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Срок административного надзора установлен в соответствии с положением п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Вопреки доводам жалобы Мубаракшина А.И., административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.

Административные ограничения, установленные в отношении административного ответчика, соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Указанные судом административные ограничения не носят произвольного характера и направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. Принимая решения в данной части, суд первой инстанции учел характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Нормы материального права применены судом правильно. Существенных норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

                                        определила:

решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 3 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мубаракшина А.И., - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-13849/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Центрального района г.Тольятти
ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области
Ответчики
ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области (для вручения Мубаракшину Артему Ильдусовичу)
Мубаракшин А.И.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.11.2023Передача дела судье
05.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее