Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2021 года <адрес>
Первомайский районный суд в составе:
председательствующего судьи Панасюк Е.В.
при помощнике судьи Левченко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о возложении обязанностей,
При участии: от истца – заместитель транспортного прокурора – Исаев В.Н., удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Приморский транспортный прокурор обратился в Первомайский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о возложении обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить понтон №», ДД.ММ.ГГГГ года постройки, идентификационный (бортовой) номер №, принадлежащий Ковалеву Дмитрию Анатольевичу, из реестра маломерных судов, а также признании судового билета серии № недействительным.
В ходе судебного заседания к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со статьей 43 ГПК РФ, привлечен Ковалев Дмитрий Анатольевич.
В судебном заседании, заместитель приморского транспортного прокурора Исаев В.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик, третье лицо, письменные возражения относительно исковых требований суду не представил. В судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
В соответствии со статьей 6 КТМ, контроль за соблюдением обязательных требований, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области торгового мореплавания, международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, в целях обеспечения безопасности торгового мореплавания осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положением о федеральном контроле, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 835, государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Пунктами 4, 5 предусмотрено, что основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах; участвует в разработке правил классификации маломерных судов; организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами; осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном; осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и требования по количеству людей на маломерном судне, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием; проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде; осуществляет учет, ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Государственной инспекции по маломерным судам по профилю их профессиональной деятельности; проводит разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах; осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 24 Административного регламента №, в качестве документа, подтверждающего основания для исключения судна из реестра маломерных судов, представляется один из нижеперечисленных документов судебный акт, вступивший в законную силу.
На основании статьи 7 КТМ под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В соответствии со ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе реестре маломерных судов.
Однако, согласно ст. 3 КВВТ РФ понтон относится к категории плавучий объект – несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном.
Статьей 9 КТМ РФ установлено, что под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенной территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском порту.
Согласно ст. 2 КТМ РФ целями торгового мореплавания, помимо иных, является перевозка грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии, включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к объектам инфраструктуры морского порта относятся: портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора).
Таким образом, государственная регистрация в реестре маломерных судов понтона, не являющегося по определению судном, является неправомерной и не может производиться в установленном порядке и вносится маломерных судов.
Пунктом 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении портовых гидротехнических сооружений, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
В силу Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федеральная служба по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - МТУ Ространснадзора по ДФО), утвержденного приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № ВБ-369фс, МТУ Ространснадзора по ДФО осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации, международного законодательства в области торгового мореплавания, эксплуатации портовых гидротехнических сооружений на морском транспорте.
Из информации, представленной МТУ Ространснадзора по ДФО (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.12-360), следует, что в соответствии с ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга режима эксплуатации и технического состояния систем удержания плавучих конструкций» плавучие причалы удерживаются на плаву за счет положительной плавучести понтонов и раскрепляются на акватории с помощью якорных систем. По размерам плавучестей-понтонов различают плавучие причалы из малогабаритных (ПРП, ПРПП, СРПП) и крупногабаритных (ПМ, ПМТ, ПЖТ) понтонов. В причалах из крупногабаритных понтонов каждый понтон является секцией. По водоизмещению обслуживаемых судов плавучие причалы подразделяются на полутяжелые и тяжелые. Плавучие причалы состоят обычно из двух-четырех (чаще - трех) секций и удерживаются якорными системами. С берегом причал, как правило, соединяется съездо-корневой частью, включающей табельный мост и корневую часть. Секции причала обычно имеют размеры: длина 35-50 м, ширина 9-14 м, высота борта 1,7-4,0 м. Большие из приведенных размеров относятся к тяжелым, меньшие - к полутяжелым причалам.
Из заключения МТУ Ространснадзора по ДФО следует, если понтонпредназначен для эксплуатации в составе плавпричала, расположен на территории к (или) акватории морского порта и предназначен для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту или служит для швартовки и стоянки судов, используемых в целях торгового мореплавания, то такой объект относится к объектам инфраструктуры морского транспорта, следовательно, является портовым гидротехническим сооружением и относится к объектам технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Техническим регламентом обезопасности объектов морского транспорта, утвержденным ПостановлениемПравительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Технический регламент), которым установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.
Поскольку обозначенный выше понтон №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки,Идентификационный (бортовой) номер №, используется в коммерческих целях для швартовки маломерных судов, а также для посадки на суда и высадки пассажиров с судов маломерного флота, их багажа, следовательно, последний является портовым гидротехническим сооружением (объектом инфраструктуры морского транспорта) и относится к объектам технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Техническим регламентом.
В соответствии с п. 12 Технического регламента объекты морскоготранспорта и инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворятьтребованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
Пунктом 183 Технического регламента установлено, что эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных п. 184-198 настоящего технического регламента.
Обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры
морского транспорта должно осуществляться согласно п. 184 Технического регламента на основе выполнения следующих требований:
а) разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта;
б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения и получении штормового предупреждения;
в) ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского депорта;
г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно- восстановительных мероприятий;
д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта;
е) наличие квалифицированного персонала, обслуживающего объект инфраструктуры морского транспорта;
ж) разрешительный характер эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта.
Техническую эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляет его владелец (п. 185 Технического регламента).
В соответствии с п. 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки судов.
Согласно п. 187 Технического регламента каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.
Объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения. Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается (п. 188 Технического регламента).
Пунктом 189 Технического регламента установлено, что объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объекта в период его эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектом такого объекта. Величины предельных смещений и информаций при отсутствии их в проекте устанавливаются аккредитованным испытательным центром и отражаются в техническом паспорте сооружения.
Для обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала необходимо выполнять следующие требования (п. 191 Технического регламента):
а) швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;
б) фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу;
в) швартовка судна за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается;
г) не допускается швартовка к причалу судна с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в техническом паспорте сооружения.
Режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен соответствовать его назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. При возникновении существенных изменений в техническом состоянии объекта инфраструктуры морского транспорта в целях обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения (п. 195 Технического регламента).
Таким образом, включение понтона в реестр маломерных судов исключает возможность соответствующих государственных органов (Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу) осуществлять контроль за соблюдением владельцем объекта инфраструктуры морского транспорта требований, предъявляемых к технической эксплуатации в соответствии с Техническим регламентом, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью владельцев и пассажиров маломерных судов, швартуемых к данному объекту инфраструктуры морского транспорта - понтону, загрязнение водной акватории и пр.
Судом установлено, что Центром ГИМС КУ МЧС России по ПК от ДД.ММ.ГГГГ, произведена государственная регистрация понтона «№», ДД.ММ.ГГГГ года постройки, идентификационный (бортовой) номер №, выдан судовой билет серии №.
При указанных обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить понтон «№», ДД.ММ.ГГГГ года постройки, идентификационный (бортовой) номер №, принадлежащий Ковалеву Дмитрию Анатольевичу, из реестра маломерных судов являются обоснованными и законными.
Поскольку требование об исключении понтона № ДД.ММ.ГГГГ года постройки, идентификационный (бортовой) номер № реестра маломерных судов является обоснованным, судовой билет серии <адрес> подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда – 30 дней со дня вступления решения суда в законную в силу.
Руководствуясь ст.ст. 88, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в лице Центра Государственной инспекции по маломерным судам обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить понтон «№», ДД.ММ.ГГГГ года постройки, идентификационный номер №, принадлежащий Ковалеву Д.А. из реестра маломерных судов.
Признать судовой билет серии Г № недействительным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение от 15.11.2021
Судья Е.В. Панасюк