Дело №2-196/2023
75RS0020-01-2023-000477-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 26 октября 2023 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
с участием помощника прокурора Тунгокоченского района Немерова В.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края к Копыловой Е.А. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 08.11.2017 г. заключил договор найма жилого помещения с Копыловой Е.А., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому предоставил во владение и пользование ответчику жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>2. Срок действия договора с 08.11.2017 по 07.11.2022. Ответчик взятые на себя обязательства не выполняет, в жилом помещении не проживает. Оставление жилого помещения без надзора и бесхозяйственное отношение к нему привели к разрушению жилого помещения, при этом каких либо мер по приведению его в пригодное для постоянного проживания состояние, ответчиком не принимались. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения истек 07.11.2022. Ответчик Копылова Е.А. по вопросу продления срока действия договора к истцу не обращалась, решение о продлении срока действия договора не принималось. Решением Тунгокоченского районного суда от 24.05.2023 на Копылову Е.А. возложена обязанность восстановить техническое состояние названного жилого помещения, которое ей было передано в надлежащем техническом состоянии. Копылова Е.А. намерений вселиться в предоставленное жилое помещение не имеет, существенно нарушает условия договора найма.
Просит суд расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1206 от 08 ноября 2017 г., заключенный с Копыловой Е.А..
В судебное заседание Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не явился, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.___).
Ответчик Копылова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания суд уведомлял ответчика по двум адресам последнего известного места жительства, конверт вернулся в суд с отметкой «истек срок хранения», в связи с чем, дело рассмотрено в её отсутствие.
Выслушав заключение прокурора Немерова В.А., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив имеющиеся письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищным кодексом РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена государственная гарантия обеспечения жильем.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ закреплено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае: 1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг; 2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; 4) использования жилого помещения не по назначению.
На основании ч.5 ст.103 Жилищного кодекса РФ при расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 08.11.2017 г. на основании договора найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1206, ответчику Копыловой Е.А. для временного проживания предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>2, находящаяся в собственности Забайкальского края. Срок действия договора составляет 5 лет с 08.11.2017 по 07.11.2022 (л.д.7-9).
Договор окончил своё действие 07.11.2022, до настоящего времени решение о продлении срока его действия не принято, Копылова Е.А. к наймодателю по вопросу продления срока действия договора специализированного жилого помещения не обращалась.
Истец в своих требованиях ссылается на то, что ответчик взятые на себя обязательства не исполняет, в квартире не проживает, что привело к разрушению жилого помещения, мер для приведения его в пригодное для проживания состояние, не предпринимает.
Вместе с тем, то обстоятельство, что ответчик не проживает в спорном жилом помещении, не может являться основанием для расторжения договора найма жилого помещения, предоставленного ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации, гарантированного ст.27 Конституции Российской Федерации.
Отсутствие ответчика в жилом помещении не может свидетельствовать об отказе ответчика от жилого помещения, а так же учитывая особый социальный статус ответчика, данное обстоятельство не влечет безоговорочное расторжение договора найма.
Обстоятельств, бесспорно свидетельствующих о том, что ответчик отказался от права пользования спорным жилым помещением не установлено, соответствующих доказательств не предоставлено.
Кроме того, в нарушение ч.5 ст.103 Жилищного кодекса РФ, при обращении с настоящим иском Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не представил сведений о жилом помещении, в которое ответчик подлежит переселению при удовлетворении исковых требований, хотя в данном случае истцом расторжение договора найма специализированного жилого помещения возможно только с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие, находящегося в границах соответствующего населенного пункта.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, так как расторжение договора найма жилого помещения с лицом, оставшимся без попечения родителей, без предоставления иного жилого помещения невозможно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН: №) к Копыловой Е.А. (паспорт №, выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) о расторжении договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1206 от 08 ноября 2017 г., заключенного с Копыловой Е.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева
Мотивированное решение составлено 26 октября 2023 г.