Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-990/2024 (2-5211/2023;) ~ М-3266/2023 от 26.09.2023

Дело № 2-990/2024УИД 78RS0020-01-2023-004726-95
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2024 года г. Санкт-Петербург

Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Цветковой Е.С.

при секретаре Клепач Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к Березкиной Е.В. о взыскании незаконно полученной государственной социальной помощи,

У С Т А Н О В И Л :

СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» обратилось в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Березкиной Е.В., в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 98 730 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчику по личному заявлению с 00.00.0000 была назначена ежемесячная социальная выплата матерям, родившим и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию в соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 728-132 от 22 ноября 2011 года «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» с 00.00.0000 по бессрочно. Истец указывает, что в 00.00.0000 года после отработки списка получателей ЕДВ была проведена внутренняя проверка, в ходе которой установлено, что ответчик снята с регистрационного учета в Санкт-Петербурге с 00.00.0000, в связи с чем в СПб ГКУ «ГИРЦ Пушкинского района» поступило Распоряжение о прекращении выплаты ЕСВ с 00.00.0000, в результате чего образовалась переплата за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 в размере 98 730 рублей. Таким образом, истец указывает, что у ответчика образовалось неосновательное обогащение, которые истец просил взыскать.

Представитель истца извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Березкина Е.В в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.

В силу п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).

Из конструкции п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возникновения неосновательного обогащения необходимы следующие условия: сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя; убытки на стороне потерпевшего, являющиеся источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего), отсутствие правового основания для такого обогащения.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределением бремени доказывания на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение (неосновательно получено либо сбережено имущество); обогащение произошло за счет истца; размер неосновательного обогащения; невозможность возврата неосновательно полученного или сбереженного в натуре.

При этом, исходя из положений п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, в связи с чем именно на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37).

Материалами дела установлено, что ответчику по личному заявлению от 00.00.0000 была назначена ежемесячная социальная выплата матерям, родившим и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию в соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 728-132 от 22 ноября 2011 года «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» с 00.00.0000 по бессрочно.

Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).

Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).

В соответствии со ст. 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга многодетная семья - семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 18 Социального кодекса Санкт-Петербурга семьям, имеющим детей, предоставляются следующие меры социальной поддержки ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов.

Согласно п. 4 ст. 17 Социального кодекса Санкт-Петербурга меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 - 5 статьи 18 настоящего Кодекса, дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2, подпунктами 5 и 7 статьи 19 настоящего Кодекса, предоставляются многодетным семьям, в которых дети и один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.

В силу п. 10 ст. 17 меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 18 Социального кодекса, назначаются независимо от среднедушевого дохода семьи, на ребенка из многодетной семьи.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 18 Социального кодекса Санкт-Петербурга семьям, имеющим детей, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет.

Пунктом 2 ст. 18 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрена ежегодная денежная выплата на детей, обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), но не старше 18 лет, а также детей, зачисленных на обучение в первый класс в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего образования

Согласно п. 3 ст. 18 Социального кодекса Санкт-Петербурга, многодетной семье предоставляется такая мера социальной поддержки как оплата коммунальных услуг (отопление, вода, канализация, газ, электроэнергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в Санкт-Петербурге, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива в определенном законодательством размере.

Пунктом 4 ст. 19 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено предоставление семьям, имеющим детей таких дополнительных мер социальной поддержки как ежемесячная денежная выплаты семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей в период с 1 января 2013 года (с 1 января 2016 года - при усыновлении) до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума для детей, устанавливаемом ежеквартально Правительством Санкт-Петербурга.

В силу п. 1 ст. 60 Социального Кодекса Санкт-Петербурга в соответствии с главой 14 меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, являющимся получателями ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства. При этом гражданин без определенного места жительства - гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства в Российской Федерации (ст. 2 Социального Кодекса).

Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года № 343 «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Порядок).

Согласно п. 2.1 указанного Порядка меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) семье, имеющей детей, по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 3.7 Порядка в целях получения мер социальной поддержки заявители, в частности, предоставляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие наличие в семье детей.

Документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания) - пункт 3.3 Порядка предоставления мер.

В соответствии с п. 2.9 Порядка получатели мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей (далее - получатели), обязаны в течение десяти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий, ежемесячной денежной выплаты на оплату части взноса на капитальный ремонт или прекращение их выплат, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Согласно п. 2.11 Порядка предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, прекращается в случае, если снятие с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге не является основанием для признания утраты права на меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, в соответствии с настоящим Порядком в случае, если период между снятием с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге и постановкой на регистрационный учет по новому месту жительства в Санкт-Петербурге получателя мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, не превышает трех месяцев.

В соответствии с п. 2.13 Порядка в случае установления факта необоснованной (излишней) выплаты сумм мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, администрация района Санкт-Петербурга в течение пяти рабочих дней принимает решение о возврате необоснованно (излишне) выплаченных сумм мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей (далее - решение о возврате), в котором указывается срок их возврата. Срок возврата составляет 45 календарных дней со дня принятия решения о возврате.

Из материалов дела следует, что 00.00.0000 ответчик обратилась в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга с заявлением, предоставив сведения о наличии регистрации по адресу: ..., а также иные документы необходимые для получения ежемесячной социальной выплаты.

Распоряжением администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга № 0 от 00.00.0000 ответчику назначена ежемесячная социальная выплата в размере 2 275 рублей с 00.00.0000 бессрочно.

Из копии паспорта ответчика следует, что с 00.00.0000 по 00.00.0000 она была зарегистрирована по адресу: ..., с 00.00.0000 по адресу: ....

Согласно справке формы-9 на квартиру, расположенную по адресу: ..., ответчик снята с регистрационного учета по личному заявлению 00.00.0000.

Распоряжением администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга № 0 от 00.00.0000 ответчику с 00.00.0000 прекращено предоставление ежемесячной социальной выплаты в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, в результате чего образовалась переплата за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 в размере 98 730 рублей.

Согласно адресной справке от 00.00.0000, ответчик снята с регистрационного учета 00.00.0000 по адресу: ..., по состоянию на 00.00.0000 зарегистрированной по месту жительства, месту пребывания на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области не значится.

Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из анализа представленных доказательств, приходит к выводу о том, что полученные ответчиком денежные выплаты являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию в пользу истца.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 98 730 рублей. Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически верным, доказательств в его опровержение ответчиком не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в размере 98 730 рублей.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 161 рублей 90 копеек.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к Березкиной Е.В. о взыскании незаконно полученной государственной социальной помощи - удовлетворить.

Взыскать с Березкиной Е.В. , 00.00.0000 года рождения, паспорт серии № 0, в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» денежные средства в размере 98 730 рублей.

Взыскать с Березкиной Е.В. , 00.00.0000 года рождения, паспорт серии № 0, в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 3 161 рублей 90 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Заочное решение, иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Мотивированное решение составлено 20 марта 2024 года.

2-990/2024 (2-5211/2023;) ~ М-3266/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СПб ГКУ "ГИРЦ"
Ответчики
Березкина Елена Владимировна
Суд
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Цветкова Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
psh--spb.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2023Передача материалов судье
27.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2023Предварительное судебное заседание
24.01.2024Предварительное судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
24.07.2024Дело оформлено
24.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее