Дело № 13а-228/2022 (2а-26/2021)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2022 года г. Вилючинск Камчатского края
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре судебного заседания Козыревой Н.С., с участием:
представителя заявителя (административного ответчика) администрации Вилючинского городского округа Бурхавецкой Е.С.,
представителя административного истца – старшего помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Калинина И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска о предоставлении отсрочки исполнения решения Вилючинского городского суда Камчатского края от 26 января 2021 года по административному делу № 2а-26/2021 по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Вилючинска Гусевского М.Ф. к администрации Вилючинского городского округа о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий по сносу аварийных многоквартирных домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Заявитель (административный ответчик) администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Вилючинского городского суда Камчатского края от 26 января 2021 года по делу № 2а-26/2021 до 31 декабря 2023 года.
В обоснование заявления указал, что 26 января 2021 года Вилючинским городским судом вынесено решение по иску прокурора ЗАТО г. Вилючинск к администрации Вилючинского городского округа о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий по сносу аварийных многоквартирных домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Решение суда вступило в законную силу 16 марта 2021 года. У ответчика в настоящее время отсутствует реальная возможность исполнить решение суда в срок до 1 июня 2022 года снести аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресам: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Кобзаря, д. 1, 3; ул. Нахимова, д. 18, 20, 37, ул. Крашенинникова, д. 13, 17А; ул. 50 лет ВЛКСМ д. 3, 5, 11, 13, 15; реконструировать аварийный многоквартирный дом по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Кобзаря, д. 9, в связи со следующим. 30 декабря 2020 года Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края и администрацией Вилючинского городского округа разработана и введена дорожная карта по расселению и сносу аварийных многоквартирных домов. 20 октября 2020 года Министром обороны РФ утвержден План развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края. Начиная с 2016 года, администрацией Вилючинского городского округа ведется работа по передаче Минобороны России двенадцати многоквартирных домов, расположенных в жилом районе Рыбачий, для сноса (демонтажа) и последующего строительства на соответствующих земельных участках многоквартирных домов для военнослужащих силами Минобороны России. В течение указанного периода администрация Вилючинского городского округа предпринимала меры по содержанию аварийных домов, несла расходы по оказанию услуг частной охраны в целях предотвращения свободного доступа лиц антиобщественной направленности, совершения противоправных действий, а также по недопущению террористических актов в населенных пунктах и безопасности граждан, детей. Мероприятия по сносу объектов капитального строительства должно быть подкреплено соответствующими по объему бюджетными ассигнованиями. Бюджет Вилючинского городского округа является высокодотационным, межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ составляют около 70% общей суммы доходов местного бюджета при дополнительном поступлении. При формировании местного бюджета на 2022 год плановый период 2023 и 2024 годов вопрос о принятии новых расходных обязательств, в том числе, для исполнения судебного акта в 2022 году, выносился на рассмотрение, но так как рост собственнызх доходов по сравнению с 2021 годом составил 19,9%, а инлдекс-дефлятор на 2022 год – 1,04% и при отсутствии дополнительных источников доходов местного бюджета исполнение решения суда не было включено в расходную часть местного бюджета. Таким образом, средств местного бюджета на разработку ПСД «Демонтаж многоквартирных жилых домов, признанных аварийными к сносу в количестве 12 штук в жилом районе Рыбачий г. Вилючинска» отсутствуют. 26 января 2021 года направлено обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с мотивированным мнением относительно передачи в федеральную собственность аварийных многоквартирных домов и об оказании содействия по передаче имущества. Решение о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, до настоящего времени не принято. 10 из 16 многоквартирных домов подлежащих сносу и расположенных в жилом районе Рыбачий г. Вилючинска предполагаются к передаче в видение Минобороны России. 13 мая 2022 года проведено совещание с руководителем территориального управления Росимущество в Камчатском крае, по итогам которого намечены способы решения передачи имущества без регистрации ранее возникшего права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах. До настоящего времени позиция Росимущества по указанному вопросу неизвестна. Кроме того, ответчиком направлены запросы ценовой информации на предмет выполнения проектно-сметной документации на снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. При подготовке проекта местного бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов финансовая потребность на выполнение расходных обязательств по исполнению вышеуказанного решения суда будет учтена.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Бурхавецкая Е.С. поддержала заявление в полном объеме по основаниям, в нем изложенным. Дополнительно пояснила, что администрацией Вилючинского городского округа с января 2021 года принимаются все возможные меры, ведется переписка, направляются необходимые пакеты документов в адрес ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и Министерства обороны по вопросу передачи многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, из муниципальной собственности в федеральную. Орган местного самоуправления прошел всю процедуру по признанию домов аварийными и подлежащими сносу, изъятию для муниципальных нужд. Все наниматели жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, подлежащих сносу, были расселены в другие жилые помещения. Однако, в настоящее время они столкнулись с рядом проблем по изъятию в муниципальную собственность жилых помещений у собственников, поскольку последними оспариваются отчеты об оценке жилых помещений, произведенные администрацией, имеются споры по выкупной стоимости. 2 иска таких собственников нежилых помещений находятся на рассмотрении Вилючинского городского суда, решается вопрос о проведении судебной экспертизы по установлению выкупной цены помещений, при этом по остальным собственникам администрацией также ведется работа в судебном порядке, направлены соответствующие иски в суд. Относительно направленных писем и проектных документов, пояснила, что администрацией ВГО получены ответы из Министерства обороны и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, проводятся совещания, но в настоящий момент данный вопрос не разрешен, в том числе и об оказании финансовой помощи в вопросе сноса многоквартирных домов, в том числе перечисленных в решении суда от 26 января 2021 года. Пояснила, что в настоящее время производятся работы по сносу многоквартирного дома № 18 по ул. Нахимова. Также указала, что многоквартирный дом № 9 по ул. Кобзаря, по которому изначально было принято решение о его реконструкции, в настоящее время также признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, администрации пришлось соблюсти все необходимые процедуры с целью изъятия помещений, однако один из собственников жилого помещения, находящегося в указанном доме в настоящее время требует от администрации предоставления ему квартиры в мкр. Центральный г. Вилючинска и денежные средства получать отказался. Безопасность объектов, подлежащих сносу обеспечивается силами охранного предприятия, с которым заключен соответствующий договор по каждому из таких домов. Доступ в аварийные дома иных лиц не допускается, никаких происшествий в данных домах не происходило.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Калинин И.А. просил отказать в удовлетворении заявления администрации Вилючинского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, полагая, что отсутствуют объективные данные, свидетельствующие о том, что администрация Вилючинского городского округа приняла все необходимые меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Заинтересованные лица Отдел по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа администрации ВГО, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Правительство Камчатского края в лице Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в представленном отзыве на заявление администрации ВГО, оставила вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 26 января 2021 года на усмотрение суда.
Принимая во внимание положения ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) заявление о рассрочке исполнения решения суда рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителей сторон, изучив представленное заявление и приложенные к нему документы, материалы административного дела № № 2а-26/2021, суд полагает возможным удовлетворить заявление администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 16 КАС вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Как следует из материалов дела, решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 26 января 2021 года административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Вилючинска Гусевского М.Ф. к администрации Вилючинского городского округа о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий по сносу аварийных многоквартирных домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, полномочий по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Кобзаря, д. 1,3, ул. Нахимова, д. 18, 20, 37, ул. Крашенинникова, д. 13, 17а, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 3, 5, 11, 13, 15, и реконструкции аварийного многоквартирного дома по ул. Кобзаря, д. 9.
На администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края возложена обязанность в срок до 01 июня 2022 года:
снести аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Кобзаря, д. 1,3, ул. Нахимова, д. 18, 20, 37, ул. Крашенинникова,
д. 13, 17а, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 3, 5, 11, 13, 15;
реконструировать аварийный многоквартирный дом по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Кобзаря, д. 9.
Решение от 26 января 2021 года вступило в законную силу 15 марта 2021 года и должно было быть исполнено в срок до 1 июня 2022 года.
Вместе с тем, до настоящего времени вышеуказанное решение суда административным ответчиком в полном объеме не исполнено.
В качестве обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, административным ответчиком указано на то, что администрацией Вилючинского городского округа проводится работа по передаче многоквартирных домов, подлежащих сносу из муниципальной собственности в федеральную в рамках реализации программы, инициированной Министерством обороны РФ, по развитию социальной инфраструктуры г. Вилючинска, расселению и сносу аварийных многоквартирных домов ж/р Рыбачий, с целью их сноса и строительства новых домов для военнослужащих за счет средств федерального бюджета, была разработана дорожная карта, однако перечисленные в решении многоквартирные дома по-прежнему находятся в собственности администрации Вилючинского городского округа, хотя для их передачи со стороны администрации ВГО сделано всё необходимо, при этом однозначного отказа в принятии в федеральную собственность таких домов от Министерства обороны не поступало, напротив разрабатываются кротчайшие пути их передачи, в частности, минуя государственной регистрации ранее возникшего права собственности муниципалитета на них, но окончательное решение по данному вопросу так и не принято. Все действия администрации в рамках данных совместных мероприятий были направлены на передачу многоквартирных домов, подлежащих сносу в федеральную собственность, по решению вопроса денежные средства, поскольку собственных для этого средств у администрации нет, поскольку вопрос о принятии данных расходных обязательств был поставлен на рассмотрение при формировании местного бюджета на 2022 год, плановый период 2023-2024 г.г, но в расходную часть не вошел, а дополнительные источники дохода отсутствуют. В настоящее время, в виду не разрешения вопроса с передачей в федеральную собственность многоквартирных домов, администрацией принимаются самостоятельные меры по сносу многоквартирных домов собственными силами.
По смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при разрешении заявления ответчика о предоставлении ему рассрочки или отсрочки исполнения решения суду в каждом конкретном случае необходимо находить разумный баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя. Основания для рассрочки или отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, свидетельствовать о наличии серьезных препятствий к совершению исполнительных действий, а предоставленная рассрочка или отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В силу положений ст. 352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом. В случае необходимости принудительное исполнение судебного акта производится на основании выданного судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в ст. 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 358 КАС РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1(2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года).
Наличие оснований для отсрочки исполнения судебного решения в силу ст. 62 КАС РФ должно доказать лицо, обращающееся в суд о предоставлении отсрочки.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, вопрос о необходимости сноса ветхих многоквартирных домов, расположенных на территории ж/р Рыбачий, возник в целях строительства служебного жилья для военнослужащих 16 эскадры ТОФ по инициативе Министра обороны РФ, был поддержан Президентом РФ, которым было дано поручение проработать данный вопрос, в том числе, о предоставлении бюджету Камчатского края финансовой помощи из федерального бюджета на реализацию мероприятий по переселению семей из мкр. Рыбачий ЗАТО г. Вилючинска.
20 октября 2020 года Министром обороны РФ был утвержден План развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края, где в числе спланированных мероприятий значится передача администрацией ВГО в ведение МО РФ 10 аварийных жилых домов в мкр. Рыбачий и земельных участков под ними со сроками исполнения 01 февраля 2021 года - 01 апреля 2021 года.
В соответствии с поручениями Губернатора Камчатского края по итогам рабочей поездки в Вилючинский городской округ от 30.12.2020 № ПП-207 Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края и администрацией Вилючинского городского округа разработана и утверждена дорожная карта по расселению и сносу аварийных домов, в рамках реализации которой, администрацией ВГО проводились мероприятия по признанию многоквартирного дома 9 по ул. Кобзаря, который по решению суда подлежал реконструкции, аварийным и подлежащим сносу, соблюдения в связи с этим всех процедур, связанных с предъявлением требований к собственникам помещений в данном доме, изъятием земельного участка, на котором он расположен, определением размера возмещения, при этом, в настоящее время в судебном порядке разрешаются вопросы о размере выкупной стоимости изымаемых у собственников помещений. При этом, согласно мероприятиям, запланированным в данной дорожной карте, в период с 01 октября 2021 года по 01 апреля 2022 года запланирована передача аварийных многоквартирных домов в ведение МО РФ, подписание актов приема-передачи данного недвижимого имущества между администрацией ВГО и МО РФ, снос аварийных многоквартирных домов и освобождение площадок под новое строительство запланировано на период с 01 апреля 2022 года по 01 декабря 2023 года силами Министерства обороны РФ.
Представленная заявителем переписка между администрацией Вилючинского городского округа и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (письмо от 16 марта 2021 года), между Министерством обороны и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (письмо от 12 августа 2021 года) свидетельствует о принятии администрацией ВГО надлежащих мер к передаче в ведение Министерства обороны многоквартирных жилых домов подлежащих сносу, при этом ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ выражено согласие о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления по следующим объектам: многоквартирные дома №№ 13, 17А по ул. Крашенинникова, №№ 8, 20, 37 по ул. Нахимова, №№ 3, 5, 11, 13, 15 по ул. 50 лет ВЛКСМ, а также на праве постоянного бессрочного пользования земельных участков расположенных под указанными домами.
10 октября 2021 года Главой ВГО принято постановление № 1182 о безвозмездной передаче 10 многоквартирных домов, указанных в решении суда, в собственность Российской Федерации, и земельных участков под ними, необходимости направления необходимых для этого документов в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Из сообщений территориального управления Росимущества в Камчатском крае от 12 января 2022 года и 6 июня 2022 года следует, что предполагаемые к передаче в федеральную собственность жилые дома, расположенные в жилом районе Рыбачий г. Вилючинска, учитывая их статус (аварийные и подлежащие сносу), функциональное назначение (жилое), а также фактическую невозможность их использования, не могут быть переданы в федеральную собственность в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок и основания перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями, по причине отсутствия соответствующих оснований. В ЕГРН на имущество не зарегистрировано ранее возникшее право муниципальной собственности Вилючинского городского округа, что может послужить препятствием при государственной регистрации перехода прав собственности на имущество. Поскольку поставленный вопрос законодательно не урегулирован, проведение согласительного совещания с заинтересованными сторонами не разрешит сложившуюся ситуацию, как на местном, так и на уровне территориального управления, в связи с чем, рекомендовали рассмотреть данный вопрос на федеральном (законодательном) уровне, полагая, что передача указанных объектов из муниципальной в федеральную собственность возможна на основании решения Правительства Российской Федерации при условии наличия государственной регистрации права на имущество.
По итогам совещания у руководителя ТУ Росимущества в Камчатском крае от 21 апреля 2022 года по повестке о выработке единой позиции по вопросу передачи в федеральную собственность десяти жилых домов и земельных участков под ними, расположенных в жилом районе Рыбачий ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края и выработке алгоритма передачи указанного имущества в видение Министерства обороны РФ принято решение о проработке вопроса администрацией Вилючинского городского округа совместно с Управлением Росимущества в Камчатском крае о возможности осуществления регистрации ранее возникшего права муниципальной собственности на жилые дома, как на самостоятельные объекты, без осуществления государственной регистрации права на жилые помещения в них, учитывая, что собственником всех помещений в жилых домах, предполагаемых к передаче, является муниципальное образование Вилючинского городского округа.
Вместе с тем, до настоящего времени вышеназванные аварийные многоквартирные дома, подлежащие сносу, в федеральную собственность не переданы, передаточные акты сторонами не подписаны.
18 февраля и 24 мая 2022 года отделом архитектуры и градостроительства Вилючинского городского округа направлены ценовые запросы о стоимости выполнения проектно-сметной документации на снос объектов капитального строительства многоквартирных домов согласно техническим заданиям в отношении многоквартирных домов № 17 по ул. Вилкова, №№ 1, 3, 9 по ул. Кобзаря, № 37 по ул. Нахимова, № 37 по ул. Гусарова в жилом районе Рыбачий ЗАТО г. Вилючинска, получены коммерческие предложения. Кроме того, 28 июля 2022 года от ООО ИАЦ «Новый город» получены проекты договоров на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на снос объектов капитального строительства в отношении многоквартирных домов №№ 1, 3, 9 по ул. Кобзаря г. Вилючинска.
В своем заявлении заявитель указывает, что при подготовке проекта местного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов финансовая потребность на выполнение расходных обязательств по исполнению решения Вилючинского городского суда от 26 января 2021 года будет учтена, и просит предоставить отсрочку исполнения решения Вилючинского городского суда от 26 января 2021 года по гражданскому делу № 2а-26/2020 до 31 декабря 2023 года.
При таком положении, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства в совокупности с пояснениями представителя административного ответчика являются достаточными для удовлетворения заявления администрации Вилючинского городского округа и предоставления ей отсрочки исполнения решения суда.
Представленные заявителем доказательства свидетельствуют о многоэтапности и продолжительности затратных мероприятий, направленных на выполнение возложенной судом обязанности, особенностях бюджетного процесса муниципалитета, непосредственным участником которого является административный ответчик, недостаточности дополнительных средств (субсидии), предоставляемых из краевого бюджета на реализацию мероприятий по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, необходимости соблюдения процедуры изъятия помещений для муниципальных нужд, и наличия с собственниками споров о размере выкупной стоимости помещений, необходимого времени также и для их разрешения в судебном порядке, при этом, суд также учитывает, что изначально действия администрации ВГО осуществлялись в рамках реализации утвержденной ранее дорожной карты и были направлены на передачу аварийных многоквартирных домов в ведение МО РФ с целью их сноса и последующей реализации программы по развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края и строительства служебного жилья для военнослужащих ТОФ за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд полагает, что в настоящее время имеются исключительные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, при этом отсрочка исполнения решения суда не нарушает прав другой стороны на исполнение решения суда в разумные сроки.
Ранее отсрочка исполнения решения суда от 26 января 2021 года, вступившего в законную силу 15 марта 2021 года, администрации Вилючинского городского округа не предоставлялась. Административный ответчик не уклоняется от исполнения решения суда, принимает меры к его исполнению.
Испрашиваемый заявителями срок - до 31 декабря 2023 года, по мнению суда, является разумным и обоснованным, согласуется со сроками сноса суд полагает его достаточным для устранения препятствий к исполнению судебного акта, при этом учитывает природно-климатические условия Камчатского края, порядок предоставления бюджетных ассигнований на данные цели, а также то, что права неопределенного круга лиц такой порядок не нарушит, поскольку объекты капитального строительства, подлежащие сносу и перечисленные в решении суда обеспечиваются охраной.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 189, 198,199 КАС РФ, суд
определил:
Заявление администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска о предоставлении отсрочки исполнения решения Вилючинского городского суда от 26 января 2021 года по административному делу № 2а-26/2021 по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Вилючинска Гусевского М.Ф. к администрации Вилючинского городского округа о признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий по сносу аварийных многоквартирных домов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, – удовлетворить.
Отсрочить исполнение решения суда от 26 января 2021 года в части возложения на администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края в срок до 1 июня 2022 года обязанность: снести аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Кобзаря, д. 1,3, ул. Нахимова, д. 18, 20, 37, ул. Крашенинникова, д. 13, 17а, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 3, 5, 11, 13, 15; реконструировать аварийный многоквартирный дом по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Кобзаря, д. 9, на срок до 31 декабря 2023 года, включительно.
Определение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Н.М. Хорхордина