Дело №2-175/2014
Решение
Именем Российской Федерации
4 декабря 2014 года село Ельники
Республики Мордовия
Ельниковский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Л.Н.Сабировой,
с участием помощника прокурора Ельниковского района Республики Мордовия Буренковой О.П.,
представителя органа, бездействие которого оспаривается, – администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия Кудашкиной С.М.,
при секретаре Илькаевой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ельниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц (в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия,
ус т а н о в и л :
Прокурор Ельниковского района Республики Мордовия обратился в суд с указанным заявлением, обосновав свои требования следующим. В ноябре 2014 года прокуратурой района в ходе проверки исполнения администрацией Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия требований законодательства о муниципальной собственности при учете и содержании объектов культурного наследия установлено, что на территории указанного сельского поселения находится объект культурного наследия «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенный по адресу: ул. Маскинская, с. Мордовско-Маскинские Выселки Ельниковского района Республики Мордовия. Право собственности на указанный объект культурного наследия не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности он не внесен. Таким образом, фактически памятник является бесхозяйной недвижимой вещью. В соответствии с требованиями действующего законодательства администрация Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и, следовательно, обязана это сделать в силу возложенных на нее законом полномочий. Однако, до настоящего времени администрацией Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия не приняты меры к постановке объекта культурного наследия на учет с целью определения его дальнейшего собственника. Отсутствие собственника памятника не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколений, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своего историко – культурного наследия, а также препятствует выделению бюджетных средств на содержание данного объекта культурного наследия, что может негативно отразиться на его техническом состоянии. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия по определению собственника объекта культурного наследия – «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: ул. Маскинская, с. Мордовско-Маскинские Выселки Ельниковского района Республики Мордовия; обязать администрацию Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия принять меры по приданию объекту культурного наследия «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенному по адресу: ул. Маскинская, с. Мордовско-Маскинские Выселки Ельниковского района Республики Мордовия, статуса бесхозяйного недвижимого имущества, в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ельниковского района Республики Мордовия Буренкова О.П. заявленные требования уточнила и просила суд признать незаконным бездействие администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия – «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: ул. Маскинская, с. Мордовско-Маскинские Выселки Ельниковского района Республики Мордовия; обязать администрацию Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия обратиться в Краснослободский отдел Управления Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - объекта культурного наследия «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: ул. Маскинская, с. Мордовско-Маскинские Выселки Ельниковского района Республики Мордовия, в порядке, предусмотренном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2004 года № 627) в течение 90 дней после вступления решения суда в законную силу. Уточненные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила удовлетворить.
Представитель органа, чье бездействие оспаривается – глава Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия Кудашкина С.М в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения признала, о чем подала письменное заявление.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (часть 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (часть 3).
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14, частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия №54-З от 24 июня 2014 года «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» к вопросам местного значения сельского поселения относится в числе прочего сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
В судебном заседании установлено, что на территории администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Мордовско-Маскинские Выселки, ул. Маскинская, расположен объект истории и культуры «Памятник воинам Великой Отечественной войны». Право собственности на указанный памятник не зарегистрировано, в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке памятника на учет администрация сельского поселения не обращалась (л.д.3).
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 26 ноября 2014 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенный по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Мордовско-Маскинские Выселки, ул. Маскинская, отсутствуют (л.д. 5).
Таким образом, судом установлено, что указанный объект культурного наследия не имеет собственника и в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации является бесхозяйным недвижимым имуществом.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года №580 (в редакции Постановления Правительства от 12.11.2004 г. №627) принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, не принимая мер к постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного имущества, администрация Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия уклоняется от осуществления действий, относящихся к её компетенции и соответствующих правовым предписаниям статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Бездействие администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия не позволяет обеспечить сохранность указанного памятника в интересах настоящего и будущего поколений, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своего историко – культурного наследия, а также препятствует выделению бюджетных средств на содержание данного объекта культурного наследия, что может негативно отразиться на его техническом состоянии.
На основании изложенного суд считает требования прокурора Ельниковского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
При таких обстоятельствах, суд принимает признание представителем администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Ельниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц (в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия – «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: ул. Маскинская, с. Мордовско-Маскинские Выселки Ельниковского района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Мордовско-Маскинского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия обратиться в Краснослободский отдел Управления Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - объекта культурного наследия «Памятник воинам Великой Отечественной войны», расположенного по адресу: ул. Маскинская, с. Мордовско-Маскинские Выселки Ельниковского района Республики Мордовия, в порядке, предусмотренном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2004 года № 627) в течение 90 дней после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2014 года.
Председательствующий: