Дело №2-936/2022
86RS0005-01-2021-002711-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2022 года город Сургут
Сургутский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа — Югры в составе: председательствующего судьи Бехтиной Н.Е., при помощнике судьи Харсеевой Е.Г., представителя истца в лице старшего помощника ФИО5 ФИО9, представителя ответчика Администрации г.<адрес> Яр – ФИО2, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица ООО «Сургуткое РСУ» -ФИО3, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.<адрес> Яр об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка путем перераспределения
УСТАНОВИЛ:
Истец в лице прокуратуры ФИО5 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой ФИО5 проведена проверка по обращению депутата Думы ХМАО-Югры ФИО10 в интересах жильцов многоквартирного <адрес> г.<адрес> <адрес> по вопросу нарушения законодательства при осуществлении комплексного развития территории г.<адрес> <адрес> Проверкой установлено, в соответствии с условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ФИО5 РСУ» приняло на себя обязательства по осуществлению развития застроенной территории (далее - РЗТ), расположенной в 1 микрорайоне г.<адрес> <адрес> в границах территориальных зон улиц <адрес>, и строительство многоквартирного жилого дома на основании выданного администрацией ФИО5 разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №-ru № согласно проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы объекта капитального строительства «Территория части микрорайона, подлежащая развитию по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский ФИО5, г.<адрес> <адрес> микрорайон №, в границах улиц <адрес>. <адрес> территории, подлежащей развитию – 2,2622 га. I очередь застройки микрорайона №. Жилой <адрес>. Корректировка» от ДД.ММ.ГГГГ №. В рамках договора РЗТ, помимо прочего, застройщик должен был осуществить мероприятия по благоустройству территории внутри микрорайона № г.<адрес> <адрес> Застройщик разработал проект планировки и проект межевания части микрорайона № г.<адрес> <адрес>, который был вынесен на публичные слушанья, состоявшиеся ДД.ММ.ГГГГ. Информация о проведении публичных слушаний опубликована в СМИ и на сайте администрации ФИО5. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предложений, изменений и дополнений по указанному проекту не поступало. Срок действия договора РЗТ закончился ДД.ММ.ГГГГ. Застройщиком обязательства, предусмотренные условиями договора не исполнены, денежные средства администрацией ФИО5 застройщику не перечислялись. В ближайшее время застройка многоквартирными домами или иными объектами не планируется. В марте 2021 года ООО «ФИО5 РСУ» обратилось в Арбитражный суд ХМАО-Югры с иском к администрации г.<адрес> Яр о продлении срока действия договора РЗТ до ДД.ММ.ГГГГ (дело №А75-3775/2021). К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация ФИО5. Рассмотрение дела по существу не окончено. Земельный участок под домом № по <адрес> г.<адрес> <адрес> расположен в микрорайоне № г.<адрес> <адрес> вдоль границ территории, предназначенной для комплексной застройки в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ООО «ФИО5 РСУ» и администрацией ФИО5. <адрес> введен в эксплуатацию в 1996 году. Границы земельного участка спорного дома сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2006 году в соответствии с постановлением администрации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проектов границ земельных участков» по границе отмостки здания (общей площадью 0,225 га), в связи с чем, прилегающая территория жилого дома отсутствует, соответственно отсутствуют элементы озеленения и благоустройства. Администрацией г.<адрес> <данные изъяты> правила землепользования и застройки были утверждены только в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, поскольку земельный участок под домом отмежеван по отмостке здания, выход из подъездов осуществляется непосредственно на проезжую часть внутриквартальной дороги, что не отвечает требованиям безопасности. <адрес> не имеет придомовой территории, соответственно отсутствуют озеленение, пешеходные тротуары, детские игровые площадки, малые архитектурные формы, места для отдыха около подъездов. В марте 2021 года прокуратурой ФИО5 с участием ОГИБДД ОМВД России по ФИО5 проведена проверка по обращению жильцов <адрес>, в ходе которой установлено, что внутриквартальный проезд вдоль <адрес> расположен в жилой зоне, находится в ведении г.<адрес> Яр и не благоустроен тротуарами. По выявленным нарушениям прокуратурой ФИО5 приняты меры реагирования, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации г.<адрес> <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления, администрацией поселения требования ФИО5 признаны обоснованными, меры по устранению нарушений закона не приняты. В соответствии с информацией, размещенной в публичной кадастровой карте, <адрес>, г.<адрес> <данные изъяты> расположен на земельном участке с кадастровым №, с площадью 2250 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для объектов жилой застройки под многоквартирный дом. Площадь земельного участка частично перекрывает существующий <адрес>, т.е. часть жилого дома находится на указанном земельном участке, а часть выходит за его границы. Согласно представленного органами местного самоуправления межевого плана схема земельного участка под домом № не соответствует публичной кадастровой карте. При этом, постановлением администрации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект межевания территории части элемента планировочной структуры 1 микрорайон г.<адрес> <данные изъяты> в части увеличения придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: Сургутский ФИО5, г.<адрес> Яр, <адрес>, в максимально возможных границах, необременённых правами третьих лиц. Общественные обсуждения в соответствии с частью 12 статьи 43 ГрК РФ не проводились. Кроме того, из ответа Департамента строительства и земельных отношений администрации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что решение вопроса об увеличении земельного участка под домом № по <адрес> суде ХМАО-Югры иска ООО «ФИО5 РСУ». Вместе с тем, жители <адрес> с заявлениями о принятии мер по увеличению придомовой территории и благоустройству, а также в связи с небезопасными условиями проживания, обращались в органы местного самоуправления с 2019 года. ФИО5 просил суд обязать администрацию ФИО5 провести межевание земельного участка под домом № по <адрес> ФИО5 с учетом размещения объектов благоустройства и озеленения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию ФИО5 провести мероприятия по постановке вновь образованного земельного участка под домом № по <адрес> ФИО5 на кадастровый учет в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию ФИО5 организовать внесение соответствующих изменений в проекты планирования и межевания территорий. Обязать администрацию городского поселения <данные изъяты> ФИО5 в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить благоустройство вновь образованного земельного участка под домом № по <адрес> ФИО5 путем размещения пешеходных тротуаров, детских игровые площадок, малых архитектурных форм, мест для отдыха около подъездов.
С учетом нескольких уточнений ФИО5 в части исковых требований, в окончательной редакции судом приняты к рассмотрению требования ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, изложенные следующим образом: Обязать администрацию г.<адрес> Яр ОГРН:№ в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить кадастровый учет земельного участка под домом № по <адрес> г.<адрес> Яр ФИО5 путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № под домом № по <адрес> г.<адрес> <данные изъяты> ФИО5 на основании Постановления администрации ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в следующих границах:
Границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к имуществу общего пользования | ||||||||
:ЗУ4 | Перераспределение земельного участка и земель, государственная или муниципальная собственность на которые не разграничена | 86:03:0051707:35 | 3618 | Среднеэтажная жилая застройка | ||||
Номер точки | X | Y | Дирекционный угол | Длина | ||||
1 | 984006.94 | 3564327.6 | 39° 28" 54"" | 75.66 | ||||
2 | 984065.34 | 3564375.71 | 128° 42" 5"" | 4.32 | ||||
3 | 984062.64 | 3564379.08 | 129° 40" 38"" | 1.14 | ||||
4 | 984061.91 | 3564379.96 | 129° 26" 50"" | 17.61 | ||||
5 | 984050.72 | 3564393.56 | 129° 21" 6"" | 3.23 | ||||
6 | 984048.67 | 3564396.06 | 129° 5" 38"" | 2.06 | ||||
7 | 984047.37 | 3564397.66 | 219° 29" 3"" | 38.11 | ||||
8 | 984017.96 | 3564373.43 | 219° 34" 0"" | 45.78 | ||||
9 | 983982.67 | 3564344.27 | 219° 32" 19"" | 43.69 | ||||
10 | 983948.98 | 3564316.46 | 315° 0" 0"" | 0.01 | ||||
11 | 983948.99 | 3564316.45 | 325° 56" 21"" | 0.86 | ||||
12 | 983949.7 | 3564315.97 | 299° 58" 54"" | 1.5 | ||||
13 | 983950.45 | 3564314.67 | 308° 32" 51"" | 2.39 | ||||
14 | 983951.94 | 3564312.8 | 218° 59" 28"" | 0.27 | ||||
15 | 983951.73 | 3564312.63 | 309° 48" 50"" | 17.6 | ||||
16 | 983963 | 3564299.11 | 308° 55" 50"" | 5.95 | ||||
17 | 983966.74 | 3564294.48 | 39° 29" 4"" | 52.09 | ||||
1 | 984006.94 | 3564327.6 |
В судебном заседании ФИО5 настаивал на иске.
Представитель Администрации г.<адрес> с исковыми требованиями согласился.
Представитель третьего лица ООО «Сургуткое РСУ» -ФИО3 не возражал против удовлетворения в данном виде требований ФИО5.
Представители ответчика в лице Администрации ФИО5 в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлялись.
Представители третьего лица Департамента строительства администрации ФИО5 в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлялись.
Представители третьего лица Россреестра по ХМАО-Югре в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлялись.
Представители третьего лица в лице управляющей организации ООО «Регионфасадстрой» в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлялись.
Третьи лица ФИО6 и ФИО4 в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлялись.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть едло в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав стороны, и лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных ФИО5 в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных ФИО5; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных ФИО5; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» территория каждого домовладения, как правило, должна иметь: хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
На хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, ящик с песком, бачок для мусора и стол со скамейками. Площадку следует оградить живой изгородью. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
Согласно ч. 1 ст.11. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (ч. 7 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Из пункта 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закона) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 Вводного закона).
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (ч. 4 ст. 16 Вводного закона).
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 4.1 ст. 16 Вводного закона).
О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 4.2 ст. 16 Вводного закона).
Из разъяснений п. 67 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п.68 Постановления Пленума ВС РФ от 29.04.2010 №10 при рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами в части определения границ и размеров таких земельных участков регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» и Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности».
Согласно части 2 статьи 6 Вводного закона к Градостроительному кодексу Российской Федерации границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ст. 36 ЖК РФ определяется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в которое включается достаточно широкий перечень объектов (помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы и т.д.). Это общее имущество является объектом права собственности собственников помещений в многоквартирном доме. При этом следует отметить, что перечень объектов, включаемых в общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, не является исчерпывающим и в его состав могут входить различные объекты, не предусмотренные законодательством РФ.
В состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из изложенного можно сделать вывод, что земельный участок формируется не по отмостку многоквартирного дома, а с учетом всех объектов, необходимых для обслуживания многоквартирного дома, с элементами озеленения и благоустройства. Формирование земельного участка, на котором расположен дом и входящие в состав дома объекты, осуществляется органами местного самоуправления, в том числе и при отсутствии обращения собственника помещения многоквартирного дома. Формирование производится в соответствии с правилами межевания, генеральным планом, правилами землепользования и застройки. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Размер земельного участка определяется не собственниками помещений многоквартирного дома и не публичным органом в произвольном порядке.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона №124),
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с пунктами 5, 19, 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство и т.д.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального ФИО5 относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального ФИО5, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального ФИО5 документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального ФИО5, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального ФИО5 для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории.
Решением Совета депутатов г.<адрес> Яр от ДД.ММ.ГГГГ №-нпа утверждены Правил благоустройства территории городского поселения Белый Яр (далее - Правила).
Согласно разделу 2 Правил благоустройство территории это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории городского поселения Белый Яр, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского поселения Белый Яр, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Также Правилами определено понятие придомовая территория - земельный участок, входящий в состав общего имущества многоквартирного дома, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер придомовой территории определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 3.3. Правил при создании и благоустройстве ограждений рекомендуется учитывать необходимость, в том числе: проектирования дорожек и тротуаров с учетом потоков людей и маршрутов; разграничения зеленых зон и транзитных путей с помощью применения приемов разно уровневой высоты или создания зеленых кустовых ограждений; использования бордюрного камня и т.д.
Обращение ФИО5 с иском в суд в порядке с ч.1 ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, проживающих в <адрес> г.<адрес> Яр обусловлено тем, что органами местного самоуправления не обеспечены безопасные и комфортные условия проживания.
Определением ФИО5 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее исковое заявление ФИО5 оставлено без рассмотрения, основанием для чего послужил вывод суда о том, что ФИО5 вышел в интересах неопределенного круга лиц, каким данный спор не является.
Определением суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ определение ФИО5 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без рассмотрения иска ФИО5-отменено, поскольку апелляционная инстанция указала, что требования иска затрагивает не только жителей многоквартирного дома, но и других лиц. Гражданское дело направлено в Сургутский районный суд для рассмотрения по существу.
Определением седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Так, судом установлено, что в соответствии с условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ФИО5 РСУ» приняло на себя обязательства по осуществлению развития застроенной территории (далее - РЗТ), расположенной в 1 микрорайоне г.<адрес> <данные изъяты> в границах территориальных зон улиц Толстого, Некрасова, и строительство многоквартирного жилого дома на основании выданного администрацией ФИО5 разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №-ru № согласно проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы объекта капитального строительства «Территория части микрорайона, подлежащая развитию по адресу: <адрес>.
<адрес> территории, подлежащей развитию – 2,2622 га. I очередь застройки микрорайона №. Жилой <адрес>. Корректировка» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В рамках договора РЗТ, помимо прочего, застройщик должен был осуществить мероприятия по благоустройству территории внутри микрорайона № г.<адрес> <данные изъяты>
Застройщик разработал проект планировки и проект межевания части микрорайона № г.<адрес> <данные изъяты> который был вынесен на публичные слушанья, состоявшиеся ДД.ММ.ГГГГ.
Информация о проведении публичных слушаний опубликована в СМИ и на сайте администрации ФИО5.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предложений, изменений и дополнений по указанному проекту не поступало.
Срок действия договора РЗТ закончился ДД.ММ.ГГГГ.
Застройщиком обязательства, предусмотренные условиями договора не исполнены, денежные средства администрацией ФИО5 застройщику не перечислялись.
В ближайшее время застройка многоквартирными домами или иными объектами не планируется.
В марте 2021 года ООО «ФИО5 РСУ» обратилось в Арбитражный суд ХМАО-Югры с иском к администрации г.<адрес> <данные изъяты> о продлении срока действия договора РЗТ до ДД.ММ.ГГГГ (дело №А75-3775/2021). К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация ФИО5. Рассмотрение дела по существу не окончено.
Земельный участок под домом № по <адрес> г.<адрес> <данные изъяты> расположен в микрорайоне № г.<адрес> <данные изъяты> вдоль границ территории, предназначенной для комплексной застройки в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ООО «ФИО5 РСУ» и администрацией ФИО5.
<адрес> введен в эксплуатацию в 1996 году.
Границы земельного участка спорного дома сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2006 году в соответствии с постановлением администрации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проектов границ земельных участков» по границе отмостки здания (общей площадью 0,225 га), в связи с чем, прилегающая территория жилого дома отсутствует, соответственно отсутствуют элементы озеленения и благоустройства.
Администрацией г.<адрес> Яр правила землепользования и застройки были утверждены только в ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, поскольку земельный участок под домом отмежеван по отмостке здания, выход из подъездов осуществляется непосредственно на проезжую часть внутриквартальной дороги, что не отвечает требованиям безопасности. <адрес> не имеет придомовой территории, соответственно отсутствуют озеленение, пешеходные тротуары, детские игровые площадки, малые архитектурные формы, места для отдыха около подъездов.
В марте 2021 года прокуратурой ФИО5 с участием ОГИБДД ОМВД России по ФИО5 проведена проверка по обращению жильцов <адрес>, в ходе которой установлено, что внутриквартальный проезд вдоль <адрес> расположен в жилой зоне, находится в ведении г.<адрес> <данные изъяты> и не благоустроен тротуарами.
По выявленным нарушениям прокуратурой ФИО5 приняты меры реагирования, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации г.<адрес> Яр внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления, администрацией поселения требования ФИО5 признаны обоснованными, меры по устранению нарушений закона не приняты.
В соответствии с информацией, размещенной в публичной кадастровой карте, <адрес>, г.<адрес> <данные изъяты> расположен на земельном участке с кадастровым №, с площадью 2250 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для объектов жилой застройки под многоквартирный дом.
Площадь земельного участка частично перекрывает существующий <адрес>, т.е. часть жилого дома находится на указанном земельном участке, а часть выходит за его границы.
Согласно представленного органами местного самоуправления межевого плана схема земельного участка под домом № не соответствует публичной кадастровой карте.
При этом, Постановлением администрации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект межевания территории части элемента планировочной структуры 1 микрорайон г.<адрес> <данные изъяты> в части увеличения (перераспределения) придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: Сургутский ФИО5, г.<адрес> <данные изъяты> <адрес>, в максимально возможных границах, необременённых правами третьих лиц.
Так, согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (п. 1 ст. 11.3, п. 1 ст. 11.9, п. 2, подп. 4 п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ).
На основании п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункта 7.5 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться региональными (местными) нормативами градостроительного проектирования или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой детскими игровыми площадками, отдыха и занятий физкультурой взрослого населения, должна быть не менее 10% общей площади микрорайона (квартала) жилой зоны земельного участка под многоквартирным домом по спорному адресу.
Как разъяснено в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К общему имуществу многоквартирного дам отнесен земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем судом установлено, что на спорной территории, которая в порядке перераспределения земель и земельного участка под спорным многоквартирным домом войдет в границы вновь образованного участка какие-либо элементы благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты не располагаются, в связи с чем оснований полагать, что границы под многоквартирным домом, определенные проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации Сургутскогго района от 21 апреля 201 года №1375 «Об утверждении проекта межевания территории» не отвечают требованиям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Таким образом исковые требования ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.<адрес> Яр, об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка путем перераспределения – удовлетворить.
Суд считает необходимым обязать администрацию г.<адрес> <данные изъяты> ОГРН:№ в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить кадастровый учет земельного участка под домом № по <адрес> г.<адрес> <данные изъяты> ФИО5 путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № под домом № по <адрес> администрации ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в следующих границах:
Границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к имуществу общего пользования | ||||||||
:ЗУ4 | Перераспределение земельного участка и земель, государственная или муниципальная собственность на которые не разграничена | 86:03:0051707:35 | 3618 | Среднеэтажная жилая застройка | ||||
Номер точки | X | Y | Дирекционный угол | Длина | ||||
1 | 984006.94 | 3564327.6 | 39° 28" 54"" | 75.66 | ||||
2 | 984065.34 | 3564375.71 | 128° 42" 5"" | 4.32 | ||||
3 | 984062.64 | 3564379.08 | 129° 40" 38"" | 1.14 | ||||
4 | 984061.91 | 3564379.96 | 129° 26" 50"" | 17.61 | ||||
5 | 984050.72 | 3564393.56 | 129° 21" 6"" | 3.23 | ||||
6 | 984048.67 | 3564396.06 | 129° 5" 38"" | 2.06 | ||||
7 | 984047.37 | 3564397.66 | 219° 29" 3"" | 38.11 | ||||
8 | 984017.96 | 3564373.43 | 219° 34" 0"" | 45.78 | ||||
9 | 983982.67 | 3564344.27 | 219° 32" 19"" | 43.69 | ||||
10 | 983948.98 | 3564316.46 | 315° 0" 0"" | 0.01 | ||||
11 | 983948.99 | 3564316.45 | 325° 56" 21"" | 0.86 | ||||
12 | 983949.7 | 3564315.97 | 299° 58" 54"" | 1.5 | ||||
13 | 983950.45 | 3564314.67 | 308° 32" 51"" | 2.39 | ||||
14 | 983951.94 | 3564312.8 | 218° 59" 28"" | 0.27 | ||||
15 | 983951.73 | 3564312.63 | 309° 48" 50"" | 17.6 | ||||
16 | 983963 | 3564299.11 | 308° 55" 50"" | 5.95 | ||||
17 | 983966.74 | 3564294.48 | 39° 29" 4"" | 52.09 | ||||
1 | 984006.94 | 3564327.6 |
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 в интересах неопределенного кругу лиц к Администрации г.<адрес> <данные изъяты> об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка путем перераспределения – удовлетворить полном объеме.
Обязать администрацию г.<адрес> <данные изъяты> № в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить кадастровый учет земельного участка под домом № по <адрес> г.<адрес> <данные изъяты> ФИО5 путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № под домом № по <адрес> г.<адрес> Яр на основании Постановления администрации ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ в следующих границах:
Границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к имуществу общего пользования | ||||||||
:ЗУ4 | Перераспределение земельного участка и земель, государственная или муниципальная собственность на которые не разграничена | № | 3618 | Среднеэтажная жилая застройка | ||||
Номер точки | X | Y | Дирекционный угол | Длина | ||||
1 | 984006.94 | 3564327.6 | 39° 28" 54"" | 75.66 | ||||
2 | 984065.34 | 3564375.71 | 128° 42" 5"" | 4.32 | ||||
3 | 984062.64 | 3564379.08 | 129° 40" 38"" | 1.14 | ||||
4 | 984061.91 | 3564379.96 | 129° 26" 50"" | 17.61 | ||||
5 | 984050.72 | 3564393.56 | 129° 21" 6"" | 3.23 | ||||
6 | 984048.67 | 3564396.06 | 129° 5" 38"" | 2.06 | ||||
7 | 984047.37 | 3564397.66 | 219° 29" 3"" | 38.11 | ||||
8 | 984017.96 | 3564373.43 | 219° 34" 0"" | 45.78 | ||||
9 | 983982.67 | 3564344.27 | 219° 32" 19"" | 43.69 | ||||
10 | 983948.98 | 3564316.46 | 315° 0" 0"" | 0.01 | ||||
11 | 983948.99 | 3564316.45 | 325° 56" 21"" | 0.86 | ||||
12 | 983949.7 | 3564315.97 | 299° 58" 54"" | 1.5 | ||||
13 | 983950.45 | 3564314.67 | 308° 32" 51"" | 2.39 | ||||
14 | 983951.94 | 3564312.8 | 218° 59" 28"" | 0.27 | ||||
15 | 983951.73 | 3564312.63 | 309° 48" 50"" | 17.6 | ||||
16 | 983963 | 3564299.11 | 308° 55" 50"" | 5.95 | ||||
17 | 983966.74 | 3564294.48 | 39° 29" 4"" | 52.09 | ||||
1 | 984006.94 | 3564327.6 |
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Сургутский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Н.Е. Бехтина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья ФИО5 районного суда Н.Е. Бехтина