УИД 56RS0004-01-2024-000028-83
Дело № 2-63/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Богдановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Зарицком Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации Каликинского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
глава администрации Каликинского сельсовета Александровского района Оренбургской области обратился в суд с указанным заявлением, в обосновании которого указал, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на учет в качестве бесхозяйного принят объект недвижимого имущества – сооружение (скважина № 2), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись. Со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество.
Просил суд признать за муниципальным образованием Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение (скважина № 2), с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представители заявителя – администрации Каликинского сельсовета и заинтересованного лица - администрации Александровского района Оренбургской области, не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект недвижимого имущества – сооружение (скважина №2), расположенное по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер № (л.д. 12-15). Данный объект недвижимости:
- процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходил (л.д.9);
- процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества не проходил и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области (л.д.7);
- в реестре муниципального имущества <адрес> отсутствует (л.д. 11);
- в архиве ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» инвентарные дела на данный объект отсутствуют (л.д. 8, 10).
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером №, год завершения строительства – 1966, является муниципальное образование «Каликинский сельсовет Александровского района» Оренбургской области, сооружение принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости 23 августа 2022 года (л.д. 21-22).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из положений статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом № 131-ФЗ. За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1,7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов отнесены вопросы организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 вышеуказанного закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случаев выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что заявитель обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения и водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела, объект недвижимого имущества, указанный в заявлении, принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области как бесхозяйный объект недвижимого имущества 23 августа 2022 года, является социально значимым и используется для водоснабжения населения. Отсутствие законного собственника влечет невозможность обеспечения сохранности данного социально значимого объекта, угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, а также угрозу причинения ущерба окружающей среде. Иные собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует.
По истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет, заявитель в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на этот объект, указывая на отсутствие собственника на данный объект.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном порядке, до истечения года со дня его постановки на учет своих прав на данный объект никто не заявил.
С учетом данных обстоятельств, суд считает возможным признать право собственности на указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества.
На основании части 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд находит заявление главы администрации Каликинского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление главы администрации Каликинского сельсовета Александровского района Оренбургской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение (скважина № 2), с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости за муниципальным образованием Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Богданова
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2024 года.