Дело № 2-532/2020
54RS0031-01-2020-001391-78
Поступило 28.09.2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 года г. Обь Новосибирской области
Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,
при помощнике судьи Шевцовой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании движимого имущества бесхозяйным,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества, а именно: <данные изъяты> 35см (2 упаковки) и <данные изъяты> черного цвета диаметром 5см – 312 шт., стоимостью <данные изъяты> руб. 62 коп. Свои требования обосновывают тем, что данное имущество было принято ООО «<данные изъяты>» по акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с уведомлением Новосибирской таможни о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством, № от ДД.ММ.ГГГГ. и поручением Территориального управления № № от ДД.ММ.ГГГГ. и фактически находится по адресу: <адрес>. Согласно акту об истечении сроков хранения задержанных товаров б/н от ДД.ММ.ГГГГ. срок хранения задержанных товаров по протоколу задержания б/н от ДД.ММ.ГГГГ., находившихся на СВХ ЗАО «<данные изъяты>» и помещенных на хранении ДД.ММ.ГГГГ. в 40-футовый контейнер № №, размещенный в постоянной зоне таможенного контроля на прилегающей территории СВХ ЗАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. истек ДД.ММ.ГГГГ. В отношении данной категории имущества отсутствует нормативно регламентированный порядок распоряжения, имущество передается без экспертных заключений, документов, сертификатов, позволяющих выпускать данное имущество в оборот с учетом его безопасности. Кроме того, указанное имущество не было востребовано собственником как в период хранения товара, так и после истечения срока хранения, что дает основания полагать, что собственник товара отказался от каких-либо прав на заявленное движимое имущество. Указывают, что данное имущество подлежит признанию бесхозяйным на основании ст. 225, 226 и 290 ГК РФ.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица — Новосибирской таможни в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суду представлен отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что задержание и изъятие таможенными органами товаров и документов на них регламентированы главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и главой 55 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указывают, что товары, задержанные Новосибирской таможней в силу положений ст. 379 ТК ЕАЭС, обладают особым правовым статусом, влекущим необходимость распоряжения ими и последующего зачисления в федеральный бюджет соответствующих сумм таможенных пошлин, налогов лишь в порядке, который определен законом. Порядок действия таможенных органов с невостребованными задержанными товарами, срок хранения которых истек, определен ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно п. 2 которой распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со ст. 317 данного Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами. Таким уполномоченным органом является Федерального агентство по управлению государственным имуществом, и в соответствии с п. 5.5 (2) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008г., задержанные товары в силу закона подлежат реализации, а в случае невозможности — переработке (утилизации), уничтожению. Указывают, Постановлением Правительства РФ № 1493 от 18.09.2020г., вступившим в силу с 23.10.2020г., утверждены Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами. Указанными Правилами определен порядок распоряжения товарами, задержанными таможенными органами и не востребованными лицами, указанными в ст. 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 ст. 380 ТК ЕАЭС.
Считают, что подмена понятия «задержанные товары» на понятие «бесхозяйные товары» является недопустимой, поскольку задержанные товары обладают особым, самостоятельным правовым статусом, влекущим необходимость распоряжения ими и последующего зачисления соответствующих сумм таможенных платежей в федеральный бюджет, а также необходимость возврата оставшихся денежных средств от реализации товаров собственнику. Процедура признания задержанных товаров бесхозяйными приведет к изменению статуса товаров и, соответственно, нарушит требование федерального законодательства, а также права декларантов – собственников товаров, так как за собственниками товаров сохраняется возможность осуществления юридически значимых действий до фактической реализации задержанных товаров уполномоченным органом. Из сумм, полученных от реализации товаров, удерживаются в первую очередь суммы в размере исчисленных на день задержания этих товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, во вторую очередь – расходы, связанные с перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), хранением и реализацией задержанных товаров. Оставшиеся от реализации денежные суммы возвращаются декларантам, а если декларирование товаров не осуществлялось – собственникам товаров. При признании имущества бесхозяйным и обращения его в федеральную собственность, собственник задержанных товаров фактически лишится гарантированного законодательством права на распоряжение товарами до его фактической реализации.
Также указывают, что при уведомлении заявителя имеющиеся у Новосибирской таможни документы, предусмотренные п. 35 Приказа ФТС России № 1510, ТУФАУГИ в Новосибирской области направлялись, фактов расхождения сведений в фактическом количестве товара, наименовании либо об иных характеристиках задержанных товаров с данными, содержащимися в направленных документах, при передаче товаров не выявлено. Кроме того, заявитель не обращался в Новосибирскую таможню за продлением срока реализации задержанных товаров по протоколам задержания товаров и документов на них и не информировало о невозможности их реализации для последующего принятия решения об уничтожении задержанного товара. Доказательств невозможности реализации и неоднократных попытках реализовать товар для последующего принятия решения об уничтожении задержанного товара в материалы дела не представлены.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Суд, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
На основании ч. 1 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи (ч.1 ст. 290 ГПК РФ).
Согласно п. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Статьей 226 ГК РФ определено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. должностным лицом таможенного органа Новосибирской таможни были задержаны следующие товары: <данные изъяты> 35см (2 упаковки) и <данные изъяты> диаметром 5см – 312 шт., что подтверждается протоколом задержания товаров и документов на них от ДД.ММ.ГГГГ. б/н. Данные товары задержаны в порядке ст. 379 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (л.д. 13-14).
В силу частей 1-3 ст. 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в п. 2 настоящей статьи, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, - в течение 24 часов. Срок хранения задержанных товаров и документов на них исчисляется со дня их задержания.
Согласно указанному выше протоколу Новосибирской таможни срок хранения задержанного товара установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из акта об истечении срока хранения задержанных товаров б/н от ДД.ММ.ГГГГ., срок хранения товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них б/н от ДД.ММ.ГГГГ., истек ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15).
По истечении срока хранения задержанного товара Новосибирская таможня направила в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Из сопроводительного письма к уведомлению усматривается, что с уведомлением были направлены копия протокола задержания товаров и документов, копия акта об истечении срока хранения задержанных товаров, копию служебной записки отдела таможенных платежей, акта приема-передачи и иные документы (л.д. 11, 10).
На основании поручения № № от ДД.ММ.ГГГГ. и акта приема-передачи задержанного товара № от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области вышеуказанный товар передан на хранение ООО «<данные изъяты>» (л.д. 17, 18-19).
В силу положений п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 5.5(2) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008г., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Как установлено п. 4 указанного Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в ст. 381 Кодекса Союза, в срок, предусмотренный п. 1 и п. 2 ст. 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.
Как установлено положениями п. 1, 2 и 4 ст. 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 настоящего Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей.
В случае если расходы по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке), хранению, иные расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией задержанных товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышают их стоимость, а также в других случаях, предусмотренных законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, такие товары подлежат использованию или уничтожению в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны эти товары.
Расходы по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке) и хранению, иные расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией задержанных товаров, не востребованных декларантами или иными лицами в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, возмещаются за счет сумм, полученных от реализации указанных товаров, с учетом пункта 1 статьи 383 настоящего Кодекса в порядке, установленном в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары.
Пунктами 2 и 3 ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со ст. 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 1493 от 18.09.2020г., вступившим в силу с 23.10.2020г., утверждены Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами. Указанными Правилами определен порядок распоряжения товарами, задержанными таможенными органами и не востребованными лицами, указанными в ст. 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 ст. 380 ТК ЕАЭС.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ. указанный выше порядок распоряжения товарами, задержанными таможенными органами и переданными в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области позволяет уполномоченному органу беспрепятственно осуществлять реализацию указанного товара, что не требует его признания бесхозяйным в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования о признании движимого имущества бесхозяйным удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании движимого имущества бесхозяйным.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Судья Е.Л. Зайнутдинова