Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-556/2021 ~ М-517/2021 от 11.11.2021

Дело №2-556/2021

10RS0014-01-2021-001279-06

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года                                посёлок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,

с участием истца Ошкиной О.П.,

представителя ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Федоровой Е.А.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ошкиной О. П. к Администрации Пряжинского национального муниципального района, Администрации Святозерского сельского поселения об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Ошкина О.П. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района от 20.10.2017, со сроком расселения – до 01.01.2026. С 07.02.2020 на основании постановления Администрации Святозерского сельского поселения Ошкина О.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). На основании изложенных в иске обстоятельств просит суд обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района, Администрацию Святозерского сельского поселения изъять у Ошкиной Л.П. жилое помещение путем его выкупа, установив размер выкупной стоимости в размере 1 500 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Карелия, Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

В судебном заседании истец Ошкина О.П. поддержала изложенную в иске позицию.

Представитель ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района Федорова Е.А. в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, их представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Ошкина О.П. с 2011 года является собственником (квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации Святозерского сельского поселения от 7 февраля 2020 года Ошкина О.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ (как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям).

Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 20 октября 2017 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для расселения граждан – до 01.01.2026.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 года №136-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. В указанную программу были включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 года (приложение 1). Дом по <адрес> в указанную программу включен не был.

Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Частью 10 статьи 32 ЖК РФ регламентировано, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года).

Решение о сносе многоквартирного дома, об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, процедура, предшествующая изъятию жилого помещения и земельного участка, не проводилась, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не определялся, условия соглашения о возможном предоставлении истцу другого жилого помещения между органом местного самоуправления и собственником не определялись, а потому правовые основания для взыскания с ответчиков выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение на основании статьи 32 ЖК РФ отсутствуют.

С учетом подлежащих применению норм права и установленных обстоятельств, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о длительном и виновном бездействии уполномоченного органа местного самоуправления относительно выполнения процедур, предусмотренных части 10 статьи 32 ЖК РФ, не представлено.

Исходя из изложенного, оснований для обязания органов местного самоуправления поселения и муниципального района изъять у Ошкиной О.П. принадлежащее ей жилое помещение путем выкупа с прекращением права собственности с установлением выплатной стоимости в размере 1 500 000 рублей, суд не усматривает.

Иных исковых требований стороной истца не заявлено, предусмотренных федеральными законами оснований выйти за их пределы суд не усматривает.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что права иных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, таким решением не разрешаются, поскольку какое-либо новое решение, по-иному определяющее права и обязанности участников гражданского оборота, по сравнению с существующими, при этом не выносится.

Согласно статье 98 ГПК РФ при отказе в иске понесенные истцом судебные расходы ответчиками не возмещаются.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                        А.Ю. Прохоров

Мотивированное решение составлено 12 января 2022 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 14 февраля 2022 года

2-556/2021 ~ М-517/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ошкина Ольга Петровна
Ответчики
администрация Пряжинского национального муниципального района
администрация Святозерского сельского поселения
Другие
Правительство Республики Карелия
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РК
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Прохоров А.Ю.
Дело на сайте суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
11.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2021Передача материалов судье
17.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022Дело оформлено
25.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее