Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2019 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Бабкина С.В.,
с участием помощника прокурора г. Сызрани Ризаевой М.В.,
ст. помощника прокурора г. Сызрани Антоновой В.М.,
при секретаре Симоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2435/19 по иску Прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Сызрань о понуждении сноса аварийных многоквартирных жилых домов,
Установил :
Прокурор г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о понуждении произвести снос аварийного жилого дома по адресу : Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>, с последующей ликвидаций свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Также прокурор г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о понуждении произвести снос аварийного жилого дома по адресу : Самарская область, г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>, с последующей ликвидаций свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Определением Сызранского городского суда от <дата> гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела от прокурора г. Сызрани поступило уточненное исковое заявление, в котором просил обязать Администрацию г.о. Сызрань установить срок сноса многоквартирных домов по адресам : г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>, и пер. Опорный, <адрес>, принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по адресам : г. Сызрань: <адрес> СПЗ, <адрес>, и пер. Опорный, <адрес>, путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, принять меры по сносу аварийных домов, расположенных по адресам : г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>, и пер. Опорный, <адрес>, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что прокуратурой города Сызрани была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По результатам проведенной проверки было установлено следующее, что на основании заключения Межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу : г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. На основании заключения Межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу : г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>, был также признан аварийным и подлежащим сносу. Из информации Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, представленной в прокуратуру г.Сызрани, следует, что многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены. Также из информации Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, следует, что в настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов. Жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по адресам : г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>, и пер. Опорный, <адрес>, включены в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***. В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014-2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***. Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности). <дата> прокурором г. Сызрани в адрес Главы г.о. Сызрань было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до <дата>, по результатам рассмотрения которого данное представление признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты. По состоянию на <дата> муниципальные контракты на выполнение работ по сносу указанных аварийных домов не заключены. <дата> прокурором г. Сызрани в адрес председателя Думы г.о. Сызрань направлялась информация с предложением рассмотрения вопроса о внесении изменений в бюджет г.о. Сызрань на 2019 финансовый год и плановый период 2020-2021 гг. в части увеличения объема финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до <дата> По результатам рассмотрения Думой г.о. Сызрань указанной информации прокурора г.Сызрани объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до <дата>, на 2019-2021 гг. не увеличен. Сами по себе аварийные дома являются объектами опасности, нахождение на территории которых, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам. Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым. Данное обстоятельство наличия на территории городского округа Сызрань аварийных жилых домов, подлежащих сносу, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании представители прокуратуры г.Сызрань Антонова В.М. и Ризаева М.В. иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань по доверенности Рудаева Ю.М. возражала против иска и пояснила, что требования прокурора г. Сызрани не конкретизированы, не содержат конкретного срока исполнения решения суда, при наличии действующего Постановления Администрации г.о.Сызрань, не признанного незаконным и установленным сроком - до 2021 года. Отселение лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является последним этапом перед сносом аварийного дома, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным. Кроме того, признание многоквартирного жилого дома аварийным является юридическим фактом, на основании которого у органа местного самоуправления возникает обязанность предъявления собственникам жилых и нежилых помещений в доме требования о самостоятельном сносе аварийного дома в разумный срок. Порядок и сроки предъявления требования о сносе дома законодателем не урегулированы, равно как и определение разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома. Таким образом, предъявление требования о сносе аварийного дома и определение разумного срока для исполнения такого требования в силу закона отнесены к усмотрению органа, принявшего решение о признании в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом срок, устанавливаемый для сноса дома, должен соответствовать разумности, соблюдая права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Установление разумного срока зависит от обстоятельств, связанных со сносом конкретного многоквартирного дома. Необходимо учитывать, что срок должен быть достаточным не только для принятия собственниками решения о самостоятельном сносе аварийного дома, но и для фактического осуществления данного мероприятия. Таким образом, при исчислении разумного срока следует брать период со дня принятия решения о сносе аварийного дома до дня фактического его исполнения. Определяя по своему усмотрению продолжительность срока для сноса аварийного жилого дома, органы местного самоуправления должны ориентироваться на следующие критерии : достаточность и эффективность действий, связанных с временным и постоянным переселением жильцов аварийного дома; опасность для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании; общая продолжительность осуществления физического сноса объекта капитального строительства. При установлении соблюдения разумного срока большое значение имеет такой критерий, как опасность для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании. Принимая во внимание, что признание домов аварийными и подлежащими сносу, а также определение сроков отселения граждан и сроков сноса указанных домов является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, заявленные требования являются незаконными и нарушают права органа местного самоуправления городского округа Сызрань. Вместе с тем, на территории городского округа Сызрань принят нормативный правовой акт органа местного самоуправления, а именно Администрацией городского округа Сызрань, которым сроки для сноса аварийных домов установлены до 2021 года, финансирование предусмотрено, который не признан незаконным, является действующим и исполняется в установленном порядке. Данный акт, предусматривает плановое, поэтапное (планируемое) осуществление сноса всех жилых домов, признанных аварийными и расселенными в установленном порядке. Нигде в Законе не прописано, что данные действия являются незаконными и неправильными. При этом, расселение указанных домов является адресным, ввиду обязательности целевого адресного расходования денежных средств, что не имеет отношения к их сносу. Требования прокурора г. Сызрани об установлении ограничивающего забора в границах земельного участка, которые не установлены являются незаконными и более того, земельный участок и территория прилегающая не являются объектами, признанными «аварийными», опасными, положение ЧС не установлено. Требования прокурора о наличии или возможной чрезвычайной ситуации в виде нахождения на территории городского округа Сызрань расселенных ветхих домов, признанных аварийными являются незаконными, необоснованными и ничем не подтверждаются. Более того, действия по установлению ЧС имеют определённые условия и обстоятельства и осуществляются в установленном Законом порядке, что к данным правоотношениям не относится. Каких-либо норм Закона, Федерального уровня, субъекта, Кодексов РФ, устанавливающих конкретные сроки для сноса расселенных домов, как и обязанность органов власти осуществить снос в какие-то конкретные сроки, и более того, кем-то для них установленные - не имеется. Требования прокурора г. Сызрани снести объекты, являющиеся предметом рассмотрения в данном деле, лишают возможности муниципальное образование на распоряжение данным имуществом по своему усмотрению, в том числе на продажу его и зачисление денежных средств в бюджет. Согласно материалам дела, граждане, которые проживали в указанном доме, расселены и угроза жизни кому-либо отсутствует. Для удовлетворения заявленных прокурором г. Сызрани требований необходимо представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурором г. Сызрани такие доказательства в суд не были представлены. Как следует из искового заявления прокурора, его требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку наличие не снесенного аварийного дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, также наличие не снесенного аварийного дома может повлечь проживание в помещениях граждан без определенного места жительства, незаконных мигрантов. Как установлено судом и подтверждается материалами дела отселение жителей аварийных домов произведено, и не расселенных граждан, занимающих жилые помещения в спорных аварийных домах, в настоящее время не осталось.
Представитель третьих лиц Комитета по строительству и архитек-туре Администрации г.о.Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» по доверенностям Зайцева Л.Н. в судебном заседании поддержала доводы представителя Администрации г.о. Сызрань и дополнила, что требования прокурора г. Сызрани не обоснованы, не подкреплены правовыми актами и у Администрации г.о. Сызрань достаточно тех документов, в рамках которых она осуществляет свои полномочия. На сегодняшний день, ранее заложенные средства освоены и объемы выполнены. Экономия средств также направляется на данные мероприятия. Считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку очередность сноса аварийных домов определяется по приоритету. То, что спорные дома были запланированы под снос в 2013-2016 г.г. не говорит о том, что они должны были быть снесены в указанные сроки. Они были расселены в связи с тем, что данные дома были более создающими угрозу для жизни проживающих. Муниципальная программа по сносу аварийных домов действует, финансирование выделяется и в полном объеме исполняется. Программа не определяет снос конкретных домов. Она определяет, какие дома подлежат расселению. В рамках бюджета дома сносились, но спорные дома в 2015-2016 г.г. снесены не были. Программы всегда корректируются в зависимости от финансовой возможности муниципального образования.
Суд, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заключением Межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу : Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением Межведомственной комиссии № *** от <дата> и в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу : Самарская область, г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
В настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов. Однако, многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены, что подтверждается информацией Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>
Жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по адресам : г.Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>, и пер.Опорный, <адрес>, включены в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Самарской области № *** от <дата>
В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Предусмотренный данной муниципальной программой г.о. Сызрань общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на 2019 - 2021 гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до <дата>
<дата> прокурором г. Сызрани в адрес Главы г.о. Сызрань было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до <дата> По результатам рассмотрения которого данное представление было признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты, объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. Сызрань, признанного таковым до <дата>, на 2019-2021 гг. не увеличен.
Между тем, суд приходит к выводу, что длительное бездействие должностных лиц Администрации г.о. Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
Учитывая, что Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконст-рукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 47, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, суд полагает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань установить срок сноса многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>; Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам : Самарская область, г. Сызрань, ул. Новое СПЗ, д. 5; Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, д. 14, путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором располо-жены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов.
Также суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань в установленный срок принять меры по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>; Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>, с последующей ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора, поскольку в силу ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, принятие данных мер относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
При этом суд не принимает во внимание доводы представителя Администрации г.о. Сызрань на ограниченные возможности бюджета, поскольку данные обстоятельства не могут являться причиной несоблюдения требований закона, и не должны нарушать права и законные интересы граждан.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Сызрани удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань установить срок сноса многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>; Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам : Самарская область, г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>; Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>, путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань в установленный срок принять меры по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, <адрес> СПЗ, <адрес>; Самарская область, г. Сызрань, пер. Опорный, <адрес>, с последующей ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья : Бабкин С.В.