68RS0008-01-2023-000547-35
Дело №2-404/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка 07 ноября 2023 года
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Р.Н.,
при секретаре Шавырниной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пученкиной О.М. к УК «Орбита» и администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области об обязании выполнить работы по подготовке жилого дома № по <адрес> к отопительному сезону,
установил:
Пученкина О.М. обратилась в суд с иском к УК «Орбита» и администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области об обязании выполнить работы по подготовке жилого дома № по <адрес> к отопительному сезону.
В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо, согласно которому в жилом дом, где проживает истец, не будет подаваться отопление в ДД.ММ.ГГГГ. управляющей компанией и другими организациями.
Согласно 1 заключению Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ дом был признан пригодным для проживания. Была признана необходимость в проведении капитального ремонта. Данное заключение было направленно в Министерство обороны Российской Федерации. После проведения ремонта возможно проживание в данном доме.
Право пользования жилым помещением у истца возникло на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №. После получения ордера истец вселилась в квартиру и проживала там непрерывно. Фактически с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения. Договор найма с истцом не заключался. Его экземпляр с просьбой заключить и подписать не направлялся.
Пученкина О.М. вселилась в жилой дом и получила ордер до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ ст.6 п.2, согласно которой граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-6 ч.1 ЖК РФ, а также в случаях утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В связи с чем истец полагает, что проживает в данном помещении, на правах нанимателя по договору социального найма.
Истец считает, что нарушены её права на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции Российской Федерации, а именно: проживая в доме в зимний период истец останется без отапливаемого жилого помещения. Данное помещение при отсутствии отопления станет непригодным для проживания.
Истцу не предоставляют другое жилое помещение. Истец полагает, что если её выселят из данной квартиры, то обратно её уже не вселят. Договор найма именно данной квартиры, с истцом заключен не будет, поскольку она может утратить правовые отношения с Министерством обороны.
Более того данный дом планируется перевести под коммерческое жилье. Граждан в данный дом не хотят возвращать.
Сроки проведения ремонтных работ не известны. В соответствии со ст.88 ЖК РФ граждане подлежат отселению в маневренный фонд на время проведения ремонтных работ.
Истцу другое помещение не предлагают. Расходы по переселению Министерство обороны РФ также не предлагает компенсировать, работы в данном доме проводить не планирует.
Истец просила выслать в её адрес копию договора найма жилого помещения, однако данных документов в её адрес не направили. Также адрес квартиры, которая будет предоставлена впоследствии для проживания, истцу не сообщается. Договор найма в адрес истца не высылается. Не сообщается метраж и технические характеристики помещений.
Истец полагает, что дом является жилым и сносить его нет необходимости, необходимо создать все необходимые условия для проживания в данном доме. В результате отключения отопления в доме в зимний период проживать будет невозможно.
Управляющей компанией является УК «Орбита». Согласно ответу ФИО4 УК «Орбита не подготовила объект к отопительному сезону в ДД.ММ.ГГГГ От органов местного самоуправления не получен паспорт готовности дома.
Таким образом, истец просит суд обязать управляющую компанию «Орбита» выполнить работы по подготовке дома к отопительному сезону, а администрацию Воронцовского сельсовета изготовить паспорт готовности дома.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Знаменского района Тамбовской области и в качестве третьего лица – ЖКС №7 (г.Воронеж) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
В судебном заседании истец Пученкина О.М. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении, и пояснила, что в доме проживает несколько семей, которым также не предоставлено другое жилое помещение. Полагает, что дом отапливать можно, так как никакие ремонтные работы в доме не производятся и не планируются в ближайшее время. Просит суд удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель истца по устному ходатайству ФИО16 поддержал исковые требования Пученкиной О.М. в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, и пояснил, что в настоящее время в доме не проведены пуско-наладочные работы, отсутствует паспорт готовности дома, а следовательно и тепловой ресурс. Такая ситуация приводит к нарушению конституционных прав граждан на жилище. Истец согласна на отселение в маневренный фонд на время ремонта дома, однако договор с Пученкиной О.М. не заключен по вине ответчика. Маневренный фонд до конца не сформирован, благоустроенных квартир не предоставляют. В тоже время дом не «законсервирован», его ремонт не начат. С момента признания жилого дома аварийным, с ДД.ММ.ГГГГ, прошло три года, и в ДД.ММ.ГГГГ дом отапливался. Просит суд удовлетворить иск в полном объёме и обратить решение к немедленному исполнению, так как отсутствие отопления в холодный период времени создаст угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Знаменского района Тамбовской области по доверенности ФИО5 исковые требования не признал и пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания «Орбита» предоставляла в администрацию Знаменского района документацию по подготовке дома № к отопительному сезону, а в ДД.ММ.ГГГГ на дома № и № акты готовности отопительной системы не выдавались, так как жилые дома являются аварийными. Управляющей компанией был предоставлен Приказ МО РФ от 2021 года о признании указанных домов аварийными и подлежащими реконструкции. Дома являются собственностью Министерства обороны РФ, муниципальных квартир в указанных домах не имеется. Администрацией Знаменского района создана комиссия по организации работы по подготовке объектов жилищного фонда к отопительному периоду, в которую и предоставлялись управляющей компанией акты готовности отопительной системы, а сама комиссия администрации Знаменского района не проводит обследование и не составляет акты готовности. Территориально дом № относится к администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области.
Представитель ответчика УК «Орбита» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В письменном заявлении первый заместитель главы администрации сельсовета ФИО6 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации. В письменных возражениях выражают несогласие с заявленными требованиями Пученкиной О.М. в части требований к администрации Вооронцовского сельсовета и указывают, что администрацией Воронцовского сельсовета не создавалась комиссия по организации работы по подготовке объектов жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и топливно-энергетического хозяйства к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ года и контролю за его прохождением, в том числе и в предыдущие годы, акта проверки от управляющей организации не представлялись, паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях в предыдущие годы также не составлялся и не подписывался. Межведомственной комиссией администрации Воронцовского сельского Совета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № составлено заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № по ул. <адрес> аварийным о подлежащим реконструкции. ДД.ММ.ГГГГ был принят правовой акт - приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации № 226 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции». До завершения реконструкции многоквартирного жилого дома организованы мероприятия по предоставлению жилых помещений маневренного фонда нанимателям жилых помещений по договорам социального найма жилого помещения и договорам найма специализированных жилых помещений. Законность указанного заключения подтверждена кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу №88а-7581/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Знаменского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, а кассационная жалоба Пученкиной О.М.- без удовлетворения. Просят отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель ЖКС №7 (г.Воронеж) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по доверенности ФИО7 пояснил, что многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и там нельзя проводить какие-либо пусконаладочные работы. Сфера деятельности ЖКС №7 распространяется на наружные сети - теплотрассы <адрес>, то есть до фундамента домов, а внутри дома подготовкой к отопительному сезону занимается управляющая компания «Орбита». В ДД.ММ.ГГГГ отопление в дом № подавалось, так как были предоставлены управляющей компанией «Орбита» акты готовности отопительной системы, а в ДД.ММ.ГГГГ таких актов нет, в связи с чем и отопления нет в доме. Для этого есть специальные задвижки на теплотрассе, и в случае надлежащих документов пуск теплоэнергии в дом возможен. Разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В письменных возражениях представитель Учреждения по доверенности ФИО8 указывает, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, относятся к федеральной собственности в силу закона, включены в число служебных и закреплены за учреждением, подведомственным Министерству обороны РФ, на вещном праве. Следовательно, исходя из вышеизложенного, договор социального найма жилого помещения в жилищном фонде Министерства обороны РФ заключаться не мог, ввиду чего применение ст. 88 ЖК РФ не является обоснованным. Министерство обороны Российской Федерации и подведомственные ему органы и учреждения относятся к федеральным органам исполнительной власти и при осуществлении своей деятельности по обеспечению жилыми помещениями руководствуются нормами Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Также следует отметить, что исходя из положений данного Закона, граждане, подлежащие обеспечению, должны относится к категории военнослужащих. Истцы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ не состоят, следовательно обязательств по предоставлению жилых помещений Министерство обороны РФ перед истцами не имеет. В рамках других производств, находящихся в Знаменском районном суде Тамбовской области, ФГАУ «Росжилкомплекс» намерен переселить истцов в другие жилые помещения ввиду игнорирования жильцами предложений о переселении в другие жилые помещения. ФГАУ «Росжилкомплекс» неоднократно предлагало осуществить самостоятельный выбор гражданами жилых помещений. Данное предложение будет действовать и во время судебного разбирательства, и распространяться на жилые помещения Министерства обороны РФ по всей территории Тамбовской области. Проведение капитального ремонта осуществляется на основании постановления Администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении краткосрочного плана реализации в ДД.ММ.ГГГГ региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период ДД.ММ.ГГГГ» Многоквартирные дома, являющиеся объектами спора, не были включены в вышеуказанный перечень. Проведение работ, в том числе проведение реконструкции, осуществляются на основании Федерального закона №223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о проведении таких работ, согласно ст.210 ГК РФ, принимает непосредственно Министерство обороны Российской Федерации. Ввиду того, что до ФГАУ «Росжилкомплекс» такая информация не доводилась, было принято решение о временной консервации многоквартирных домов до поступления лимитов денежных средств. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица Жданов А.Г., Калинина Л.А., Булгакова Р.И. в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании третье лицо Корабельшикова В.В., действующая за себя лично и за третье лицо Калинину Л.А. по доверенности, поддержала исковые требования Пученкиной О.М.
В судебном заседании представитель третьего лица Булгаковой Р.И. по доверенности ФИО13 поддержала исковые требования Пученкиной О.М.
Выслушав участников судебного разбирательства, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» Вооружённые Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.
Как предусмотрено п.3 ст.101 названного закона, комплектование формирований Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с п.1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооружёнными Силами Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно подп. 71 п. 7 Положения указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведённых положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Приказами директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 3280 от 30 декабря 2016 г., а впоследствии - № 1221 от 25 июня 2020 г. жилой дом №, в том числе квартира № (нанимателем которого является Пученкина О.М.), по <адрес> был закреплен на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время ФГАУ «Росжилкомплекс»), то есть организацией, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации, через которую министерство осуществляет полномочия собственника.
Таким образом, полномочия собственника в отношении данного многоквартирного жилого дома осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГАУ «Росжилкомплекс» на основании приказа директора Департамента военного имущества МО РФ от 29.09.2021 года №3135.
Судом установлено, что Пученкина О.М. зарегистрирована и является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Право пользования данным жилым помещением возникло у Пученкиной О.М. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного ей КЭЧ Тамбовского района Московского военного округа. (л.д.10)
Согласно Приказов заместителя Министра обороны РФ от 10.06.2021 №503 и от 12.03.2021 №226 признаны аварийными и подлежащими реконструкции жилые дома № и № по <адрес>
На основании решения Знаменского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Пученкиной О.М. было отказано в удовлетворении административных исковых требований к Межведомственной комиссии Администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области, Администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области и Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными и отмене заключения Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Знаменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалоба Пученкиной О.В. оставлены без удовлетворения. Решение Знаменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, а именно указанным решением Знаменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Между тем, до настоящего времени многоквартирные дома № и № не расселены, там проживают граждане, в том числе истец и третьи лица по делу, и отсутствие тепла в квартирах нарушает их право на жилище, закрепленное в ст.40 Конституции Российской Федерации.
Положениями пунктов 4, 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее Закон об органах местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 4 ст.14 Закона об органах местного самоуправления иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 указанной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 данной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно подпунктам 4.2, 4.3 ч.1 ст.17 Закона об органах местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Положениями ч.ч.1, 3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, а также несёт бремя содержания помещения и общего имущества.
В силу ч.4 ст.20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в отношении только муниципального жилищного фонда.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, содержание муниципального жилищного фонда в надлежащем состоянии должно обеспечивать соблюдение положений законодательства установленных частью 1 статьи 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации
Министерством обороны Российской Федерации, являющимся представителем собственника (Российской Федерации) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, принято решение о расторжении договора управления от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении многоквартирных домов <адрес>, организованы мероприятия по прекращению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России деятельности по управлению многоквартиными домами с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.161 ЖК РФ, постановлением администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от 20.04.2023 №37 управляющей организацией для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, расположенного на территории, не отнесённой к сельским поселениям – Воронцовский сельсовет Знаменского района Тамбовской области, назначено общество с ограниченной ответственностью «Орбита».
Согласно п.2.6.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №(далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В силу п.2.6.4, 2.6.10 вышеуказанных Правил план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
Таким образом, достаточные условия обеспечения готовности многоквартирных домов на территории <адрес>, в частности жилого дома № по <адрес>, к отопительному сезону должны быть созданы собственником многоквартирного дома (уполномоченным им лицом) либо организацией, осуществляющей управление многоквартирного дома, в данном случае управляющей компанией ООО «Орбита».
Вместе с тем, создание достаточных условий обеспечения готовности многоквартирных домов, являющихся собственностью Минобороны России, расположенных на территории Знаменского района Тамбовской области в полномочия администрации Знаменского района и администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области не входит.
Кроме того, исходя из материалов дела следует, что должностные лица органа местного самоуправления – администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области принимали меры к исполнению своих полномочий в части проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом № расположенным на территории, не отнесенной к сельским поселениям Знаменского муниципального района.
Также согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Данных фактов при рассмотрении дела не установлено.
Таким образом, требования истца к администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области и администрации Знаменского района Тамбовской области по возложению обязанности по выполнению работ по подготовке жилого дома № по <адрес> к отопительному сезону являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исковые требования истца к управляющей компании ООО «Орбита» суд полагает подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20 Закона №190-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы утверждены Правила №103, согласно пункту 16 которых в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе, проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
В силу пункта 7 Правил №103 результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду.
На основании пункта 9 Правил №103 в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок уполномоченным органом составляется и выдается паспорт готовности к отопительному периоду по рекомендуемому образцу по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Знаменского района Тамбовской области в адрес ООО Орбита» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, а именно: в нарушение п.2.6.10, п.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 паспорт готовности к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ не получен, отопление, в связи с устойчивым понижением среднесуточной температуры в многоквартиные дома № и № по <адрес> не подавалось, что является причиной нарушения прав жильцов данных домов на оказание услуг в полном объёме.
Доказательств исполнения ООО «Орбита» указанного представления прокурора, а также проведения каких-либо мероприятий, направленных на подготовку дома № по <адрес> к отопительному сезону в судебном заседании не добыто. В настоящее время многоквартиный дом № не отапливается, что приводит к нарушению прав жильцов, проживающих до настоящего времени в указанном доме.
Доказательств, подтверждающих, что ООО «Орбита» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, и в связи с тем, что до настоящего времени многоквартирные дома № и № не расселены, там проживают граждане, в том числе истец и третьи лица по делу, отсутствие тепла в квартирах создаёт угрозу их жизни и здоровью, суд обязывает управляющую компанию «Орбита» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по подготовке дома № по <адрес> к отопительному сезону.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пученкиной О.М. удовлетворить частично.
Обязать управляющую компанию «Орбита» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по подготовке дома № по <адрес> к отопительному сезону.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд с подачей жалобы через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 года.
Судья Р.Н. Павлов