Дело № УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 22.09.2023
Краснокамский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Катаевой А.А.,
при секретаре ФИО5, с участием представителя истца – ФИО6,
помощника прокурора <адрес> ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа <адрес> к ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2, Отделению судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, ООО «<данные изъяты>», Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о прекращении права собственности на аварийное жилое помещение с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение, признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии запрета,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа <адрес> с учетом уточнений обратился к ФИО1, действующей, в том числе, за несовершеннолетнюю ФИО4, ФИО3, ФИО2, Отделению судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, ООО «<данные изъяты>», Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> с требованием о прекращении права собственности на аварийное жилое помещение с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение, признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии запрета.
Требования мотивированы тем, что ответчики являются собственниками жилого помещения комнаты в 4-комнатной квартире по адресу: <адрес>3, кадастровый №, общей площадью 19,5 кв.м, жилой площадью 13,8 кв.м.
Многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Жилые помещения и земельный участок под многоквартирным домом изъяты для муниципальных нужд. Ответчиками не подписано согласие на выкуп.
Уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит определить размер компенсации за изымаемое жилое помещение в соответствии с заключением судебной экспертизы 774000 рублей, включая убытки, стоимость доли в праве на общее имущество, компенсацию за не произведенный капитальный ремонт, то есть по 193500 рублей в пользу каждого из собственников. Поскольку в квартире на регистрационном учете стоят ответчики ФИО1 и ФИО2, просят признать их утратившими право пользования жилым помещением. Кроме того, службой судебных приставов 05.07.2023 наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении указанного жилого помещения, который препятствует истцу реализовать муниципальную программу по расселению ветхого и аварийного жилья.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики в судебном заседании участия не принимали, будучи извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании не возражали против уточненных требований истца.
Из отзыва отдела судебных приставов <адрес> ФССП России по <адрес> следует, что в отношении имущества ФИО3 были установлены запреты на совершение регистрационных действий, но по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ они отменены в связи с исполнением требований исполнительных документов.
Третьи лица, администрация Краснокамского городского округа, Управление федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Отдел по вопросам Миграции МВД России по Краснокамскому городскому округу, Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми ТУ <адрес> по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам, Администрация Краснокамского городского округа, МИФНС России № по <адрес> представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Представитель Отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми ТУ <адрес> не возражал против удовлетворения требований истца.
Прокурор в заключении указал, что требования истца законны и обоснованы, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определен заключением эксперта, которое не оспорено сторонами.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Права собственника жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, изъятия под таким домом земельного участка для муниципальных нужд, подлежат защите в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской федерации (далее – ЖК РФ).
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК ФР) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного кодекса.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным вчасти 6настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
В судебном заседании установлено, что ответчики являются собственниками жилого помещения – комнаты, жилой площадью 13,8 кв.м, общей площадью 19.5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, право долевой собственности (по 1/4 доле) зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.11-14).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2025 годы.
Согласно постановлению администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №-п), утверждена муниципальная программа «Расселение ветхого и аварийного жилья Краснокамского городского округа». Расселение многоквартирного <адрес>, запланировано до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-27).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.15-16).
Постановлением администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, земельный участок под многоквартирным жилым домом № по адресу: <адрес>, изъят для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 18).
Постановлением администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п жилые помещения в многоквартирном жилом <адрес> по адресу: <адрес>, изъяты для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д.19-20).
В адрес Ответчика направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-№ о сносе или реконструкции многоквартирного <адрес> по адресу: <адрес> (т. 1 л.д.17).
Ответчиками согласие на выкуп жилого помещения жилого помещения было подписано. Направленный в адрес ответчика проект договора об изъятии жилого помещения не подписан. Размер компенсации за изымаемое жилое помещение определен в размере 545941 рубль, 136485,25м рублей в пользу каждого собственника (т.1 л.д. 28-33).
Истцом представлена копия первого договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 109).
В связи с возражениями ответчиков, отсутствием доказательств определения размера компенсации за не произведенный капитальный ремонт, истцом заявлено ходатайство, судом была назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>» ФИО8, заключением которой определена рыночная стоимость изымаемого жилого помещения в размере 520000 рублей, размер убытков, причиненных собственнику его изъятием 95000 рублей (поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риэлтора, нотариуса), переезд и стоимость государственной регистрации права), сумма компенсации за непроизведённый капитальный ремонт в размере 159000 рублей, на дату первой приватизации ДД.ММ.ГГГГ, пропорционально общей площади жилого помещения – комната, жилой площадью 13,8 кв.м, общей площадью 19.5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того, экспертов сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта конструктивных элементов многоквартирного дома на момент первой приватизации, вследствие невыполнения обязанности наймодателя по производству капитального ремонта, что привело к снижению уровня надежности здания (т. 2 л.д.5-86).
Принимая решение по заявленным требованиям, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из того, что предусмотренная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ процедура изъятия жилого помещения в аварийном многоквартирном доме органом местного самоуправления проведена, многоквартирный жилой дом, в котором истцу принадлежит квартира, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Администрацией <адрес> направлены требования жильцам дома о сносе или реконструкции дома. Ответчики выразили согласие на выкуп жилого помещения. Отделом опеки и попечительства дано заключение, что при реализации жилищных прав несовершеннолетних вследствие изъятия жилого помещения с выплатой компенсации в размере, определенном судебной экспертизой, не допущено нарушений их прав.
Однако соглашение о выкупе во внесудебном порядке не заключено, поскольку не достигнуто соглашение в части размера рыночной стоимости имущества, убытков, компенсации, поэтому жилое помещение подлежит изъятию в судебном порядке, в пользу ответчиков должно быть взыскано возмещение за изымаемое жилое помещение.
Определяя размер возмещения, подлежащего взысканию в пользу ответчиков суд считает возможным принять в качестве допустимого доказательства экспертное заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» ФИО8
Данный отчёт отвечает требованиям, предъявляемым к такому вида документам, составлен компетентным специалистом в соответствующей области знаний, для сравнения приняты объекты по состоянию и местоположению приближенные к оцениваемому жилому помещению. Кроме того, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ следует, что к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, относится сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что в пользу ответчика подлежит взысканию компенсация за непроизведённый капитальный ремонт 159000 рублей. При этом исходит из того, что дом по адресу: <адрес> на дату первой приватизации нуждался в проведении капитального ремонта. Доказательств иного суду не представлено. Из технического паспорта здания не следует информация о проведении в период эксплуатации многоквартирного дома работ по капитальному ремонту (т.1 л.д.122-129). Снижение уровня надежности здания вследствие невыполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта произошло.
В связи с чем суд принимает решение о взыскании компенсации за изымаемое, принадлежащее ответчикам жилое помещение.
В силу ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным названным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
После фактической выплаты компенсации за спорное жилое помещение, его прежний собственник утрачивает право пользования им и подлежит снятию с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу, с регистрацией права муниципальной собственности на квартиру.
В изымаемой комнате на регистрационном учете состоят ФИО1, ФИО2 (т.1 л.д.80-82).
Как указано в подп. «л» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Таким образом, настоящее решение после выплаты Комитетом земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа возмещения является основанием для прекращения права собственности ответчика на жилое помещение и возникновения права муниципальной собственности.
В силу пп.«е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №, снятие с регистрационного учета производится в случае: на основании выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что жилое помещение изъято для муниципальных нужд, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, следовательно не пригодно для использования по его прямому назначению – для проживания зарегистрированных в нем лиц.
В связи с прекращением права собственности ответчиков на спорное жилое помещение требование о признании утратившими право пользования жилым помещением в отношении ФИО1, ФИО2 подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом в уточненном иске заявлено требование о снятии обременения в виде запрета регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, установленного в отношении 1\4 доли в праве собственности на комнату, принадлежащей ФИО1
Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 60 Закона N 218-ФЗ).
Службой судебных приставов наложен запрет по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании задолженности по договору займа в пользу ООО «<данные изъяты>» постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ № (т.2 л.д. 129-137).
Наличие обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении жилого помещения, принадлежащего ответчикам, которое находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, нарушает права муниципального образования, так как подобное обременение объективно препятствует реализации всей программы по переселению.
Сохранение в данном случае запретов на квартиру, которая расположена в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не согласуется со ст. 80 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также принципом соразмерности установленных ограничений, учитывая стоимость жилого помещения и размер задолженности по исполнительному производству.
Обращение взыскания на жилое помещение в указанном доме, не может быть произведено, поскольку этот жилой дом подлежит сносу в установленном порядке, и такое имущество не должно включаться в гражданский оборот, в том числе, и путем его реализации иным лицам в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателя.
Учитывая мнение взыскателя, не заявившего возражений против отмены данных запретов, наличие публичного интереса в реализации муниципальной программы, отмена запрета регистрационных действий не нарушит права и законные интересы взыскателя, будет соответствовать его интересам.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены установленного запрета регистрации в отношении жилого помещения жилой площадью 13,8 кв.м, общей площадью 19.5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа <адрес> возмещение за изымаемое жилое помещение, с учетом долей в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе доли в праве собственности на земельный участок, пропорционально площади квартиры, убытков и компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в пользу ФИО1 (паспорт №, выдан отделом по вопросам миграции ОМВД России по Краснокамскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ) в размере 193500 рублей, в пользу ФИО4 (свидетельство о рождении №, выдано отделом ЗАГС администрации Краснокамского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) в лице законного представителя ФИО1 в размере 193500 рублей, в пользу ФИО3 (паспорт №, выдан отделом по вопросам миграции ОМВД России по Краснокамскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ) в размере 193500 рублей, в пользу ФИО2 (паспорт №, выдан отделом по вопросам миграции ОМВД России по Краснокамскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ) в размере 193500 рублей.
Прекратить право долевой собственности ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2 на жилое помещение – комнату, жилой площадью 13,8 кв.м, общей площадью 19.5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № с момента выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признать право собственности муниципального образования Краснокамский городской округ на комнату, жилой площадью 13,8 кв.м, общей площадью 19.5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Признать ФИО1, ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением – комнатой, жилой площадью 13,8 кв.м, общей площадью 19.5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №с момента выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Отменить запрет на совершение регистрационных действий по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании задолженности по договору займа в пользу ООО «<данные изъяты> наложенный ОСП по <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение является основанием для прекращения права собственности долевой собственности ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2 на жилое помещение – комнату, жилой площадью 13,8 кв.м, общей площадью 19.5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № и государственной регистрации права собственности муниципального образования Краснокамский городской округ, а также снятия ответчиков ФИО1 и ФИО2 с регистрационного учета по указанному адресу, прекращении запрета, после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Краснокамский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Катаева