РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 18 мая 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Лёшиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.
с участием представителя административного истца по доверенности Плетинской Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-812/2021 по административному исковому заявлению Шпис А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Шпис А.В. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором, уточнив требования, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 282 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственного технологического комплекса – станции технического обслуживания с операторской и пунктом газовой заправки; для размещения промышленных объектов, расположенного в границах участка: Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 864 727 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, имеет исключительное право на выкуп или приобретение права аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает размер его действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности истца.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца – Плетинская Н.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования с учетом их уточнения.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Администрации городского округа Тольятти Самарской области, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных пояснениях филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
Иные участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Шпис А.В. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Установлено, что в Едином государственном реестре содержаться сведения о земельном участке кадастровым номером №, площадью 3 282 +/- 20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственного технологического комплекса – станции технического обслуживания с операторской и пунктом газовой заправки; для размещения промышленных объектов, расположенного в границах участка: Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.02.2021.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Шпис А.В. является собственником сооружения с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 06.02.2021, 12.03.2021, актом обследования объекта недвижимого имущества, составленного ООО «Роспроект».
Предыдущим собственником объекта недвижимости с администрацией г.о. Тольятти был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается договором аренды земельного участка № 2208 от 17.06.2018 г., выписками из ЕГРН.
В соответствии с договором аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, № 2208 от 17.06.2018 г. арендная плата по договору рассчитывается исходя удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (п.п.2.1, 2.2. договора).
Согласно ч.1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ, пункта 3 статьи 552 ГК РФ смена собственника объекта недвижимости, находящегося на арендованном земельном участке, не прекращает действие договора аренды земельного участка. Таким образом, административный истец заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости земельного участка. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера арендной платы, выкупной цены земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и по состоянию на 01.01.2020 составила 7 098 539,34 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.02.2021.
Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В обоснование требований административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 28/21 от 07.05.2021, подготовленный независимым оценщиком ФИО1.
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого, определенная по состоянию на 01.01.2020 составила 2 864 727 рублей.
Методики исследования, объём и этапы проведения оценки, подбор аналогов, выполнение расчётов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Определение рыночной стоимости с использование сравнительного подхода является мотивированным и корректным. Отказ от применения затратного и доходного подходов оценки обоснован и соответствует пункту 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки и подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1), утвержденному приказом министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 № 297.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения затратного и доходного подходов оценки обоснован.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относится объект оценки.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, возражений относительно отчета, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 10.04.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Шпис А.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 282 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственного технологического комплекса – станции технического обслуживания с операторской и пунктом газовой заправки; для размещения промышленных объектов, расположенного в границах участка: Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 864 727 рублей.
Датой подачи Шпис А.В. заявления в суд считать 10.04.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.05.2021.
Судья Т.Е. Лёшина
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 18 мая 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
с участием представителя административного истца по доверенности Плетинской Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-812/2021 по административному исковому заявлению Шпис А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Шпис А.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 282 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственного технологического комплекса – станции технического обслуживания с операторской и пунктом газовой заправки; для размещения промышленных объектов, расположенного в границах участка: Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 864 727 рублей.
Датой подачи Шпис А.В. заявления в суд считать 10.04.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Е. Лёшина