Дело № 2-2294/2023
16RS0046-01-2023-001254-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2023 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Я.В. Малковой
при ведении протокола помощником А.О. Сибатровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллиной Д.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Татарстан о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Абдулина Д.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Татарстан о возложении обязанности, указав в обоснование требований, что решением Отдела контроля установления пенсий Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан (г.Казань) от 04 мая 2022 года №203819/22 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, за которой она обратилась с заявлением о назначении пенсии 15 марта 2022 г. Отказ мотивирован отсутствием требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: выработано 29 лет 11 месяцев 29 дней, по состоянию на 15.03.2021г. При этом на основании таблицы «Данные о стаже» выяснилось, что в ее специальный стаж для досрочной пенсии не были включены периоды курсов повышения квалификации с 02.09.2003г. по 27.10.2003г., с 19.01.2005г. по 16.03.2005г., с 11.01.2010г. по 05.05.2010г., с 01.10.2013г. по 26.10.2013г. Так как заявление о назначении пенсии было подано 15 марта 2022 г., она сочла, что 29 лет 11 месяцев 29 дней специального стажа ею выработаны на 15.03.2022г. С учетом включения в ее специальный стаж периодов курсов повышения квалификации в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев (01 год 00 месяцев 22 дня), требуемая продолжительность 30 лет выработана на 01 июня 2021года. Т.е. пенсия должна была быть назначена на основании Приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» через 36 месяцев после выработки 30 лет специального стажа, а именно 01 июня 2024года. Исходя из этих расчетов были сформулированы при обращении в Вахитовский районный суд ее исковые требования о включении в специальный стаж периодов, и не было требования об обязании ОПФР по РТ назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости. Решением Вахитовского районного суда от 09 сентября 2022г. (дело №2-8193/2022, 16RS0046-01-2022-012939-56), вступившим в законную силу 18 октября 2022г., было постановлено: «Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан включить в стаж для назначения Абдуллиной Д.А. досрочной страховой пенсии следующие периоды в льготном порядке 1 год как 1 год и 6 месяцев: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.09.2003г. по 27.10.2003г., с 19.01.2005г. по 16.03.2005г. - в должности врача акушер-гинеколога гинекологического отделения Городской больницы №8, с 11.01.2010г. по 05.05.2010г. в должности врача акушер-гинеколога акушерско-обсервационного отделения МУЗ «Городская клиническая больница №9», с 01.10.2013г. по 26.10.2013г. в должности врача акушер-гинеколога акушерско-обсервационного отделения ГАУЗ «Городская клиническая больница №7». 12 октября 2022 года она вновь подала в ОПФР по РТ заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением Отдела контроля установления пенсии Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан (г.Казань) от 25 октября 2022 года №838155/22 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, за которой онаобратилась 12 октября 2022 г. Отказ мотивирован тем, что не наступил срок, по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. не прошло 3 года с даты, на которую выработан стаж на соответствующих видах работ (требуемые 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения выработаны на 26.01.2021г). Требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеются. При этом указанным решением ОСФР по РТ в специальный стаж для досрочной пенсии опять не были включены периоды с 02.09.2003г. по 27.10.2003г., с 19.01.2005г. по 16.03.2005г., с 11.01.2010г. по 05.05.2010г., с 01.10.2013г. по 26.10.2013г. (фактически периоды курсов повышения квалификации), т.к. работодателем эти периоды представлены общим стажем без кода «условия для досрочного назначения страховой пенсии». Таким образом, в мае 2022 года ОПФР по РТ ответило, что у нее не выработано 30 лет специального стажа, а в октябре 2022 года - что требуемые 30 лет стажа выработаны на 26.01.2021г., даже без включения периодов курсов повышения квалификации. Суммарная продолжительность указанных периодов курсов повышения квалификации в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев составляет 01 год 00 месяцев 22 дня. С учетом их включения в ее специальный стаж, указанный в решении от 25 октября 2022 года №838155/22, требуемая продолжительность 30 лет выработана мною на 10 мая 2020года. Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-Ф3 установлено, что в случае выработки требуемой продолжительности специального стажа 30 лет в 2020 году, пенсия должна быть назначена через 18 месяцев после выработки специального стажа, в моем случае -10 ноября 2021года. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. По мнению истца, на дату обращения за пенсией от 15 марта 2022 года она имела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, т.к. на эту дату уже истек срок, установленный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-Ф3, т.е. 18 месяцев от даты выработки требуемой продолжительности специального стажа 30 лет. В настоящее время е5й назначена досрочная страховая пенсия в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 26 октября 2022года. Но она имела право на ее назначение с 15 марта 2022 года. Просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан: назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 15 марта 2022 года; произвести перерасчет и выплатить недополученную пенсию за период с 15 марта 2022 года по 25 октября 2022года.
Истец и ее представитель истца в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», в том числе в части сроков назначения страховых пенсий.
В частности, для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в том числе в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (с постепенным увеличением данного срока с 12 месяцев в 2019 году и на 12 месяцев ежегодно с достижением к 2023 году величины 60 месяцев), то есть ввел период ожидания возможности реализовать возникшее исходя из продолжительности соответствующего вида деятельности право на пенсию по старости.
Таким образом, начиная с 2019 года право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» считается отложенным и возникает при совокупности двух условий – наличия требуемого стажа на соответствующих видах работ и истечения упомянутого ранее периода ожидания.
Как установлено пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О страховых пенсиях», обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В силу положений частей 1, 2, 7, 9 статьи 22 названного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Согласно пунктам 18 и 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
Из материалов дела следует. что Абдулина Д.А. неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Последним решением от 25.10.2022г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии но старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку не наступил срок но достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному Закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положения пункта 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по, вопросам назначения и выплаты пенсий», т.е., не прошло 3 года с даты, на которую выработан стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсий (требуемые 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения выработаны на 26.01.2021г.). Требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеются.
В специальный стаж не включены в том числе следующие периоды: с 02.09.2003г. по 27.10.2003г. (00-01-26), с 19.01.2005г. по 16.03.2005г. (00-01-28), с 11.01.2010г. по05.05.2010г. (00-03-25), с 01.10.2013г. по 26.10.2013г. (00-00-26), так как согласно статьи 14 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица (с 05.05.1999г.). устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальные сведения за указанные периоды предоставлены работодателем общим стажем без кода «условия для досрочного назначения страховой пенсии».
Абдулиной Д.А. рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи е осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не ранее чем за 1 месяц до наступления срока, предусмотренного Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положения пункта 3 ст.10ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», а именно не ранее чем за месяц до 27.01.2024г.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 9.09.2022г. постановлено обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (включить в стаж для назначения Абдуллиной Д.А. досрочной страховой пенсии следующие периоды в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев: периоды нахождения на курсах повышении квалификации с 02.09.2003: по 27.10.2003г., с 19.01.2005г. по 16.03.2005г. в должности врача акушер-гинеколога гинекологического отделения Городской больницы №8, с 11.01.2010г. по 05.05.10г. в должности врача акушер-гинеколога акушерско-обсервационного отделения МУЗ «Городская клиническая больница №9» и с 01.10.2013г. по 26.10.2013г. в должности врача акушер-гинеколога акушерско-обсервационного отделения ГАУЗ «Городской клинической больницы №7».
Решение вступило в законную силу.
Суммарная продолжительность указанных периодов курсов повышения квалификации в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев составляет 01 год 00 месяцев 22 дня.
Таким образом, с учетом их включения в специальный стаж Абдулиной Д.А., указанная в решении от 25 октября 2022 года №838155/22, требуемая продолжительность 30 лет выработана истцом на 10 мая 2020года.
Согласно приложению 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-Ф3 установлено, что в случае выработки требуемой продолжительности специального стажа 30 лет в 2020 году, пенсия должна быть назначена через 18 месяцев после выработки специального стажа, т.е. в настоящем дела -10 ноября 2021года.
Как следует из материалов дела, на день первоначального обращения Абдулиной Д.А. в пенсионный орган – 15 марта 2022 года, предусмотренный действующим законодательством период ожидания истек, соответственно, с этой даты истцу должна быть назначена страховая пенсия по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Татарстан обязать назначить Абдуллиной Д.А. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 15 марта 2022 года; произвести перерасчет и выплатить Абдуллиной Д.А. недополученную пенсию за период с 15 марта 2022 года по 25 октября 2022года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Я.В. Малкова