РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УИД №RS0№-24
с. Онгудай Дело N 2-589/2023
20 июня 2023 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иркитова Е.В.,
при секретаре Тойляшевой О.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Онгудайского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Онгудайский район» и сельской администрации муниципального образования Каракольское сельское поселение Онгудайского района о возложении обязанности провести ликвидацию свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Онгудайский район» об обязании в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести ликвидацию свалки, расположенной на земельном участке, на территории Каракольского сельского поселения около автодороги Р-256 «Чуйский тракт» в 300 метрах от с. Каракол, указывая на то, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы обращения с отходами, и принятых в их развитие санитарных правил и норм, проведенной 20.03.2023 года, в деятельности МО «Онгудайский района» были выявлены нарушения. В ходе выездной проверки установлено, что на территории Каракольского сельского поселения около дороги Р-256 «Чуйский тракт» в 300 метрах от села Каракол с категорией использования – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения обнаружена несанкционированная свалка, которая гражданами используется для складирования твердых коммунальных отходов. Согласно дорожной карты в Онгудайском районе предусмотрен один полигон для сбора твердых коммунальных отходов в урочище «Сары-Кобы» в с.Онгудай, куда будет осуществляться вывоз твердых коммунальных отходов со всех сельских поселений, в том числе и МО Каракольское сельское поселение. Администрацией МО «Онгудайский район» не принимаются меры по ликвидации свалки, расположенной на территории МО Каракольского сельского поселения, разработке в соответствии с п.8 Правил проекта рекультивации земель и проведения рекультивации земельного участка, занятого твердыми коммунальными отходами, до настоящего времени вывоз твердых коммунальных отходов с территории полигона, расположенного на территории МО Каракольское сельское поселение, не организован, гражданами продолжается складирование отходов на данном земельном участке. Ненадлежащее выполнение администрацией МО «Онгудайский район» возложенных законом обязанностей подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального
образования, негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу эпидемиологических заболеваний населения, чем нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в обязательном исполнении органами местного самоуправления требований федерального законодательства, и права неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих на территории муниципального образования Каракольское сельское поселение, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В ходе судебного разбирательства к участию в деле качестве соответчика привлечена сельская администрация МО Каракольское сельское поселение.
Представитель сельской администрации МО Каракольское сельское поселение, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, представителя ответчика дело рассмотрено в отсутствии представителя сельской администрации МО Каракольское сельское поселение.
В судебном заседании старший помощник прокурора Онгудайского района Республики Алтай Мечушев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Онгудайский район» по доверенности Саватаев В.А. исковые требования не признал.
Выслушав истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 8 Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из приведенных выше норм прав следует, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Кодекса).
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Онгудайского района проверкой выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления расположенной на земельном участке на территории МО «Каракольское сельское поселение» расположенного примерно в 300 метрах от села Каракол, в подтверждение истцом представлен акт проверки от 20.03.2023 года с фототаблицей к нему.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Факт образования несанкционированных свалок на подведомственной органу местного самоуправления территории подтвержден материалами проверки, и ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался. Доказательства того, что на момент рассмотрения дела в суде несанкционированные свалки отходов ликвидированы, ответчиком также не представлены.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – закон 131-ФЗ) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям городских поселений.
Согласно ч. 4 ст. 14 закона 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями может быть закреплен вопрос, предусмотренный п. 18 ч.1 ст. 14 данного закона.
Пунктом 2 части 1 ст. 1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 N 32-РЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплено в качестве вопроса местного значения за сельскими поселениями.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 закона 131-ФЗ участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов.
При указанных обстоятельствах, участие в организации деятельности по накоплению, сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов относится к совместному ведению сельских поселений и муниципальных районов на территории Республики Алтай.
Сведений о заключении соглашений между поселениями и районом о передаче полномочий по решению указанных вопросов местного значения друг другу в суде не представлено.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что незаконная свалка на земельном участке возникла вследствие ненадлежащей организации накопления, сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов на территории Каракольского сельского поселения, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора к обоим ответчикам – как к администрации района, так и к администрации сельского поселения.
При принятии решения суд исходит из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П, согласно которой положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, статей 10 и 51 Закона об охране окружающей среды, пункта 1 статьи 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пунктов 1 и 2 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором.
Впредь до внесения соответствующих изменений допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения ТКО либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором.
При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Поскольку несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенной на территории муниципального образования «Онгудайский район», а именно входящих в состав его территории селах, которое несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на земельные участки, суд, приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности на Администрацию МО «Онгудайский район» и сельскую администрацию муниципального образования Каракольское сельское поселение Онгудайского района ликвидировать несанкционированную свалку в установленный судом срок.
Определяя срок исполнения судебного решения, с учётом предмета иска, наличия реальной угрозы причинения вреда окружающей среде, объема необходимых работ, суд полагает разумным установить срок для ликвидации свалки в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
При этом суд находит обоснованным обращение прокурора в суд с настоящим иском на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку наличие несанкционированной свалки на земельном участке нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Решая вопрос о судебных расходах, суд учитывает, что при обращении в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, решение состоялось в пользу истца, однако ответчик также освобожден от уплаты государственной пошлины и не находит оснований для взыскания судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Онгудайского района удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Онгудайский район» и сельскую администрацию муниципального образования Каракольское сельское поселение Онгудайского района в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести ликвидацию свалки, расположенной на земельном участке на территории Каракольского сельского поселения около автодороги Р-256 «Чуйский тракт» в 300 метрах от с. Каракол.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Онгудайский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Иркитов
Решение в окончательной форме принято 23 июня 2023 года