Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-784/2021 ~ М-469/2021 от 02.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 17 сентября 2021 года

    Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи     Лёшиной Т.Е.,

при секретаре     Добиной Д.Д,

с участием прокурора Никитиной Е.С.,

с участием административного истца Топчиевой В.В., представителя административного истца по доверенности Богорадниковой О.А., представителя административного ответчика Думы по доверенности Кузнецова А.П., представителя Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Матвеевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-784/2021 по административному исковому заявлению Топчиевой В.В, о признании недействующим в части нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления,

У с т а н о в и л :

Топчиева В.В. (до заключения брака - Самойленко В.В.) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу: Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, в части нахождения земельного участка с кадастровым номером площадью 2 154 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в составе функциональной зоны «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма и спорта», Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции утвержденной Решением Думы г.о. Самара от 05.12.2019 № 477 в части нахождения земельного участка с кадастровым номером в составе функциональной зоны «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма и спорта», а также с Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.01 № 61 в части нахождения земельного участка с кадастровым номером в составе территориальной зоны Р-1, Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.01 № 61 в редакции утвержденной Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 в части нахождения земельного участка с кадастровым номером в составе территориальной зоны Р-1.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом 1917 года постройки. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 24.04.2006 г., имеет разрешенное использование «под индивидуальное жилищное строительство; для индивидуальной жилой застройки». Из письма Департамента градостроительства г.о. Самара от 27.01.2021 № Д0501-01/12083-1-1 следует, что в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утверждённым решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 земельный участок расположен в составе функциональной зоны «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма и спорта». Согласно выпискам из ИСОГД от 23.11.2020, 15.02.2021 земельный участок в соответствии с Картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.01 № 61, а также в редакции утвержденной Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 расположен в составе территориальной зоны Р-1. Виды разрешенного использования территориальной зоны Р-1 не предусматривают использование земельных участок под размещение индивидуальных жилых домов. Полагает, что как при утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре, так и при внесении в них изменений земельный участок был незаконно включен в состав территориальной зоны Р-1, нарушении пункта 1 части 2 статьи 36, пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного Кодекса РФ, части 4 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ, поскольку при утверждении 26.04.2001 Правил застройки и землепользования в городе Самаре городская Дума не учла сведения о существовавшем на тот момент объекте недвижимости - жилом доме 2017 года постройки. На момент утверждения Правил застройки и землепользования в городе Самаре данное инвентарное дело имелось в распоряжении МП г. Самара «Бюро технической инвентаризации» и содержало правоустанавливающие документы на жилой дом.

Решением Думы от 29.12.2020 местонахождение земельного участка в составе территориальной зоны Р-1 не изменилось. При этом перечень оснований для внесения изменений в Правила застройки и землепользования установлен ч.2 ст. 33 Градостроительного Кодекса РФ.

Решением комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 19.03.2019 административному истцу было отказано в переводе земельного участка из состава территориальной зоны Р-1 в состав территориальной зоны Ж-1 в связи с несоответствием предложения Генеральному плану г.о. Самара. Полагает, что решение Думы г.о. Самара от 29.12.2020 № 45 представляет собой не принятие изменений в ранее действующие Правила застройки и землепользования, а принятие в новой редакции Правила застройки и землепользования. В данном случае Думой г.о. Самара не учтен вид разрешенного использования земельного участка.

Определением суда от 17.09.2021, вынесенный протокольной форме, ненадлежащий административный истец Самойленко В.В. (после заключения брака 14.07.2021 Топчиева В.В.) заменена на надлежащего административного истца Топчиеву В.В.

Административный истец Топчиева В.В. (Самойленко В.В.) поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнении к иску и письменных пояснениях.

В судебном заседании представитель административного истца Богорадникова О.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнении к иску и письменных пояснениях.

Представитель Думы городского округа Самары Кузнецов П.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на то, земельный участок с кадастровым номером в соответствии с Генеральным Планом г.о. Самара находится в составе функциональной зоны «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма и спорта», в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре в составе территориальной зоны Р-1. Установленная для земельного участка территориальная зона соответствует функциональной зоне. Спорный земельный участок находится в данных зонах с момента принятия нормативных правовых актов в 2001 г. и 2008 году соответственно. В декабре 2020 года были внесены изменения в Правила застройки и землепользования города Самары в связи с необходимостью приведения их в соответствие с Генеральным планом, новый нормативный документ не принимался. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории; отнесение территории к определенной функциональной или территориальной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении права административного истца; ограничение прав собственника земельного участка объективно обусловлено спецификой земельного участка как особого объекта гражданского оборота, основано на нормах земельного и градостроительного законодательства.

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самары Матвеева Г.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, дала аналогичные пояснения.

Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары, Департамент градостроительства г.о. Самары представили письменные возражения, дополнительные возражения.

Представитель заинтересованных лиц Самойленко И.А., Самойленко Д.А. по доверенностям Самойленко В.В. (Топчиева В.В.) поддержала заявленные требования.

Заинтересованное лицо- Краснолуцкая В.Г. в судебное заседание не явилась, о явке извещена надлежащим образом.

Представителем Краснолуцкой В.Г. по доверенности Макаровой Н.Н. предоставлен отзыв на административное исковое заявление, в котором она просила заявленные требования удовлетворить, рассмотреть дело по существу без участия представителя.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Глава городского округа Самары не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представителем администрации г.о. Самара предоставлены письменные возражения, в которых он просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо Департамент управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не направил своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении требований, заявленных Топчиевой В.В. следует отказать.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Генеральный план и правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).

Положениями пунктов 2, 14 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований в Самарской области; иные полномочия, предоставленные им федеральным законодательством, законодательством Самарской области, уставами муниципальных образований в Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункта "а" части 1 статьи 22, пункта 26 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. N 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа, к ее полномочиям относится, в частности, утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.

В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары.

Генеральный план разработан на основании постановления Главы города Самары от 11 мая 2004 года № 1051 «Об утверждении мероприятий по разработке генерального плана муниципального образования города Самары на 2006-2026 г.г.».

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа Самары опубликовано в газете «Самарская газета» от 7 ноября 2007 года.

Публичные слушания по проекту генерального плана проведены с 21 февраля 2007 года по 15 мая 2007 года и с 8 сентября 2007 года по 29 октября 2007 года.

Информация о проведении публичных слушаний опубликована в «Самарской газете» от 20 февраля 2007 года и от 8 сентября 2007 года.

Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в изданиях "Самарская Газета", N 59(3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64(3857), 10.04.2008.

Решением Думы городского округа Самара от 5 декабря 2019 года N 477, в Генплан внесены изменения. Указанное решение официально опубликовано в издании "Самарская Газета" N 257(6419), 10.12.2019.

Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления № 674 от 13 сентября 2019 года «О проведении в городском округе Самара публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539». Указанное решение официально опубликовано в издании "Самарской Газете" N 674, 17.09.2019 и в сети интернет на сайте Администрации г.о. Самары

На основании указанного выше постановления Администрации городского округа Самары по проекту решения проведены публичные слушания, которые состоялись 29 октября 2019 года.

Заключение о результатах публичных слушаний к Постановлению Администрации городского округа Самара № 674 от 13.09.2019 «О проведении в городском округе Самара публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539» официально опубликовано в издании "Самарской Газете" 31.10.2019 и в сети интернет на сайте Администрации г.о. Самары

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре (далее также ПЗЗ г. Самары), которые официально опубликованы в издании "Самарская неделя" от 16 июня 2001 года N 24.

Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" Правила застройки и землепользования в городе Самаре изложены в новой редакции.

В силу п.2 ст. 41 Устава г.о. Самара решение официально опубликовано в издании "Самарская Газета" N 287(6724), 31.12.2020.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, опубликованы в установленном порядке.

Думой г.о. Самара представлены суду доказательства подтверждающие соблюдения порядка подготовки проекта оспариваемых нормативных правовых актов, внесения их на рассмотрение, принятия и опубликования.

Из материалов административного дела следует, что Топчиевой В.В. на праве общей долевой собственности (3/5 доли в праве общей долевой собственности) принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 2 154 кв. м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.04.2006, имеет вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство.

Долевыми собственниками вышеуказанного земельного участка являются также Краснолуцкая В.Г. – 1/10 доли в праве общей долевой собственности, Самойленко Д.А. - 1/10 доли в праве общей долевой собственности, Самойленко И.А. - 1/10 доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.03.2021, свидетельствами о праве наследство по закону от 22.06.2007, выданных в рамках наследственного дела № 303-03, свидетельствами о государственной регистрации права от 11.11.2014.

На указанном земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дом с кадастровым номером , имеющий адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.03.2021.

Право собственности на жилой дом с кадастровым номером зарегистрировано за Самойленко В.В. (Топчиевой В.В.), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.03.2021, выпиской из ЕГРН серия 63-АВ 009147 от 21.03.2006.

Решением комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 19.03.2019 Самойленко В.В., Самойленко И.А., Самойленко Д.А. было отказано в рассмотрении на публичных слушаниях вопроса о переводе земельного участка с кадастровым номером из состава территориальной зоны Р-1 в состав территориальной зоны Ж-1 в связи с несоответствием предложения Генеральному плану г.о. Самара (протокол № 2).

Ответом Департамента градостроительства городского округа Самары от 27.01.2021 № Д0501-01/12083-1-1 Самойленко В.В. разъяснено, что для проведения процедуры изменения зонирования земельного участка на территориальную зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) необходимо предварительно внести изменения в Генеральный план в порядке, установленном законодательством.

По информации, предоставленной Департаментом градостроительства городского округа Самара в письмах от 27.01.2021 № Д0501-01/12083-1-1, от 07.05.2021 №Д05-01-01/3576-0-1, от 04.06.2021 № ДОГ-01/1649, от 30.08.2021 № 11/913 и выписках из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Самара от 23.11.2020 № Д05-01-01/12083-0-1, от 15.02.2021 № Д05-01-01/958-0-3 согласно Карте правового зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером как в первоначальной редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, так в редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных решением Думы г.о. Самара от 29.12.2020 № 45 находится в территориальной зоне Р-1 (зона центра рекреационных территорий).

Так же из указанных выше документов следует, что в первоначальной редакции Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы от 20 марта 2008 года № 539, и по настоящее время земельный участок с кадастровым номером находится в составе функциональной зоны «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма и спорта».

Таким образом, установленная Правилами землепользования и застройки, для спорного земельного участка территориальная зона «Р-1» – зона центра рекреационных территорий, соответствует функциональной зоне «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма и спорта», в которой в соответствии с Генеральным планом находится спорный земельный участок.

В силу статей 1, 18, 30, 33, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральным законодателем установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае данного несоответствия не установлено, что соответствует требованиям федерального законодательства.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которой границы территориальных зон устанавливаются с учетом как сложившейся планировки территории и существующего землепользования, так и функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Генеральный план, являясь документом территориального планирования, несёт функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского поселения в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.

Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Исходя из положений статьи 34 ГрК РФ, при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье. Безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, названной нормой не предусмотрено.

В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).

В этой связи доводы представителя административного истца о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено фактическое разрешенное землепользование, наличие жилого дома, о допущенном нарушении прав собственника земельного участка установлением в соответствии с видами разрешенного использования для зоны Р1 фактического запрета на осуществление реконструкции индивидуального жилого дома на земельном участке не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствует о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов.

В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Аналогичные требования установлены ч.1 ст. 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Определением Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 N 232-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пудовкиной Ольги Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями ряда правовых актов" установлено, что пункт 1 статьи 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации обеспечивает - в соответствии с гарантиями, предусмотренными статьями 35 (части 1 и 2) и 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - реализацию права собственности на земельный участок.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ГрК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает права собственника по использования земельного участка необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.

Вместе с тем, часть 8 статьи 36 ГрК РФ предусматривает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Исходя из указанных выше положений законодательства, отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне Р1, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено размещение домов индивидуальной жилой застройки, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ.

Несостоятельными суд признаёт доводы представителя административного истца о несоблюдении при утверждении оспариваемых норм баланса частных интересов административного истца, поскольку по смыслу статьи 23, части 1 статьи 30 ГрК РФ генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и иных обладателей прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного истца, что судом не установлено, вносились ли изменения ИСОГД в части нахождения земельного участка в территориальной зоне Ж-1, поскольку в материалах гражданского дела № находятся ответы Управления Главного архитектора Департамента строительства и архитектуры г. Самара от 28.12.04, 27.01.2005, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, 1-я Дачная просека, 90 находится в зоне сложившийся малоэтажной застройки (зона Ж-1), согласно карте правового зонирования Правил землепользования и застройки в г. Самаре, что также отражено в решении Октябрьского районного суда г. Самары от 29.03.2005 по гражданскому делу № по иску Дементьева Н.А., Дементьевой А.М. к Администрации г. Самара, Администрации Октябрьского района г. Самары о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом.

Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов, должностные лица соответствующей системы государственных органов.

Судом учитывается, во-первых, что указанные выше обстоятельства не имеют правового значения по настоящему административному делу, во вторых, отсутствует преюдиция ввиду того, что дело рассмотрено по иску иных лиц, стороны, участвующие в настоящем административном деле, в том числе Департамент градостроительства г.о. Самары, не относятся к лицам, участвовавшим по гражданскому делу № .

В отношении принятия решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 суд полагает необходимым отметить, что согласно статье 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Внесение изменений в Правила застройки и землепользования обусловлено необходимостью приведения зонирования в соответствие с Генеральным планом города Самара.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца, в связи с этим на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Топчиевой В.В, о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Самары, утвержденных решением Думы городского округа Самары от 26.04.2001 № 61, Правил землепользования и застройки города Самары, утвержденных решением Думы городского округа Самары от 26.04.2001 № 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 в части включения земельного участка с кадастровым номером в границы территориальной зоны Р-1 и Генерального плана городского округа Самары, утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539, Генерального плана городского округа Самары в редакции, утвержденной решением Думы городского округа Самары от 05 декабря 2019 года № 477 в части нахождения земельного участка с кадастровым номером в составе функциональной зоны «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма, спорта» - отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 01.10.2021

Судья:              Т.Е. Лёшина

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

г. Самара 17 сентября 2021 года

    Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи     Лёшиной Т.Е.,

при секретаре     Добиной Д.Д,

с участием прокурора Никитиной Е.С.,

с участием административного истца Топчиевой В.В., представителя административного истца по доверенности Богорадниковой О.А., представителя административного ответчика Думы по доверенности Кузнецова А.П., представителя Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Матвеевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-784/2021 по административному исковому заявлению Топчиевой В.В, о признании недействующим в части нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления,

руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Топчиевой В.В, о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Самары, утвержденных решением Думы городского округа Самары от 26.04.2001 № 61, Правил землепользования и застройки города Самары, утвержденных решением Думы городского округа Самары от 26.04.2001 № 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 в части включения земельного участка с кадастровым номером в границы территориальной зоны Р-1 и Генерального плана городского округа Самары, утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539, Генерального плана городского округа Самары в редакции, утвержденной решением Думы городского округа Самары от 05 декабря 2019 года № 477 в части нахождения земельного участка с кадастровым номером в составе функциональной зоны «территории существующих учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма, спорта» - отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:              Т.Е. Лёшина

3а-784/2021 ~ М-469/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Топчиева В.В.
Ответчики
Дума г.о.Самара
Другие
Самойленко И.А.
Департамент градостроительства г.о.Самара
Краснолуцкая В.Г.
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Глава г.о. Самара
Самойленко Д.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Лёшина Т. Е.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Подготовка дела (собеседование)
22.04.2021Рассмотрение дела начато с начала
12.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее