Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-2/2024 (11-233/2023;) от 18.09.2023

Дело № 11-2/2024

Апелляционное определение

г. Екатеринбург                                  26 февраля 2024 г.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Васильковой О.М.,

при секретаре Логинове Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушковой С. Ю., Ушкова К. В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ушковой А. К., Ушкова В. К. к ООО «УЖК «ТЕРРИТОРИЯ» о взыскании суммы перерасчета платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,

по апелляционной жалобе представителя истцов Ушковой С. Ю. Ушкова В. К. на решение мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от <//>,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о взыскании суммы перерасчета платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками <адрес> в г. Екатеринбурге, каждому принадлежит по ? доли в праве общей собственности на жилое помещение. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии (далее ОДПУ), ресурсоснабжающей организацией является АО «Екатеринбургэнергосбыт». ООО «УЖК «ТЕРРИТОРИЯ» (далее по тексту Управляющая компания, ответчик) в период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. производила собственникам помещений в доме начисление платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, исходя из установленного норматива потребления. С сентября по декабрь 2022г. ответчик производил истцам перерасчеты платы за электроэнергию на содержание общего имущества (далее по тексту СОИ), потребленную в период с 01.10.2019г. по 31.08.2020г. в сторону увеличения, поясняя, что увеличился объем потребления электроэнергии на СОИ, исходя из норматива ее потребления. Ответчик не производил собственникам помещений предусмотренный ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ перерасчёт данных расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Фактический объем потребления электроэнергии и на СОИ (по показаниям ОДПУ) существенно меньше расчетного объёма (по нормативу). На основании ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ Управляющая компания обязана производить перерасчет платы за электрическую энергию, такой порядок установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. . Перерасчет заключается в расчете разницы между размером платы за электроэнергию на СОИ, исчисленной исходя из объема потребления по показаниям ОДПУ, и начисленной платой за указанный коммунальный ресурс на СОИ, определенной исходя из установленного норматива потребления. Фактический объем потребления коммунального ресурса на СОИ определяется как разница между объёмом общедомового потребления электроэнергии, определенного по показаниям ОДПУ, и суммы объемов индивидуального потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета и (или) нормативу потребления коммунальных ресурсов. Фактический объем потребления коммунальных ресурсов, используемый в целях содержания общего имущества, должен распределяться между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме. Управляющая компания не произвела перерасчёт платы за коммунальные услуги истцам за электроэнергию на СОИ в период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. на сумму 9 833 руб. 14 коп. Расчёт произведен истцами исходя из сведений об объемах потребления в доме электроэнергии, указанных в платёжных документах. 14.10.2022г. У. С.Ю. обращался к ответчику с заявлением о перерасчёте платы за электроэнергию на СОИ на основании фактических приборов учета, в письме от 27.10.2022г. ответчик отказал в удовлетворении требования потребителей. Также оставлена без удовлетворения претензия истцов от 27.12.2022г. На основании п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 03.02.2022г. , п. 1 ст. 1102 ГК РФ, положений Закона о защите прав потребителей, истцы просили взыскать с Управляющей компании денежные средства в качестве перерасчета платы за потребленную электроэнергию при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.01.2019г. по <//> в общей сумме 9 833 руб. 14 коп. следующим образом: в пользу У. С.Ю. и У. К.В. по 3 687 руб. 43 коп. с учётом доли несовершеннолетней У. А.К., в пользу У. В.К. – 2 458 руб. 28 коп., компенсировать в пользу каждого истца моральный вред по 2000 руб., взыскать штраф за неисполнение требований потребителей (долевых собственников жилого помещения) в добровольном порядке.

Решением мирового судьи судебного участка от <//> исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласились истцы У. С.Ю. и У. К.В., в лице своего представителя, обратившиеся с апелляционной жалобой, в которой указано на то, что вопреки выводам мирового судьи отсутствие утверждённого Правительством Российской Федерации порядка перерасчета размера расходов исходя из показаний общих домовых приборов учета не может служить основанием для ухудшения состояния право потребителя спорной услуги. Ответчик был обязан произвести перерасчёт платы за электроэнергию, потребленную в спорный период при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом показаний ОДПУ, при том, что какие-либо препятствия для этого отсутствовали. Мировым судьей вынесено решение при отсутствии необходимых, подлежащих истребованию доказательств. Кроме этого, судом неверно определен срок исковой давности, а также необоснованно указано на неверно избранный способ судебной защиты.

В судебном заседании представитель истцов настаивал на доводах апелляционной жалобы, указав, что независимо от того, установлен ли порядок реализации правовой нормы, при наличии предусмотренного законом права на перерасчет, данный перерасчет должен быть произведен управляющей организацией. При этом само по себе определение размера перерасчета не является арифметически сложным. Расчет, произведенный истцами на основании поступивших от ресурсоснабжающей организации уточненных данных при признании ответчиком ошибочности расчетов, совершенных управляющей организации, последней не оспорен.

В судебном заседании представитель ответчика указала на согласие с постановленным судебным решением, необходимости применения срока исковой давности и необходимости учета того факта, что управляющая организация производила все необходимые перерасчеты строго в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебное заседание иные участники процесса не явились, о рассмотрении дела извещены путем направления судебных извещений заказной почтой с уведомлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на них. При этом суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть первая); никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть вторая); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть третья); результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть четвертая).

Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации).

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.

Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ст.ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (ст. 155 Кодекса).

На основании ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Судом установлено, что Судом установлено, что истцам на праве долевой собственности (доля в праве каждого 1/4) принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, бульвар Академика Семихатова, <адрес>. Управление многоквартирным домом по вышеназванному адресу осуществляет ООО «УЖК «Территория».

<//> и <//> истцы обратились в Управляющую компанию с заявлениями о перерасчете платы за электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирного дома на основании фактических показаний приборов учета за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. В удовлетворении требования о перерасчете истцам было отказано, в связи с чем У. С.Ю., У. К.В., У. В.К. подано исковое заявление в суд.

Многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение истцов оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.

Отказывая в удовлетворении иска, мировым судьей указано на отсутствие оснований для возложения на Управляющую компанию обязанности по перерасчету платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположена квартира истцов, так как нарушения прав собственников жилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, бульвар Академика Семихатова, <адрес> судом не установлены.

Однако данный вывод не основан на нормах жилищного законодательства.

Частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <//> N 92 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", в соответствии с которыми установлен порядок реализации вышеуказанной правовой нормы – с <//>.

В определении Конституционного Суда РФ от <//> N 2301-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.О. на нарушение его конституционных прав ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ" указано, что ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ (как в действующей редакции, так и в редакции Федерального закона от <//> N 258-ФЗ) прямо предписывает при определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии общедомового прибора учета в многоквартирном доме исходить из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п.п. 29(2), 29(3) Постановления Правительства РФ от <//> N 491 (ред. от <//>) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:

а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;

б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

в) в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

г) в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, - по формулам 11 - 12(2), 17, 20(2), 24 и 28, предусмотренным приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

д) в случае оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний - в размере, определяемом по формулам 11 - 12(2), 17, 20(2), 24 и 28, предусмотренным приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний такой системы;

е) если определяемый в случаях, предусмотренных подпунктами "б" - "г" настоящего пункта, объем коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества, составит отрицательную величину, то размер платы в соответствующем расчетном периоде принимается равным нулю, а размер расходов за коммунальный ресурс, определяемый в соответствии с подпунктами "б" - "г" настоящего пункта в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), уменьшается на указанную величину.

В случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам:

а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается равными долями в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение года, следующего за расчетным годом, а при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме;

б) при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме;

в) при принятии на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, при этом величина перерасчета, произведенного за период, прошедший со дня предыдущего перерасчета, учитывается при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц действия предыдущего способа определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

С учетом положений ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если многоквартирный дом оснащен ОДПУ, размер расходов на оплату потребленных коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчета таких расходов, исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в период с <//> по <//> управляющая организация производила начисление платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), необходимый в целях содержания общего имущества исходя норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов.

Из содержания сформированных ответчиком платежных документов не следует, что плата за коммунальные услуги при содержании общего имущества превышала плату по нормативу потребления коммунальной услуги. Собственниками многоквартирного дома не принималось решение о начисление платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества исходя из объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета. Иного судом не установлено.

Факт начисления истцам в спорный период платы за электроэнергию, сверх показаний ОДПУ нашел свое подтверждение в рассмотрения дела и не опровергнут стороной ответчика.

По смыслу действующего правового регулирования, рассматриваемая плата рассчитывается как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.

Вопреки доводам суда, как обоснованно указано истцами, отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний ОДПУ, не может служить основанием нарушения прав потребителей спорной услуги.

При указанных обстоятельствах позиция истцов основана на законе.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что поскольку фактический объем коммунального ресурса (электроэнергии), используемого при содержании общего имущества был ниже объема, рассчитанного обществом исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса, собственникам жилых помещений МКД в спорный период излишне предъявлена к оплате стоимость объема коммунального ресурса (электроэнергии) на общедомовые нужды, который согласно показаниям общедомового прибора учета не был потреблен.

С учетом вышеизложенного, в рассматриваемом случае ответчик обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс.

Указанная обязанность соответствует действующему правовому регулированию и направлена на обеспечение законности в правоотношениях управляющей организации с собственниками.

Суд полагает, что действия ответчика по начислению истцу в спорный период платы за электроэнергию сверх показаний ОДПУ направлены на необоснованное получение дохода, превышающего фактически произведенные платежи за потребленный ресурс ресурсоснабжающей организации.

Указанная позиция нашла свое подтверждение в определении Верховного суда Российской Федерации от <//> N 304-ЭС19-25414, которым суд указал, что если в МКД установлен ОДПУ, а плату за коммунальные ресурсы на содержание считали по нормативу, по итогам года плату нужно пересчитать. Отсутствие утвержденного Правительством порядка перерасчета - не повод его не делать.

При истцами произведен расчет исходя из действительных показаний, полученных от поставщика ресурса.

Данный расчет ответчиком не оспорен и не опровергнут.

Относительно доводов о пропуске срока исковой давности суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу ст.ст. 195, 196, 199, 200, 204 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

При оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не вытекает из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено.

Если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявленный в уголовном деле, начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности приостанавливается до вступления в законную силу приговора, которым иск оставлен без рассмотрения.

Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъясняется, что по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части.

Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Истцы обратились в суд с иском <//>, требования о перерасчете заявлены с <//> по <//>.

Постановлением Правительства РФ от <//> N 92 определено, что перерасчет должен быть произведен по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом.

Таким образом, за 2019 год перерасчет должен был быть произведен в 2020 году, соответственно только по окончании первого квартала 2020 года истцы могли узнать о нарушении своего права. Иск же подан в январе 2023 года, то есть в пределах срока исковой давности.

Также суд считает возможным согласиться с позицией представителя истцов о том, что обращение с иском было инициировано в январе 2023 года, так как истцы не знали о том, какой будет установлен порядок перерасчета, а сам представитель ответчика согласилась с тем, что до <//> порядок перерасчета утвержден не был. Более того, истцы не знали о достоверных данных потребления. При этом суд исходит из того, что ответчик, ссылаясь на то, что перерасчет не мог быть произведен до утверждения соответствующего порядка, при этом ссылаясь на уклонение истцов от реализации права на перерасчет при том же самом их доводе об отсутствии порядка и соответственно понимания того, каким образом он будет осуществляться. Кроме этого, суд учитывает и то, что истцы обращались с заявлениями о несогласии с перерасчетом в октябре 2022 года.

Таким образом, суд приходит к правомерности заявленного иска, соответственно на ответчика возлагается обязанность произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс - электрическая энергия, потребляемую в целях содержания общего имущества по <адрес> по адресу: <адрес>, г.Екатеринбург, бул.а.Семихатова, <адрес>, исходя из фактического объема потребленных коммунальных ресурсов, при этом, не превышая нормативный объем, используя утвержденные нормативы на общедомовое потребление в соответствии с п. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Расчет цены иска не оспорен и соответствует представленным доказательствам.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от <//> N 2300-I "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения прав потребителя, выразившийся в незаконном отказе ответчика от перерасчета, суд, с учетом фактических обстоятельств дела, характера допущенных ответчиком нарушений прав истцов, количества и длительности периода допущенных нарушений, требований разумности и справедливости, суд полагает возможным определить истцам сумму компенсации морального вреда в размере по 1 000 рублей.

В порядке п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от <//> N 2300-I "О защите прав потребителей" суд взыскивает с ответчика в пользу каждого из истцов по 500 рублей в качестве штрафа. Основания для его снижения у суда отсутствуют, так как требования потребителей во внесудебном порядке удовлетворены не были.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <//> ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░<░░░░░>, ░░ ░░░░░ ░░ 3 687 ░░░░░░ 43 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ 2 458 ░░░░░░ 28 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░, ░░░░░ ░░ 500 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░:

░░░░░░░░░:

11-2/2024 (11-233/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
Ушкова Валерия Константиновна
Ушков Константин Вячеславович, действующий в своих иетересах и интересах н\л Ушковой Александры Константиновны
Ушкова Светлана Юрьевна
Ответчики
ООО "УЖК "Территория"
Другие
ООО "Центр расчетов"
Представитель ответчика Веселовских Ксения Андреевна
Представитель истца Бабушкин Алексей Витальевич
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
18.09.2023Передача материалов дела судье
18.09.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
31.10.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.02.2024Дело оформлено
29.02.2024Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее