Дело № 5-145/2024
УИД: 59RS0004-01-2024-005378-60
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 18 июня 2024 года
Судья Ленинского районного суда г. Перми Полтавченко Н.П.,
при секретаре Гнездиловой З.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Ларина А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Ларина ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <Адрес>, (ОГРНИП №, ИНН №), зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес>, паспорт №, выдан 29.01.2024 ГУ МВД России по Пермскому краю,
У С Т А Н О В И Л:
07.06.2024 по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 190 выявлено административное правонарушение, допущенное индивидуальным предпринимателем Лариным ФИО7 (далее – ИП ФИО1), зарегистрированным и проживающим по адресу: <Адрес>, выразившееся в нарушении установленного порядка подачи уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового (гражданско-правового) договора, а именно в том, что 25.03.2024 Ларин ФИО8, являясь индивидуальным предпринимателем, заключил трудовой договор № 1 с гражданином Республики Таджикистан Потерпевший №1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 02.04.2024 направил в адрес ГУ МВД России по Пермскому краю уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Таджикистан – Потерпевший №1, которое в нарушение п. 6 Приложения № 4 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536 прошито, пронумеровано и заверено не было.
ИП Ларин А.О. в судебном заседании вину признал и в содеянном раскаялся, просил заменить предусмотренное санкцией статьи 18.15 КоАП РФ наказание в виде штрафа предупреждением, поскольку оплата штрафа отразится на финансовом состоянии его организации.
В своих письменных объяснениях Ларин А.О. просит учесть, что он официально является микропредприятием (субъектом малого и среднего предпринимательства), состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. К административной ответственности ранее не привлекался, в содеянном раскаивается. На иждивении имеет трех несовершеннолетних детей. Финансовое положение не позволит ему выплатить штраф в большом размере. Взыскание штрафа приведет к прекращению деятельности. Просит заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу примечания к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом № 115-ФЗ.
В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 утвержден Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка организация в течение 3 рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина (лица без гражданства) обязана уведомить об этом ЦВМ МВД России либо территориальный орган на региональном уровне в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно п. 6 Порядка уведомление о трудоустройстве и приложение к нему, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомление о трудоустройстве (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).
Согласно ст. 61 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. В силу ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Как следует из материалов дела, 25.03.2024 ИП Ларин А.О. заключил трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан Потерпевший №1, о чем, в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» посредством «Почты России» 02.04.2024 в адрес ГУ МВД России по Пермскому краю направил соответствующее уведомление. При этом уведомление, состоящее из четырех листов, в нарушение п. 6 Порядка, прошито, пронумеровано и заверено не было.
Обстоятельства административного правонарушения и вина ИП Ларина А.О. установлены на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, а именно:
- протокола об административном правонарушении № 85-2 от 07.06.2024;
- рапорта врио начальника ОВТМ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО5, согласно которому 07.05.2024 в ОВТМ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю поступило уведомление о заключении гражданско-правового договора Лариным А.О. с иностранным гражданином, дата заключения договора 25.03.2024, уведомление, состоящее из четрых листов не прошито, не пронумеровано;
- копии уведомления о заключении ИП Лариным А.О. 25.03.2024 трудового договора с гражданином Республики Таджикистан Потерпевший №1;
- копии трудового договора № 1 от 25.03.2024, заключенного между ИП Лариным А.О. и Потерпевший №1;
- сведений о физическом лице - иностранном гражданине Потерпевший №1;
- выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Ларина А.О.;
- свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе в отношении Ларина А.О. (ИНН №);
- сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 04.06.2024 № в отношении Ларина А.О., согласно которым ИП Ларин А.О. относится к категории микропредприятий;
- копий заявления и приказа о приеме на работу Потерпевший №1;
- сведений о направлении уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином в УВМ ГУ МВД России по <Адрес>;
- письменного объяснения Ларина А.О., согласно которым он с 01.09.2023 является индивидуальным предпринимателем, 25.03.2024 заключил трудовой договор № 1 с гражданином Республики Таджикистан Потерпевший №1, уведомление о заключении трудового договора направлено через «Почту России» 02.04.2024. Поскольку первый раз трудоустраивал иностранного гражданина, нарушил сроки подачи уведомления, которое не прошил и не пронумеровал; и иных материалов дела.
Указанные доказательства согласуются между собой, не противоречат друг другу, оснований сомневаться в их достоверности не имеется. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, поэтому суд признает их допустимыми доказательствами. Совокупность указанных доказательств свидетельствует о том, что ИП Ларин А.О. 25.03.2024 заключил трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан Потерпевший №1, о чем в период с 26.03.2024 по 28.03.2024 ему надлежало уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, однако, вопреки требованиям ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» уведомление, составленное в нарушение п. 6 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536, Лариным А.О. направлено в такой орган только 02.04.2024.
Сведений о том, что ИП Ларин А.О. был лишен возможности направить уведомление, соответствующее требованиям действующего законодательства, в установленный законом срок, материалы дела не содержат и в судебное заседание не представлено.
Действия ИП Ларина А.О. судья квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ как нарушение установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, сведения о личности Ларина А.О., который осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, совершил административное правонарушение впервые, его имущественное, семейное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, суд признает наличие на иждивении Ларина А.О. трех несовершеннолетних детей, признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств судья считает, что наказание в виде административного штрафа обеспечит достижение целей административной ответственности, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц - не менее ста тысяч рублей.
Согласно Выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Ларин ФИО9, с 10.10.2023 зарегистрирован в качестве микропредприятия.
Приведенные выше обстоятельства, связанные с личностью, имущественным и семейным положением индивидуального предпринимателя Ларина А.О., зарегистрированного в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве микропредприятия, характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий совершенного деяния, позволяют в соответствии с положениями ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствует, поскольку не имеется совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам заявителя и согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Пренебрежительное отношение индивидуального предпринимателя к соблюдению правил и норм, установленных в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством контроля, посягает на безопасность всех физических и юридических лиц находящихся на территории Российской Федерации.
В данном случае угроза причинения вреда заключается в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя Ларина А.О. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Также отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░10, ░░.░░.░░░░.░., ░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░ №, ░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 18.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░░░ 188 1 16 01181 01 9000 140, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░, 614007, ░. ░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 48, ░░░ 5904102830, ░░░ 590401001, ░░░░ 1025900900365, ░░░░ 08653813, ░░░░░ 57701000, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░, ░/░░ 04561W01070), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 03100643000000015600 (░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░ 40102810145370000048, ░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ // ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░, ░░░ ░░░░ 015773997, ░░░ №.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ (░.░░░░░, ░░.░░░░░░░░, 11░).
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ 60 ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░