В окончательной форме решение суда принято 01 марта 2024 года
Дело № 2-1815/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 февраля 2024 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Постниковой Я.В., с участием истицы – Островской Е.А., представителя истицы – Здор С.Л., представителя ответчика – Татаринцева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островской Елены Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о включении в страховой стаж периодов трудовой деятельности и перерасчете страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Островская Е.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении на ответчика обязанности включить в ее страховой стаж периоды работы с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом вышеперечисленных периодов, выплатив ей недостающую часть пенсионного довольствия с момента назначения страховой пенсии по старости, а именно с <дата>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости, однако при ее назначении не были учтены вышеуказанные периоды работы, имевшие место на территории Эстонской Республики. Считает, что не включение указанных периодов работы в трудовой стаж является незаконным, не соответствующим правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от <дата> №<номер>-П, Соглашению стран СНГ от <дата>, письму Министерства социальной защиты населения РФ №<номер> от <дата>.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные исковые требования поддержали, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика против исковых требований возражал, по тем основаниям, что заключенным <дата> между Российской Федерацией и Эстонской Республикой Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения установлен принцип пропорциональности, в соответствии с которым каждая договаривающаяся сторона исчисляет размер пенсии, соответствующей пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, исходя из положений своего законодательства.
Выслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с <дата>, по достижению пенсионного возраста, Островской Е.А., на основании ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначена страховая пенсия по старости в размере 12395,54 рублей.
Согласно ответу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от <дата> на заявление истца, при исчислении страховой пенсии по старости не были учтены периоды ее трудовой деятельности, протекающие на территории Эстонской Республики.
Так, согласно сведений трудовой книжки истицы, она работала:
В период с <дата> по <дата> год – изготовителем глиняных масс на Азериском керамическом заводе им. 60-летия ВЛКСМ МПСМ ЭССР;
В период с <дата> по <дата> год – учеником проводника пассажирского вагона на Прибалтийской железной дороге;
В период с <дата> по <дата> год – учеником проводника пассажирского вагона на Прибалтийской железной дороге;
В период с <дата> по <дата> год – уборщицей служебных помещений в Производственном объединении Сланцехим <адрес> ЭССР;
В период с <дата> по <дата> год – водителем погрузчика цеха кольцевых печей на Азериском керамическом заводе им. 60-летия ВЛКСМ ЭССР;
В период с <дата> по <дата> год –дояркой «Совхоз-Эрра ЭССР»;
В период с <дата> по <дата> год – на должностях оператора пресса, съемщика – укладчика, уборщицы на Азериском керамическом заводе имени 60-летия ВЛКСМ Госстрой ЭССР.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации разъяснено, что международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности, при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Из смысла положений пункта 3 статьи 5 Договора также следует, что суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, производится в том случае, если при решении вопроса о праве лица на пенсию по российскому законодательству или законодательству Эстонской Республики пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации или территории Эстонской Республики, недостаточно.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора, на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации.
Как установлено судом, Островской Е.А. территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации была назначена страховая пенсия по старости, с учетом имеющегося у нее пенсионного стажа, приобретенного только на территории Российской Федерации.
С учетом названных обстоятельств и наличия у Островской Е.А. достаточного трудового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации, в связи с чем ей по достижении возраста 56 лет пенсионным органом <дата> была правомерно назначена пенсия по старости без учета периода работы в Эстонской ССР.
Предусмотренных пунктом 3 статьи 5 Договора правовых оснований для суммирования пенсионного стажа, приобретенного истицей на территориях Эстонской Республики (бывшей Эстонской ССР) и Российской Федерации (бывшей РСФСР), для назначения ей российской пенсии по старости не имелось.
Ссылка истицы на положения пункта 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от <дата> "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и пункта 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от <дата> N 1-369-18 является несостоятельной, поскольку Эстонская Республика не является страной - участником Соглашения от <дата>
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Островской Е. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении в страховой стаж периодов трудовой деятельности и перерасчете страховой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья: Ю.С. Кононова