дело № 2-458/2023
УИД 03RS0016-01-2023-000491-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 18 апреля 2023 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулейманова Т.М.
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.И.
с участием прокурора г. Сибай РБ Мурзагуловой Л.Ф.,
истца Хасанова А.М.,
ответчика Гумеровой А.Р., ее представителя Туйсиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасанова А.М. к Гумеровой А.Р. о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Хасанов А.М. обратился в суд с иском к Гумеровой А.Р. о компенсации морального вреда, указывая, что является сотрудником Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Сибай, работает в должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции Отдела МВД России по г. Сибай с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ около 13.25 час. совместно с участковым уполномоченным полиции ОМВД России по г. Сибай Мухаметовым P.P. выехали на место происшествия по сообщению ФИО7 о высказанных в ее адрес словах угрозах убийством и повреждения чужого имущества соседкой. В ходе разбирательства ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 13.50 час. до 14.00 час. Гумерова А.Р., желая воспрепятствовать законным действиям сотрудников полиции ФИО8 и Мухаметова P.P., а также на почве возникших неприязненных отношений применила в отношении сотрудников полиции насилие, не опасное для здоровья, а также высказывалась словами нецензурной брани в адрес сотрудников полиции, что подтверждается видео записью. ДД.ММ.ГГГГ приговором Сибайского городского суда РБ Гумерова А.Р. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на срок один год и шесть месяцев условно с испытательным сроков на один год. Высказанные оскорбительные нецензурные слова в его адрес в присутствии его напарника Мухаметова P.P., он воспринял всерьез и испытал нравственные страдания, сильное душевное волнения, стресс, что долгое время мешало ему нормально нести службу и отдыхать после службы, особенно в день случившегося происшествия с Гумеровой А.Р. В сложившихся обстоятельствах Гумерова А.Р. не имела право оскорблять его, унижать его достоинство. Их действия были законны, охраняемые законом права Гумеровой А.Р. не нарушали. На основании изложенного, просит взыскать с ответчика в свою пользу 50000 рублей в счет компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец Хасанов А.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснил, что испытал нравственные страдания также в связи с распространением порочащих его честь и достоинство сведений в Интернете, где он якобы избивает ответчика.
Ответчик Гумерова А.Р., ее представитель ФИО9, допущенная к участию в деле по письменному ходатайству ответчика, с исковыми требованиями не согласились, просили отказать в полном объеме, поддержали доводы, изложенные в возражении на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора г. Сибай РБ Мурзагуловой Л.Ф., полагавшей исковые требования Хасанова А.М. законными и обоснованными, а сумму компенсации морального вреда подлежащей удовлетворению в размере 25000 рублей, изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Согласно пункту 19 указанного Постановления по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации),
В соответствии с пунктом 25 данного Постановления суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 УК РФ, статьи 150, 151 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Хасанов А.М. является действующим сотрудником ОМВД России по г. Сибай, работает в должности инспектора отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции ОМВД России по г. Сибай с ДД.ММ.ГГГГ. За время службы Хасанов А.М. зарекомендовал себя с положительной стороны, способным решать поставленные перед отделом служебные задачи. Постоянно стремится к профессиональному и служебному росту. По характеру спокоен, общителен. В обращении с гражданами и подчиненными по службе вежлив, тактичен.
Вступившим в законную силу приговором Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Гумерова А.Р. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы условно на срок 1 год 6 месяцев с испытательным сроком 1 год.
Приговором установлено, что ФИО10, в соответствии с приказом начальника Отдела МВД России по г.Сибаю Республики Башкортостан № л/с от ДД.ММ.ГГГГ назначенный на должность участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел России по г.Сибаю (далее – сотрудник полиции), имея специальное звание младший лейтенант полиции, и Хасанов А.М., в соответствии с приказом начальника Отдела МВД России по г. Сибаю Республики Башкортостан № л/с от ДД.ММ.ГГГГ назначенный на должность инспектора отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел России по г. Сибаю (далее – сотрудник полиции), имея специальное звание старший лейтенант полиции, являясь должностными лицами, постоянно исполняющими функции представителя власти, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, при исполнении своих должностных обязанностей, указанных в ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011 и в должностных инструкциях, утвержденных начальником ОМВД России по г. Сибаю Республики Башкортостан, совместно с сотрудником ФИО11 выехали на место происшествия по сообщению ФИО7, проживающей по адресу: <адрес>, о высказанных в ее адрес угрозах убийством и повреждения имущества соседкой из <адрес> по тому же адресу. В ходе разбирательства ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 13:50 час. до 14:00 час. Гумерова А.Р., желая воспрепятствовать законным действиям сотрудников полиции Хасанова А.М. и ФИО10, на почве возникших неприязненных отношений, в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей, задумала применить в отношении последних насилие не опасное для жизни и здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 13.50 час. до 14.00 час., Гумерова А.Р., находясь в состоянии алкогольного опьянения в подъезде <адрес> Республики Башкортостан, заведомо зная, что ФИО10 и Хасанов А.М. являются должностными лицами, постоянно осуществляющими функции представителя власти, находятся при исполнении своих должностных обязанностей, в форменном обмундировании сотрудников полиции, из-за личных неприязненных отношений, возникших в результате исполнения ФИО10 и Хасановым А.М. своих должностных обязанностей, умышленно, нанесла Хасанову А.М. не менее 4 ударов руками в область головы, конечностей и туловища, ФИО10 не менее 17 ударов руками в область головы, и туловища.
В результате умышленных действий Гумеровой А.Р. сотруднику полиции Хасанову А.М. причинена физическая боль, сотруднику полиции ФИО10 причинена физическая боль и телесные повреждения в виде 2 царапин в левой скуловой области головы, царапины в проекции тела нижней челюсти слева, которые не повлекли за собой расстройства здоровья и по данному признаку как вред здоровью не расцениваются.
Часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в частности, достоинство личности, охраняемое государством (ч. 1 ст. 21).
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу ст. 10 ГК РФ, не допускаются.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Таким образом, поскольку приговором установлено, что ответчик Гумерова А.Р. грубо в нецензурной форме высказалась и применила к физическую силу в адрес истца Хасанова А.М., при исполнении им своих служебных обязанностей, чем причинила телесные повреждения, не нанесшие вред здоровью, в присутствии гражданских лиц, других сотрудников полиции, что является унижающими честь, достоинство и деловую репутацию истца, из-за чего Хасанов А.М. испытал нравственные страдания, сильные душевные волнения и стресс.
Между действиями ответчика и наступившими для Хасанова А.М. последствиями в виде нравственных страданий имеется причинная связь.
В силу частей 1, 4 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
Суд, проанализировав представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, считает необходимым удовлетворить иск Хасанова А.М. частично, поскольку вследствие противоправных действий Гумеровой А.Р. истец испытал нравственные страдания и имеет право на компенсацию морального вреда.
Суд приходит к выводу, что оскорбление ответчиком истца, как сотрудника правоохранительных органов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, в присутствии посторонних лиц, несомненно, причинило последнему нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника правоохранительных органов.
При этом необходимо отметить, что для возникновения обязательства по компенсации морального вреда форма вины - умышленное деяние или совершенное по неосторожности - существенного значения не имеет. Для возложения обязанности компенсировать моральный вред достаточно уже того, что деяние являлось виновным.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает обстоятельства совершенного преступления, характер и степень причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с тем, что в адрес истца в присутствии посторонних лиц ответчиком были высказаны нецензурные слова и оскорбления, причинены телесные повреждения, не нанесшие вред здоровью, с учетом требований разумности и справедливости, установленных правилами статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая материальное положение ответчика, суд определяет к взысканию с ответчика Гумеровой А.Р. в пользу истца Хасанова А.М. в счет компенсации морального вреда сумму в размере 15 000 рублей.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере, судом не установлено. Компенсация морального вреда именно в таком размере определена судом исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств и изложенных выше требований закона, а также с учетом того, что указанная компенсация имеет своей целью восстановление нарушенного права истца и не может являться средством обогащения.
В соответствии с п. 4 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Моральный вред - вред неимущественный, в связи с чем, государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера, т.е. в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Хасанова А.М. к Гумеровой А.Р. о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Гумеровой А.Р. (6 <данные изъяты>) в пользу Хасанова А.М. (<данные изъяты>) в счет компенсации морального вреда сумму в размере 15000 руб.
Взыскать с Гумеровой А.Р. (<данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Хасанова А.М. к Гумеровой А.Р. о компенсации морального вреда, в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Сибайский суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.М.Сулейманов
Мотивированное решение будет составлено 25 апреля 2023 года
Подлинник решения находится в деле № 2-458/2023 Сибайского городского суда РБ.