Дело № 2-2779/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи В.А. Лопаткина
при секретаре судебного заседания С.Н. Спириной
рассмотрев 12 июля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Омске
гражданское дело по исковому заявлению ООО «ЖКО «Полет-Омск» к ФИО1 об оспаривании решения общего собрания собственников многоквартирного дома,
установил:
ООО «ЖКО «Полет-Омск» обратилось в суд с иском ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
В обоснование требований истец указал, что ООО «ЖКО «Полет-Омск» является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому по адресу: <адрес> на основании договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ЖКО «Полет-Омск» поступило решение общего собрания собственников многоквартирного дома по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Согласно повестки дня, на обсуждение были вынесен, в том числе, вопрос об утверждении размера платы на 2019 год. На указанный протокол ООО «ЖКО «Полет-Омск» в адрес ответчиков направлен ответ о невозможности применения утвержденного размера платы в связи с несогласованием его с управляющей компанией. Решением общего собрания об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья затрагиваются права и законные интересы ООО «ЖКО «Полет-Омск». Общество о нарушении своих прав узнало в момент получения предписания, то есть ДД.ММ.ГГГГ
Истец полагает, что решение общего собрания противоречит основам правопорядка, протокол общего собрания оформлен с нарушениями требований установленных жилищным и гражданским законодательством, в связи с чем, является ничтожным. Как следует из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, собрание проводилось в очно-заочной форме, однако в ООО «ЖКО «Полет-Омск» документы, свидетельствующие о легитимности проведенного собрания, наличии кворума для его проведения, о соблюдении процедуры общего собрания собственников не поступали. Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства, рассмотрение и утверждение размера платы возможно только с учетом управляющей организации, что подтверждает обязательное участие и присутствие ООО «ЖКО «Полет-Омск» при проведении собрания, в противном случае принятие указанного решения является незаконным. Размер платы принят собственниками без учета предложений управляющей компании, который не позволяет ООО «ЖКО «Полет-Омск» выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома в полном объеме. С принятым решением собственников истец не согласен, поскольку считает, что оно нарушает и затрагивает интересы ООО «ЖКО «Полет-Омск» и противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, истец просит признать недействительным протокол № внеочередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительной структуру платы за содержание жилья, утвержденную собственниками протоколом № внеочередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; признать размер платы, утвержденный собственниками на 2019 календарный год в размере 22 рублей 64 копейки протоколом № внеочередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ экономически не обоснованным и не подлежащим применению; взыскать с ответчика в пользу ООО «ЖКО «Полет-Омск» расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ООО «ЖКО «Полет-Омск» ФИО3 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что размер платы за содержание жилого помещения в данном многоквартирном доме был определен без учета предложения управляющей организации. Размер платы является экономически необоснованным. При проведении общего собрания кворум не имелся. Кроме того, в протоколе общего собрания отсутствуют сведения о месте проведения общего собрания, о лицах, принявших участие в общем собрании (как в очной, так и в заочной части), указана лишь общая площадь лиц, принявших участие в голосовании. Дополнительно отметила, что из оспариваемого протокола не понятно, где и как проводилось собрание в форме совместного присутствия, как проводилось собрание, была заочная часть, как проводилось голосование.
Ответчик ФИО1, третье лицо Государственная жилищная инспекция <адрес> о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, не явились, представителей не направили.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Согласно ст. 233-234 ГПК РФ с согласия исковой стороны дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения правоотношения.
В соответствии со ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Из содержания ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется с учетом требований части 4 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с частей 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным жилым домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Из содержания ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Компетенция общего собрания определена частью 2 названной статьи.
Согласно ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. (ч. 5 ст. 45 ЖК РФ)
В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Согласно ч. 2 указанной статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В части 3 указанной статьи предусмотрено, что решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что ответчик ФИО1 является собственником помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в <адрес>, указанное подтверждается сведениями из реестра собственников.
В соответствии с представленным в материалы дела договором № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКО «Полет» приняло на себя полномочия по управлению многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>. (т. 1 л.д. 18-29).
Какими-либо сведениями, объективно свидетельствующими о том, что многоквартирный дом находится в управлении иной организации, нежели ООО «ЖКО «Полет», суду не располагает, равно как не содержится в материалах дела сведений о недействительности вышеозначенного договора, на основании которого регламентированы правоотношения между собственниками многоквартирного дома и ООО «ЖКО «Полет».
Согласно пунктам 4.1 указанного договора на момент заключения договора цена включает в себя ежемесячную плату за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в размере, рекомендованном органом местного самоуправления <адрес> на соответствующий календарный год для муниципального жилого фонда с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, в соответствии с утвержденной структурой платы «Управляющей организации».
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичные положения закреплены в пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила), согласно которым при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В свою очередь согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пункт 17 Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 – 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Таким образом, законодатель возлагает на собственников помещений первоочередную обязанность утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования посредством определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предложений управляющей организации.
В подтверждение факта проведения собрания и принятия по итогам его проведения оспариваемого истцом решения представлена копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу, ответчик ФИО4 входила в состав как инициативной группы, так и в состав счетной комиссии, являясь, собственником помещения в многоквартирном доме.
Как было указано выше, положения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ во взаимосвязи с другими нормами жилищного законодательства, в том числе, с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, и с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, согласно которой плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом специфики договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 162), направлены на поддержание указанного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, основанных, в соответствии с требованиями п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и на оценке характеристик данного дома (состава, конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, геодезических, природно-климатических условий расположения и т.д.).
Из анализа приведенных норм права следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также обеспечивающем безопасные для жизни и здоровья граждан условия проживания в таком доме.
Таким образом, учет предложений управляющей организации при утверждении перечня работ и услуг, а также размера платы за эти услуги является обязательным.
Судом установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по было проведено заочное голосование по вопросу утверждения тарифа на содержание и ремонт общего имущества на 2019 год в размере 22 рублей 64 копеек.
При этом данных об участии в собрании представителя управляющей компании протокол от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.
Оценивая легитимность вышеозначенного решения в части утверждения тарифа на содержание и ремонт общего имущества на 2019 год в размере 22 рублей 64 копеек с 1 кв.м., суд считает, что инициативной группой допущены существенные нарушения порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания и исключающих признание такого рода решения действительными, а также допущено существенное нарушение правил составления протокола.
Так, согласно ч. 1 ст. 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (часть 2).
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался" (часть 3).
Из содержания материалов гражданского дела следует, что заочное голосование предполагало утверждение тарифа в размере 22 рублей 64 копеек с кв.м.
При этом, согласно материалам дела заочное голосование производилось посредством поквартирного обхода инициаторами собрания в два дня, т.е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а к непосредственному голосованию инициаторы приступили в тот же день после проведения очного собрания. При этом на заочную часть голосования участниками было отведено короткое время в один день ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. (ч. 5 ст. 45 ЖК РФ)
По мнению суда, ответчиками не представлено надлежащих доказательств уведомления за десять дней, как того требует ЖК РФ, средствами, изложенными в ч. 4 ст. 45 ЖК РФ (направление заказным письмом, каждому под роспись или размещения в помещении данного дома, определенном решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме) всех собственников помещений многоквартирного дома о предстоящем собрании и голосовании по повестке собрания.
Кроме-того не представлено каких-либо объективных данных, указывающих на предоставление лицам, участвующим в голосовании достаточного времени на обсуждение вопроса для принятия решения, возможности получения бюллетеня голосования заблаговременно, равно как не представлено доказательств принятия ответчиками необходимых мер для обеспечения возможности участия в голосовании тех собственников в квартиры которых инициаторам при обходе попасть не удалось.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 3, 4 названного приказа, протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания. Обязательными реквизитами протокола общего собрания являются: наименование документа; дата и регистрационный номер протокола общего собрания; дата и место проведения общего собрания; заголовок к содержательной части протокола общего собрания; содержательная часть протокола общего собрания; место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование; приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания); подпись.
Из представленных суду материалов дела не следует, каким образом были избраны председатель и секретарь общего собрания собственников многоквартирного дома, отсутствует дата и регистрационный номер протокола общего собрания, дата и место проведения общего собрания, не указано место (адрес) хранения протокола общего собрания и решение собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, отсутствуют сведения о месте проведения общего собрания, о лицах, принявших участие в общем собрании.
Кроме того, ответчиком не представлены какие-либо реестры лиц, отказавшихся от принятия голосовых листов, акты вручения голосовых листов и уведомлений о проведении собрания под роспись остальным собственникам помещений, акты вброса голосовых листов и уведомлений в почтовые ящики собственников помещений, которым не представлены бюллетени путем личного вручения.
Суд также отмечает, что ответчиком не представлено доказательств уведомления собственников о принятом решении.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что указанные обстоятельства в достаточной степени свидетельствуют о том, что при принятии оспариваемого решения инициаторами допущены существенные нарушения, порядка созыва, проведения и протоколирования при проведении собрания, являющиеся самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения собрания недействительным.
Удовлетворяя исковые требования, суд также отмечает, что в соответствии со ст. 161,162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом - это соглашение между собственниками помещений в многоквартирном доме (заказчик) и управляющей организацией (исполнитель), в силу которого исполнитель обязуется обеспечить содержание общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг заказчику, а заказчик - оплатить соответствующие работы (услуги) исполнителя. Обеспечение содержания общего имущества, равно как и организация предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, предполагает осуществление управляющей организацией комплекса работ и услуг, в том числе организационного и информационного характера, перечень которых определяется на основании нормативных актов и по соглашению сторон договора управления многоквартирным домом и обусловлен рядом объективных и субъективных факторов. В связи с этим особенностью договора управления многоквартирным домом является зависимость его предмета и иных условий (в частности, условия о цене) от характеристик конкретного многоквартирного дома (уровня его благоустроенности, состава общего имущества, года и типа постройки и т.д.), изменяющихся потребностей в содержании и ремонте отдельных элементов различных составляющих общего имущества многоквартирного дома, наличия непосредственных договорных связей собственников помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающими организациями, общих ожиданий и представлений собственников жилых помещений об уровне комфорта, благоустроенности, безопасности, которые должны обеспечиваться управляющей организацией в многоквартирном доме и прилегающей к нему территории и т.д.
Достижение цели договора управления многоквартирным домом - поддержание общего имущества собственников помещений в надлежащем состоянии - в значительной степени зависит от учета указанных обстоятельств при согласовании сторонами договора управления многоквартирным домом условия о его цене.
Положения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ во взаимосвязи с другими нормами жилищного законодательства, в том числе с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, и с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, согласно которой плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом специфики договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 162), направлены на поддержание указанного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, основанных, в соответствии с требованиями п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и на оценке характеристик данного дома (состава, конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, геодезических, природно-климатических условий расположения и т.д.).
Из анализа приведенных норм права следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также обеспечивающем безопасные для жизни и здоровья граждан условия проживания в таком доме.
Таким образом, учет предложений управляющей организации при утверждении перечня работ и услуг, а также размера платы за эти услуги является обязательным.
Кроме того, данных об участии в заочном собрании представителя управляющей компании протокол не содержит.
Согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических, мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Из совокупности обстоятельств проведения собрания следует, что перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, а также размер платы за эти услуги и работы на общем собрании, не обсуждался и не утверждался.
При этом, собственниками не регламентирован порядок выполнения таких работ иным образом, не установлено, что указанные работы по цене ниже установленной ранее принятым решением будут проводиться за их счет и посредством заключения ими договоров с соответствующими организациями.
Принимая во внимание, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в части установления размера платы за содержание и ремонт жилья затрагиваются права и законные интересы управляющей организации, суд приходит к выводу, что истец обладает правом на обжалование решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Судом установлено, что решением общего собрания, оформленным в виде протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по пункту №.2 принято решение об установлении тарифа на 2019 год в размере 22,64 рублей, из которых: управление многоквартирным домом – 4,48 руб., содержание общего имущества – 15,04 руб., текущий ремонт – 2,10 руб. Таким образом, собственниками утвержден тариф на содержание и ремонт общего имущества в размере 22,64 рубля в месяц на 2019 год. При определении размера платы за содержание и ремонт общего имущества на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не учитывалось мнение управляющей организации.
Из пояснений представителя истца следует, что предложенный управляющей организацией размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, имеющим все виды благоустройства, оборудованной лифтом и водопроводом без учета затрат на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, расположенный по адресу: <адрес>, д. ДД.ММ.ГГГГ год в размере 24,49 руб. рассчитан с учетом фактической стоимости услуг и работ по обслуживанию многоквартирного <адрес> в <адрес>. Кроме того, учитывались фактические расходы управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В указанном случае уменьшение указанного размера платы за содержание и ремонт жилья приведет к уменьшению периодичности оказываемых услуг и исключению определенных видов услуг по обслуживанию, что противоречит действующему законодательству.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены доказательства обоснованности предлагаемого тарифа на 2019 года в размере 24,49 руб., рассчитанного с учетом фактической стоимостью услуг и работ по обслуживанию, в том числе представлены договоры оказания услуг с третьими лицами: договор на техническое обслуживание автоматизированных узлов учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, договор № на работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лифтов от ДД.ММ.ГГГГ, договор №-О на техническое освидетельствование лифтов от ДД.ММ.ГГГГ, договор № на оказание клининговых услуг от ДД.ММ.ГГГГ, договор № на оказание клининговых услуг от ДД.ММ.ГГГГ, договор № на оказание транспортных услуг по очистке и вывозу строительного, крупногабаритного мусора и снега, доставки черного грунта и песка от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 34, 146-151, 152-159, 160-162,163-172, 183-192, 211-213).
Принимая во внимание, что протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья затрагиваются права и законные интересы управляющей организации ООО «ЖКО «Полет-Омск», суд приходит к выводу, что последняя обладает правом на обжалование решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Учитывая, что собственниками помещений многоквартирного дома размер платы за содержание и ремонт жилья принят без учета предложений управляющей организации, принимая во внимание, что доказательств соблюдения процедуры проведения общего собрания, в материалы дела представлены не были, а также, учитывая отсутствие кворума и экономическую необоснованность принятого размера платы за содержание и ремонт общего имущества суд находит исковые требования о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленного в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проводимого в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, об установлении платы за содержание жилого помещения и ремонта общего имущества на 2019 год обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Относительно позиции представителя истца об отсутствии кворума в ходе проведения общего собрания, суд приходит к следующему. Учитывая, отсутствие возражений со стороны ответчика относительно отсутствия кворума, суд полагает необходимым согласиться с позицией представителя истца, согласно которой при проведении собрания кворум отсутствовал, поскольку решение принято 39,57% голосов.
Учитывая признание решения общего собрания собственников, оформленного в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. недействительным, суд не находит оснований для признания оставшейся части требований в частности недействительности решения по структуре и размеру платы за содержания жилья, недействительной, поскольку с удовлетворенной частью требований данные требования соотносятся как часть и целое.
Основываясь на положениях ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца госпошлину, оплаченную последним при подаче иска в размере 6000 рублей.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 98, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ООО «ЖКО «Полет-Омск» удовлетворить частично.
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЖКО «Полет-Омск» госпошлину в размере 6000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска ООО «ЖКО «Полет-Омск» к ФИО1 отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения принятого в окончательной форме.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: В.А. Лопаткин
Решение изготовлено в окончательной форме «17» июля 2019 года.