Дело № 2-1643/2023
УИД 33RS0014-01-2023-001636-41
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи |
Петрухина М.В. |
при секретаре |
Денисовой О.А., |
с участием представителя истца Климковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищной политики администрации округа Муром к Балакшиной Г.Е. об обязании приведения жилого помещения в состояние пригодное для проживания,
у с т а н о в и л:
Управление жилищной политики администрации округа Муром обратилось в суд с иском к Балакшиной Г.Е. и просит:
-обязать Балакшину Г.Е. произвести полную и тщательную уборку всех поверхностей и дезинсекцию в квартире ....
-обязать Балакшину Г.Е. предоставить сотрудникам Управления жилищной политики администрации округа Муром доступ в помещение, расположенное по адресу: ...., для проведения осмотра его технического и санитарно-гигиенического состояния после устранения выявленных нарушений.
Заявленные требования обоснованы тем, что на рассмотрении Управления жилищной политики администрации округа Муром находится обращение жителей дома .... вх. № УЖП-1090/19 от 27.06.2019 года по вопросу использования жилого помещения (номер) по указанному адресу не по назначению, систематическом нарушении прав и интересов соседей, бесхозяйственном обращении с жильем. В результате рассмотрения указанного обращения Управлением жилищной политики администрации округа Муром установлено, что квартира (номер) принадлежит на праве собственности Балакшиной Г.Е., которая в настоящее время там зарегистрирована и проживает.
С целью проверки доводов, изложенных в обращении, должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром 25.09.2019 года проведено обследование жилого помещения ...., по результатам которого установлено, что квартира находите ненадлежащем санитарном состоянии. На момент осмотра в квартире обнаружены 3 кошки, 4 собаки, зафиксирован стойкий неприятный запах, выходящий за пределы жилого помещения. На полу прихожей и туалета грязевые отложения, в границах квартиры летает огромное количество мух.
Таким образом, на момент осмотра собственником не выполняются обязанности по надлежащему содержанию жилого помещения, чем создается угроза распространения паразитов, заболеваний и аварийной ситуации на инженерных сетях всего многоквартирного дома.
Результаты осмотра отражены в акте и фототаблице от 25.09.2019 года. Собственнику даны устные разъяснения о необходимости приведения квартиры в надлежащее санитарное состояние.
31.01.2020 года должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром проведено повторное обследование жилого помещения (номер) многоквартирного дома ...., в ходе которого было установлено, что квартира находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. В помещениях квартиры летают мухи, на полу кухни и прихожей обнаружены фекалии и моча животных, присутствует стойкий неприятный запах. В квартире находилось 5 кошек и 4 собаки. Полы и предметы мебели покрыты грязевыми отложениями.
Результаты осмотра отражены в акте осмотра от 31.01.2020 года, с которым Балакшина Г.Е. ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись в документе.
Выявленные нарушения свидетельствуют о бесхозяйственном обращении с жильем; использовании жилого помещения не по назначению; систематическом нарушении прав и интересов соседей, т.е. осуществлении права пользования жилым помещением без соблюдения требований пожарной безопасно санитарно-гигиенических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 293 Гражданского кодекса, действовавшей на момент проведения мероприятий, Управлением жилищной политики администрации округа Муром в адрес Балакшиной Г.Е. направлено предупреждение исх. № УЖП-301/20 от 06.02.2020 года о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 30.03.2020 года, проверить исполнение которого не представилось возможным по причине не предоставления доступа в квартиру.
года в связи с исполнением Балакшиной Г.Е. требования Управления жилищной политики администрации округа Муром предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: .... в рамках исполнительного листа серии ФС № 035416089 по делу № 2-487/2021 от 15.03.2021 года, должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром проведено обследование указанной квартиры и установлено следующее:
На лестничной клетке перед входной дверью в кв. № 61 присутствует стойкий неприятный запах мочи и фекалий. Внутри квартиры присутствует стойкий неприятный запах мочи и фекалий.
В прихожей (помещение № 60, 59 на поэтажном плане технического паспорта, составленного МУП «БТИ» по состоянию на 17.03.1992 г.) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и мебели загрязнены, на полу обнаружены объедки, следы мочи и фекалий.
В кухне (помещение № 62 на поэтажном плане) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и мебели загрязнены, на полу обнаружены следы мочи и фекалий, использованные спички. Радиатор отопления загрязнен, не оборудован отсекающими устройствами, имеет сколы в краске.
В ванной комнате (помещение № 61 на поэтажном плане) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и санитарно-технических приборов загрязнены, на полу обнаружены следы мочи и фекалий. Канализационный трубопровод загрязнен имеет сколы в краске, полотенцесушитель и подводящие трубопроводы не оборудованы отсекающими устройствами, покрыты ржавчиной.
В жилой комнате (помещение № 63 на поэтажном плане) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и мебели загрязнены. Постельное белье на кровати грязное источает неприятный запах. На полу обнаружены следы мочи и фекалий. Радиатор отопления загрязнен, не оборудован отсекающими устройствами, имеет сколы в краске. Деревянный оконный блок рассохся, имеет трещины в остеклении. Балкон захламлен габаритными вещами.
В квартире обнаружено 5 кошек и одна собака среднего размера.
Результаты осмотра отражены в акте и фото-таблице от 27.04.2023 года.
04.05.2023 года Управлением жилищной политики администрации округа Муром в адрес Балакшиной Г.Е. направлено повторное предупреждение исх. № УЖП-1445/23 о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 31.05.2023 года с последующимобеспечением 01.06.2023 года доступа в занимаемую квартиру для проведения осмотра ее санитарного и технического состояния.
Указанные акт, фото-таблица и предупреждение были также вручены Балакшиной Г.Е. 02.05.2023 года лично в руки под фотофиксацию.
года в назначенное время должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром была совершена попытка осмотра жилого помещения на предмет его технического и санитарно- гигиенического состояния, в результате чего составлен акт о не предоставлении собственником квартиры доступа в жилое помещение.
При этом на лестничной клетке в районе входной двери кв. № 61 присутствовал стойкий неприятный запах мочи и фекалий.
Таким образом, за период с 25.09.2019 года по 01.06.2023 года Балакшиной Г.Е. не принято действенных мер направленных на исполнение ранее выданных предупреждений и поддержание кв. (номер) в чистоте, т.е. в течении длительного времени не выполняются обязанности по надлежащему содержанию жилого помещения, чем создается угроза распространения паразитов, заболеваний, аварийной ситуации на инженерных сетях всего многоквартирного дома, нарушаются права и интересы соседей.
Представитель истца Управления жилищной политики администрации округа Муром Климкова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Балакшина Г.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, возражений по иску не представила.
Представители третьих лиц ООО «Ремстрой Южный», Муниципальной инспекции администрации округа Муром, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились.
На основании ст. 167, 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 4 статьи 17, частям 1, 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) жилое помещение предназначено для проживания граждан. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения, принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В силу пунктов 16, 17 приказа Министерства строительства жилищно- коммунального хозяйства РФ от 14.05.2021 № 292\пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» собственник обязан:
а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса;
б) обеспечивать сохранность жилого помещения;
в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей;
г) нести расходы на содержание принадлежащего собственнику жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения;
д) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса, включающую в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Собственник несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса гласит, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно пункту 1.4 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» граждане, юридические лица в соответствии со статьей 6 Закона Российской «Об основах федеральной жилищной политики» обязаны: использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных прав, иных прав и свобод других граждан; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
В соответствии со статьей 287.7. Гражданского кодекса РФ если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не производит необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 Жилищного кодекса понимается использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещение промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
Статьей 2 Жилищного кодекса установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Следовательно, администрация округа Муром наделена полномочиями по контролю за соблюдением норм жилищного законодательства с целью обеспечения использования жилых помещений в многоквартирных домах исключительно для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно- гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с законом Владимирской области от 29.08.2016 г. № 107-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля», решением Совета народных депутатов округа Муром от 28.10.2014 № 615 «Об утверждении Положения об управлении жилищной политики администрации округа Муром Владимирской области», постановлением администрации округа Муром от 09.02.2018 № 78 «Об осуществлении отдельных государственных полномочий Владимирской области по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю на территории муниципального образования округ Муром» Управление жилищной политики администрации округа Муром является органом, исполняющим полномочия, по муниципальному жилищному контролю, государственному жилищному надзору и лицензионному контролю на территории округа Муром, в том числе в области контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с правом направлять собственникам жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования округ Муром, использующим жилые помещения не по назначению, систематически нарушающим права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращающимся с жильем, допуская его разрушение, предупреждения о необходимости устранить допущенные нарушения, с правом назначать собственникам соразмерный срок для ремонта жилых помещений, если допущенные ими нарушения влекут разрушение данных жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: (номер), на праве собственности принадлежит Балакшиной Г.Е., которая в настоящее время там зарегистрирована и проживает, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
С целью проверки доводов, изложенных в обращении, должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром находится обращение жителей дома .... вх. № УЖП-1090/19 от 27.06.2019 года по вопросу использования жилого помещения № 61 по указанному адресу не по назначению, систематическом нарушении прав и интересов соседей, бесхозяйственном обращении с жильем.
С целью проверки доводов, изложенных в обращении, должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром 25.09.2019 года проведено обследование жилого помещения (номер) многоквартирного дома ...., по результатам которого установлено, что квартира находите ненадлежащем санитарном состоянии. На момент осмотра в квартире обнаружены 3 кошки, 4 собаки, зафиксирован стойкий неприятный запах, выходящий за пределы жилого помещения. На полу прихожей и туалета грязевые отложения, в границах квартиры летает огромное количество мух.
Таким образом, на момент осмотра собственником не выполняются обязанности по надлежащему содержанию жилого помещения, чем создается угроза распространения паразитов, заболеваний и аварийной ситуации на инженерных сетях всего многоквартирного дома.
Результаты осмотра отражены в акте и фото-таблице от 25.09.2019 года. Собственнику даны устные разъяснения о необходимости приведения квартиры в надлежащее санитарное состояние.
31.01.2020 года должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром проведено повторное обследование жилого помещения ...., в ходе которого было установлено, что квартира находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. В помещениях квартиры летают мухи, на полу кухни и прихожей обнаружены фекалии и моча животных, присутствует стойкий неприятный запах. В квартире находилось 5 кошек и 4 собаки. Полы и предметы мебели покрыты грязевыми отложениями.
Результаты осмотра отражены в акте осмотра от 31.01.2020 года, с которым Балакшина Г.Е. ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись в документе.
Выявленные нарушения свидетельствуют о бесхозяйственном обращении с жильем; использовании жилого помещения не по назначению; систематическом нарушении прав и интересов соседей, т.е. осуществлении права пользования жилым помещением без соблюдения требований пожарной безопасно санитарно-гигиенических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 293 Гражданского кодекса, действовавшей на момент проведения мероприятий, Управлением жилищной политики администрации округа Муром в адрес Балакшиной Г.Е. направлено предупреждение исх. № УЖП-301/20 от 06.02.2020 года о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 30.03.2020 года, проверить исполнение которого не представилось возможным по причине не предоставления доступа в квартиру.
года в связи с исполнением Балакшиной Г.Е. требования Управления жилищной политики администрации округа Муром предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: .... в рамках исполнительного листа серии ФС № 035416089 по делу № 2-487/2021 от 15.03.2021 года, должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром проведено обследование указанной квартиры и установлено следующее:
На лестничной клетке перед входной дверью в кв. (номер) присутствует стойкий неприятный запах мочи и фекалий. Внутри квартиры присутствует стойкий неприятный запах мочи и фекалий.
В прихожей (помещение № 60, 59 на поэтажном плане технического паспорта, составленного МУП «БТИ» по состоянию на 17.03.1992 г.) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и мебели загрязнены, на полу обнаружены объедки, следы мочи и фекалий.
В кухне (помещение № 62 на поэтажном плане) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и мебели загрязнены, на полу обнаружены следы мочи и фекалий, использованные спички. Радиатор отопления загрязнен, не оборудован отсекающими устройствами, имеет сколы в краске.
В ванной комнате (помещение № 61 на поэтажном плане) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и санитарно-технических приборов загрязнены, на полу обнаружены следы мочи и фекалий. Канализационный трубопровод загрязнен, имеет сколы в краске, полотенцесушитель и подводящие трубопроводы не оборудованы отсекающими устройствами, покрыты ржавчиной.
В жилой комнате (помещение № 63 на поэтажном плане) летает большое количество мух. Поверхности пола, стен и мебели загрязнены. Постельное белье на кровати грязное источает неприятный запах. На полу обнаружены следы мочи и фекалий. Радиатор отопления загрязнен, не оборудован отсекающими устройствами, имеет сколы в краске. Деревянный оконный блок рассохся, имеет трещины в остеклении. Балкон захламлен габаритными вещами.
В квартире обнаружено 5 кошек и одна собака среднего размера.
Результаты осмотра отражены в акте и фото-таблице от 27.04.2023 года.
04.05.2023 года Управлением жилищной политики администрации округа Муром в адрес Балакшиной Г.Е. направлено повторное предупреждение исх. № УЖП-1445/23 о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 31.05.2023 года с последующимобеспечением 01.06.2023 года доступа в занимаемую квартиру для проведения осмотра ее санитарного и технического состояния.
Указанные акт, фото-таблица и предупреждение были также вручены Балакшиной Г.Е. 02.05.2023 года лично в руки под фотофиксацию.
года в назначенное время должностным лицом Управления жилищной политики администрации округа Муром была совершена попытка осмотра жилого помещения на предмет его технического и санитарно- гигиенического состояния, в результате чего составлен акт о не предоставлении собственником квартиры доступа в жилое помещение.
При этом на лестничной клетке в районе входной двери кв. (номер) присутствовал стойкий неприятный запах мочи и фекалий.
Таким образом, за период с 25.09.2019 года по 01.06.2023 года Балакшиной Г.Е. не принято действенных мер направленных на исполнение ранее выданных предупреждений и поддержание кв. (номер) в чистоте, т.е. в течении длительного времени не выполняются обязанности по надлежащему содержанию жилого помещения, чем создается угроза распространения паразитов, заболеваний, аварийной ситуации на инженерных сетях всего многоквартирного дома, нарушаются права и интересы соседей.
Указанные обстоятельства в судебном заседании стороной ответчика не оспаривались.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд находит исковые требования Управления жилищной политики администрации округа Муром к Балакшиной Г.Е. о приведении жилого помещения в состояние пригодное для проживания, подлежащими удовлетворению в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Балакшиной Г.Е. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235-237 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Управления жилищной политики администрации округа Муром удовлетворить.
Обязать Балакшину Г.Е. произвести полную и тщательную уборку всех поверхностей и дезинсекцию в квартире ...., в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Балакшину Г.Е. предоставить сотрудникам Управления жилищной политики администрации округа Муром доступ в помещение, расположенное по адресу: ...., для проведения осмотра его технического и санитарно-гигиенического состояния после устранения выявленных нарушений.
Взыскать с Балакшиной Г.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.В. Петрухин
Мотивированное решение составлено 31 июля 2023 года