Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-55/2022 от 31.05.2022

Дело № 12-55/2022

Уникальный идентификатор дела:

91RS0011-01-2022-001043-28

Р Е Ш Е Н И Е

7 октября 2022 г.                                   пгт Красногвардейское

Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым Шевченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Пискарева Д.А. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в <адрес> Республики Крым от 8 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении , предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Капровой О.В. ,

установил:

постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в <адрес> Республики Крым от 8 февраля 2022 г. Капрова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (дело ).

В жалобе заявитель просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Капрова О.В. и её защитник Пискарев Д.А. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не подавали.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении , проверив законность и обоснованность постановления Комиссии в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 КоАП Российской Федерации в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в отношении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами названного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав и обязанностей родителей либо лиц, их заменяющих, и детей, в частности, прав и обязанностей по содержанию и воспитанию детей, прав ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Право ребенка на воспитание своими родителями закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК Российской Федерации). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что забота о детях, их воспитание являются равными правом и обязанностью родителей. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, которое является обязательным (статья 43 Конституции Российской Федерации).

Указанные конституционные положения конкретизированы в статьях 63-67 СК Российской Федерации: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, об обеспечении их интересов, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей до достижения ими возраста 18 лет. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП Российской Федерации административную ответственность.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации, составляет неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка.

Семейный кодекс содержит лишь общую, рамочную норму об обязанностях по воспитанию ребенка. Поэтому, понятие надлежащего либо, напротив, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка является оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.

Как усматривается из протокола <данные изъяты> от 18 января 2022 г. об административном правонарушении, составленного старшим инспектором ОПДН ОМВД России по <адрес> Зайцевой Е.Ю., 10 декабря 2021 г. в 22 часа 35 минут Капрова О.В., находясь по адресу: <адрес>, ненадлежащим образом осуществляла контроль за своим несовершеннолетним сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который 10 декабря 2022 г. в 22:35 час. находился на <адрес> без сопровождения родителей.

Действия Капровой О.В. были квалифицированы по части 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации.

При этом полагаю необходимым отметить, что копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в материалах дела отсутствует.

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите                  их прав в <адрес> Республики Крым от 8 февраля 2022 г. Капрова О.В. признана виновной в том, что 10 декабря 2021 г. в 22:35 часов Капрова О.В. по адресу: <адрес>, ненадлежащим образом осуществляла контроль за своим несовершеннолетним ребенком Луций (так в документе) ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который 10 декабря 2022 г. в 22:35 час. находился на <адрес> без сопровождения родителей, чем нарушила Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 г. № 63-ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», т.е. совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Капрова О.В. подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Однако с таким постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 26.11 КоАП Российской Федерации члены коллегиального органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении коллегиального органа по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.

Капрова О.В. привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего ребенка.

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего ребенка выразилось в его нахождении после 22 часов в общественном месте без сопровождения родителей.

В качестве объективной стороны совершенного административного правонарушения Капровой О.В. вменялось в вину нарушение Закона Республики Крым от 01.09.2014 № 63-ЗРК "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 08.08.2014) (без указания конкретной нормы этого закона), при этом административная ответственность за его нарушение установлена субъектом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, нарушение которой вменялось в вину родителю, установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К таким федеральным законам и нормативным правовым актам относятся, в частности, статьи 63 и 64 Семейного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите их прав и интересов.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей закреплены в статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Из содержания данной нормы следует, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих невыполнение или ненадлежащее выполнение родителем обязанностей по обеспечению заботы о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетнего ребенка.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определены статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).

Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определены статьей 1.3.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с предметом ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Родителя привлекли к административной ответственности по норме федерального закона, но за нарушение закона субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрена возможность осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в указанной сфере с учетом местных традиций и особенностей.

В то же время в приведенном Федеральном законе нет никаких прямых ограничений, которые могут повлечь административную ответственность за нарушение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и не установлена административная ответственность за его неисполнение.

Административная ответственность за несоблюдение собственного правового регулирования в указанной сфере может быть установлена законами субъектов Российской Федерации.

Осуществляя собственное правовое регулирование по предмету ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в Республике Крым принят закон от 01.09.2014 № 63-ЗРК "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым".

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что родители (лица, их заменяющие), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), родственников или ответственных лиц несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.

Частью 1 статьи 2.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015) установлена административная ответственность за допущение родителями несовершеннолетнего или лицами, их заменяющими, нахождения несовершеннолетнего в местах, в которых нахождение несовершеннолетних запрещается или ограничивается Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 63-ЗРК "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым".

Таким образом, нахождение ребенка, достигшего возраста 16 лет, после 22 часов в общественном месте без сопровождения родителей значится в числе объектов, перечисленных в статье 7 закона Республики Крым от 01.09.2014 № 63-ЗРК "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым", и влечет административную ответственность по указанной норме, но не по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении разрешено без надлежащего полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, в нарушение требований статей 1.5, 2.1, 24.1, 26.1, 26.2 и 26.11 КоАП Российской Федерации вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы не были, задачи производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьями 24.1, 26.11 КоАП Российской Федерации, не достигнуты, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных норм, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации).

Поскольку установленный статьей 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения Капровой О.В. к административной ответственности истек, что является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела, постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Красногвардейском районе Республики Крым от 8 февраля 2022 года подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 30.7 КоАП Российской Федерации, судья

            Р Е Ш И Л :

жалобу адвоката Пискарева Д.А. удовлетворить частично.

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в <адрес> Республики Крым от 8 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении о привлечении Капровой О.В. к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Копию судебного акта в целях обеспечения возможности проверки законности принятого решения, оставить в соответствующем наряде суда.

Решение может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Республики Крым в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья                 И.В.Шевченко

12-55/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Капрова Оксана Владимировна
Другие
Пискарев Денис Анатольевич
Суд
Красногвардейский районный суд Республики Крым
Судья
Шевченко Ирина Викторовна
Статьи

ст.5.35 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
krasnogvardeiskiy--krm.sudrf.ru
31.05.2022Материалы переданы в производство судье
10.06.2022Истребованы материалы
23.09.2022Поступили истребованные материалы
05.10.2022Судебное заседание
11.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее