УИД 62RS0031-01-2023-000221-41
дело №12-59/2024 (12-592/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
31 января 2024 года г.Рязань
Судья Советского районного суда г.Рязани Эктов А.С., при секретаре судебного заседания Янковиче Г.И., с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Рязани Черкасовой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда протест прокурора Шиловского района Рязанской области Чёнкина С.Н. на постановление по делу об административном правонарушении № от дд.мм.гггг., вынесенное заместителем начальника главного управления – начальником управления контроля главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского района Рязанской области Лагода Тамары Михайловны
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шиловского района Рязанской области Чёнкин С.Н. обратился в Шиловский районный суд Рязанской области с протестом на постановление по делу об административном правонарушении № от 31 марта 2023 года, вынесенное заместителем начальника главного управления – начальником управления контроля главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского района Рязанской области Лагода Тамары Михайловны за малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив устное замечание, в котором просит данное постановление отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Главное управление контроля и противодействия коррупции Рязанской области, мотивируя тем, что в постановлении №№ от 31 марта 2023 года административное правонарушение, вмененное должностному лицу – главе администрации муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Лагода Т.М. не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения в области бюджетного контроля. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Лагода Т.М. к исполнению своих должностных обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере бюджетного законодательства. Просит суд отменить обжалуемое постановление и возвратить дело на новое рассмотрение Главному управлению контроля и противодействия коррупции Рязанской области для рассмотрения по существу.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> г.Рязани ФИО4 поддержала доводы протеста в полном объеме.
Должностное лицо – глава муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского района Рязанской области Лагода Т.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора <адрес> г.Рязани ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч.3 ст.15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административном ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.1 и ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
По делу установлено, что прокуратурой Шиловского района Рязанской области проведена проверка по поступившей из Управления Федерального казначейства по Рязанской области информации о выявленных нарушениях бюджетного законодательства в действиях должностных лиц администрации муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, полученных из информационных систем Федерального казначейства и ГИС «Электронный бюджет».
В ходе проверки было установлено, что 26 декабря 2022 года между Думой муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области, Контрольно-счетной комиссией муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области с одной стороны и Советом депутатов муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского муниципального района рязанской области с другой стороны заключено Соглашение о передаче осуществления полномочий по внешнему финансовому контролю №1. Должностным лицом получателя бюджетных средств, ответственным за своевременное формирование и направление сведений о бюджетных обязательствах – главой муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Лагода Т.М. не обеспечено своевременное формирование для последующего направления в орган Федерального казначейства сведений о бюджетном обязательстве № в нарушение установленного срока более чем на десять рабочих дней. Сведения о принятом бюджетном обязательстве, возникшем на основании Соглашения, сформированы и направлены должностным лицом администрации для постановки на учет 26 января 2023 года, тогда как предельный срок направления – 09 января 2023 года.
03 марта 2023 года прокурором Шиловского района Рязанской области Чёнкиным С.Н. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области по ч.3 ст.15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника главного управления – начальником управления контроля главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области ФИО5 № от 31 марта 2023 года производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования – Борковское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Лагода Тамары Михайловны прекращено за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Вынося обжалуемое постановление, должностное лицо указало, что с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств дела, отсутствием сколько-нибудь существенного вреда в результате действий и тяжести наступивших последствий, а так же отсутствием существенной угрозы, охраняемым общественным интересам, данное правонарушение является малозначительным.
С данным выводом заместителя начальника главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области ФИО5 нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Существенная угроза общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих должностных обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере бюджетного законодательства, а именно, глава администрации Лагода Т.М., являясь должностным лицом, ненадлежащим образом исполнил возложенные на него функции, не обеспечив своевременное формирование и направление в УФК по Рязанской области сведений о бюджетном обязательстве с приложением документа-основания. Сведения о бюджетном обязательстве направлены администрацией Шиловского района Рязанской области более чем на десять рабочих дней позже установленных сроков постановки на учет бюджетных обязательств, что образует объективную сторону вмененного главе администрации Лагода Т.М. правонарушения независимо от фактически причиненного вреда и тяжести наступивших последствий.
Таким образом, данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Изложенное свидетельствует о существенных нарушениях исполняющего обязанности начальника Главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области ФИО5 процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для отмены вынесенного должностным лицом постановлении и направлении дела на новое рассмотрение.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что допущенные при рассмотрении дела существенные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело и учитывая, что срок давности привлечения лица к административной ответственности на момент рассмотрения протеста судом не истек, суд полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса введен двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности.
При этом суд указывает, что при наличии существенных процессуальных нарушений, послуживших причиной отмены обжалуемого постановления, суд не оценивает его законность с позиции фактических обстоятельств дела и относящихся к ним доводов жалобы, в связи с чем все доводы, приведенные в протесте необходимо учесть должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении и дать им надлежащую оценку при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Кроме того, должностному лицу необходимо дать оценку обстоятельствам, установленным при рассмотрении протеста прокурора, а именно определить дату, с которой следует исчислять период нарушения должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности, должностных обязанностей по своевременному формированию и направлению в УФК по Рязанской области сведений о бюджетном обязательстве с приложением документа-основания, определить дату заключения соглашения, дату подписания соглашения, дату опубликования соглашения сторонами (27.12.2022 года и 13.01.2023 года), поскольку в качестве одного из условий указанного соглашения является дата вступления его в законную силу с даты опубликования, а также даты действия бюджета, произвести расчет продолжительности периода рабочего времени, в течении которого должностное лицо должно было произвести необходимые действия по исполнению должностных обязанностей по своевременному формированию и направлению в УФК по Рязанской области сведений о бюджетном обязательстве с приложением документа-основания и имело реальную возможность исполнить указанные должностные обязанности и периода рабочего времени, превышающего этот срок.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░5 № ░░ 31 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.15.15.7 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░