Дело №2-4136/2021 УИД №
г. Великий Новгород
Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2021 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Васильковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Боровичского муниципального района к ФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Боровичского муниципального района (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование указав, что Администрация является должником по исполнительном производству № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию поступило требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области, в котором установлен срок исполнения решения - до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, то есть одновременно с направлением требования, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. Администрация не согласна с постановлением, поскольку на момент его вынесения установленный в требовании срок исполнения решения не истек, оно не учитывает степень вины Администрации в неисполнении решения. В частности, на исполнении в Администрации находится более 10 судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений, которые исполняются в очередности их вынесения, поскольку бюджет города является дефицитным и не позволяет исполнить решения в короткие сроки. На основании ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Администрация просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Е.А., взыскатель Романова Е.В., Боровичская межрайонная прокуратура.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона №229-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 105 того же Федерального закона №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из приведенных положений закона следует, что основанием для применения к должнику санкции в виде исполнительского сбора является неисполнение без уважительных причин срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как видно из материалов дела, решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по гражданскому делу №, удовлетворен иск <данные изъяты> и постановлено обязать Администрацию предоставить благоустроенное жилое помещение <данные изъяты>
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного <данные изъяты>, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. отношении должника Администрации возбуждено исполнительное производство №.
Этим же постановлением должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления.
Копия постановления была получена Администрацией не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что следует из ее обращения к судебному приставу-исполнителю от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №
ДД.ММ.ГГГГ в рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением требования исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Указанное постановление получено Администрацией ДД.ММ.ГГГГ
Согласно частям 6 и 7 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и вина должника в таком неисполнении.
Из анализа вышеприведенных положений закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что причины, которые суд может принять за основу при удовлетворении требований должника, должны носить исключительный характер и свидетельствовать о серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора в случае нарушения установленного срока исполнения требований исполнительного документа вследствие обстоятельств, полностью либо в значительной степени находящихся вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего (своевременного) исполнения, и принятии им должных мер, направленных на такое исполнение.
Таким образом, учитывая, что в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, истечение которого приходится на дату не позднее ДД.ММ.ГГГГ, требования исполнительного документа Администрацией не исполнены, принимая во внимание, что ею не было представлено судебному приставу-исполнителю убедительных доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие уважительных причин, а также доказательств того, что ею были предприняты все возможные и исчерпывающие по своему характеру меры для надлежащего и своевременно исполнения судебного постановления, то у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для взыскания с Администрации исполнительского сбора.
Как указано выше, решение <данные изъяты>, обязывающее предоставить <данные изъяты>, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и не исполнено до настоящего времени.
Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворено заявление Администрации Боровичского муниципального района и предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Определениями <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Администрации отказано ввиду длительности срока нарушения прав <данные изъяты> а также ввиду того, что Администрацией не предпринимаются меры к исполнению решения.
Довод Администрации о преждевременности взыскания исполнительского сбора, то есть до истечения срока, указанного судебным приставом-исполнителем в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, в котором срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает во внимание как не соответствующий приведенным выше положениям части 12 статьи 30 и части 1 статьи 105 Федерального закона №229-ФЗ, согласно которым постановление о взыскании исполнительского сбора выносится судебным приставом-исполнителем в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, который составляет 5 дней со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как видно из материалов дела, помимо вышеуказанного решения суда на исполнении в Администрации находится еще более 10 решений суда о предоставлении гражданам жилых помещений.
Фактическое создание Администрацией очереди из лиц, которым во внеочередном порядке в силу закона, она обязана предоставить жилое помещение по договору социального найма, однако таких обязанностей в добровольном порядке не исполняет, что послужило основанием к вынесению соответствующих судебных решений, не может быть признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом ч. 3 ст. 13 ГПК РФ.
Дефицит бюджета и отсутствие свободных жилых помещений также не свидетельствует об отсутствии вины Администрации в неисполнении требований исполнительного документа.
С учетом обстоятельств дела и приведенного правового регулирования, оснований для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора не имеется.
В то же время следует признать, что для предоставления взыскателю по договору социального найма благоустроенного жилого помещения Администрации надлежало и надлежит совершить комплекс действий, связанных с приисканием жилого помещения, соответствующего указанным в решении суда требованиям, и денежных средств, необходимых для его приобретения, обеспечив при этом соблюдение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительных временных затрат.
Данные обстоятельства хотя и не относятся к непредвиденным и непредотвратимым, но, вместе с тем, носят объективный характер и снижают степень вины Администрации в несвоевременном исполнении судебного постановления, что позволяет суду уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации по исполнительному производству №, на 1/4 часть, то есть до 37 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Администрации Боровичского муниципального района удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации Боровичского муниципального района в рамках исполнительного производства № на 1/4 часть – до 37 500 руб.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 19 июля 2021 года.