Дело №12-34/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
28 июля 2023 г. г.Рассказово
Судья Рассказовского районного суда Тамбовской области Тришин С.К., рассмотрев жалобу представителя администрации г. Рассказово по доверенности Полякова С. А. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Рассказовского района и г. Рассказово Тамбовской области от 19.06.2023 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Рассказовского района и г. Рассказово Тамбовской области от 19.06.2023 администрация г. Рассказово Тамбовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб..
Считая данное постановление незаконным и необоснованным, представитель администрации г. Рассказово Тамбовской области по доверенности Поляков С.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.9 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В обосновании доводов жалобы указав, что согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
В силу части 3.1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Таким образом, по правоотношениям, вытекающим из государственного (муниципального) контроля (надзора) по оценке соблюдения обязательных требований, возбуждение дела об административном правонарушении допускается в трех случаях:
1) после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом и оформления их результатов;
2) после проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) и оформления их результатов;
3) после проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного рейда и оформления их результатов.
Согласно ч.2 ст.56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к контрольным (надзорным) мероприятиям во взаимодействии с контролируемым лицом относятся: 1) контрольная закупка; 2) мониторинговая закупка; 3) выборочный контроль; 4) инспекционный визит; 5) рейдовый осмотр; 6) документарная проверка; 7) выездная проверка.
Понятие «постоянного государственного контроля (надзора)» и «постоянного рейда» отнесены к специальным режимам государственного контроля (надзора) и осуществляется в следующих случаях.
В силу ч.1 ст.97 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под постоянным государственным контролем (надзором) в целях настоящего Федерального закона понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора), указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.
Постоянный государственный контроль (надзор) может вводиться при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного пробирного надзора (ч.2 ст.97 ФЗ №248-ФЗ).
Определение объектов постоянного государственного контроля (надзора) производится в соответствии с федеральным законом о виде контроля исходя из наличия на таких объектах повышенных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований (ч.3 ст.97 ФЗ №248-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 97.1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под постоянным рейдом в целях настоящего Федерального закона понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Постоянный рейд может осуществляться в случае, если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля (ч.2 ст.97.1 ФЗ №248-ФЗ).
В силу п.1 ст.30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ«О безопасности дорожного движения» контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством: федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения; надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (пункт 4).
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5).
В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения может осуществляться постоянный рейд в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (пункт 11).
Порядок осуществления постоянного рейда устанавливается положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 12).
Государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 13).
На основании указанной статьи закона, приняты Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 №1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утративших силу некоторых актом Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 №384 «Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
В силу п.63 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1101, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств федеральный надзор может осуществляться в рамках постоянного рейда.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения в режиме постоянного государственного контроля (надзора) не осуществляется
Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения в режиме постоянного рейда осуществляется только при надзоре за соблюдением обязательных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств.
Кроме того, п.13 ст.30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен особый порядок государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях реализации данного законоположения принято Положение о государственной контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 №384 (далее – Положение №384).
Так в силу п.9 Положения №384, государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: организации и проведения плановых и внеплановых проверок контролируемых лиц по реализации ими полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) установлению последствий выявленных нарушений.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в документарных и (или) выездных проверок (п.10 Положения №384), что соотносится с контрольными (надзорными) мероприятиями во взаимодействии с контролируемым лицом, предусмотренными п.6 и п.7 ч.2 ст.56 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении органов местного самоуправления, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, допускается только по результатам проведения плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок и оформления их результатов (ч.3.1 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Помимо этого, в силу ч.4 ст.90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положение о виде контроля могут быть предусмотрены случаи, при которых предусмотренные п.3 ч.2 настоящей статьи не принимаются (в части административных правонарушений), если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом.
В рассматриваемом случае, составление протокола об административном правонарушении допускается в соответствии с пунктами 42-45 Положения №384 после выдачи предписания об устранении нарушений обязательных требований, которые соответственно не были устранены в установленные данным предписанием сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены особенности организации проверок в 2022-2023 годах, плановые и внеплановые проверки могут быть проведены только в случаях, указанных в данном постановлении.
Как уже указано выше, контрольные (надзорные) мероприятия за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицам полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдение требований в области обеспечения безопасности дорожного движения проводятся исключительно в форме документарных и (или) выездных проверок (п.10 Положения №384), то есть во взаимодействии с контролируемым лицом (ч.2 ст.56 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Таким образом, поскольку из материалов дела не усматривается, что оно возбуждено по результатам контрольного надзорного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, и после оформления таких результатом, соответственно оно возбуждено незаконно.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начатое производство подлежит прекращению при наличии предусмотренных данным Кодексом обстоятельств, в силу которых либо освобождается от административной ответственности (в данном случае речь идет о незаконном возбуждении дела об административном правонарушении).
В судебном заседании представитель администрации г. Рассказово Тамбовской области по доверенности Поляков С.А. доводы жалобы поддержал, пояснив вышеизложенное.
В судебном заседании госинспектор ДН ОГИБДД МОМВД России «Рассказовский» Ермаков С.А. с доводами жалобы не согласен, считает постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно материалов дела, при оформлении ДТП с материальным ущербом, по адресу Тамбовская область, г.Рассказово, ул. Тимирязева, д.19, сотрудниками ГИБДД было установлено, что отсутствуют дорожные знаки приоритета в необходимых местах, отсутствует дорожная горизонтальная разметка согласно плана (схемы) организации дорожного движения.
На основании выявленных недостатков, должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2023.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владельцами автомодельных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве.
Собственником автомобильной автодороги ул. Тимирязева г.Рассказово, является администрация города, в связи с чем ответственность за содержание дороги в полном объеме несет администрации города Рассказово.
Выводы мирового судьи о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оснований для переоценки установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении возбуждено незаконно, поскольку из материалов дела не усматривается, что оно возбуждено по результатам контрольного надзорного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, и после оформления таких результатов, суд не может принять во внимание, в силу следующего.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п.3 ч.1 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Независимо от оснований проведения проверки непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания.
Согласно материалов дела, в дежурную часть МОМВД России «Рассказовский» 25.03.2023 поступило сообщение о том, что на перекрестке улиц Тимирязева и Чехова г. Рассказово произошло ДТП с пострадавшими. При осмотре места ДТП с пострадавшими было выявлено отсутствие дорожных знаков в количестве 4-х штук (2 шт. – уступи дорогу, 2 шт. – главная дорога), и отсутствие дорожной горизонтальной разметки согласно плана (схемы) организации дорожного движения.
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация города Рассказово Тамбовской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от неё меры по их соблюдению, в связи с чем, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о непоследовательности мирового судьи при рассмотрении указанной категории дел по ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд не может принять во внимание.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья не усмотрел.
Иных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.06.2023 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░