Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе судьи Новиковой А.Е., с участием представителя истца Шумилиной О.Б., при секретаре Кручанковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «НПТО ЖКХ» об оснащении многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Ногинский городской прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «НПТО ЖКХ» об оснащении многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии и просил суд обязать ОАО «НПТО ЖКХ» произвести оснащение приборами учета используемых энергоресурсов – общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>Б, а также произвести ввод в эксплуатацию установленных приборов учета.
В обоснование заявленных требований ссылается, что Ногинской городской прокуратурой по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере теплоснабжения, в том числе при начислении платы за коммунальную услугу «отопление», а также законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности при оснащении многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Установлено, что из 1888 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Богородского городского округа, 1705 не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета потребленной тепловой энергии. В нарушение требований закона единой теплоснабжающей организацией ОАО «НПТО ЖКХ» не приняты меры к установлению приборов учета тепловой энергии для указанных домов, начисление платы собственникам помещений за коммунальную услугу «отопление» осуществляется по нормативу, а не по количеству потребленного ресурса. Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО «НПТО ЖКХ» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета по адресу: <адрес>Б. В результате обследования установлено, что по указанному выше адресу имеется техническая возможность по установке общедомового прибора учета. Вместе с тем, в настоящее время ОАО «НПТО ЖКХ» не приняты меры по установке общедомового учета в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>Б.
В судебном заседании представитель истца Шумилина О.Б. иск Ногинского городского прокурора поддержала в полном объеме по доводам искового заявления, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «НПТО ЖКХ» надлежащим образом извещенный о явке в суд, в судебное заседание не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица - <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - администрации Богородского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором исковые требования поддержал по доводам письменного отзыва на иск.
Представитель третьего лица - ООО УК «Наш Двор в суд не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно ч.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 2.3. ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 33 вышеуказанных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых, энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжением которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов в срок до ДД.ММ.ГГГГ была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в силу положений ч. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена на ресурсоснабжающую организацию, при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений независимо от наличия обращений управляющих организаций либо собственников жилых помещений.
Использование приборов учета тепловой энергии является обязательным требованием законодательства об энергоэффективности для жителей многоквартирных домов. Кроме того, взыскание платы не по нормативу круглогодично, а по фактическим затратам тепловой энергии позволит существенно сократить плату жителей за коммунальные услуги.
Судом установлено, что Ногинской городской прокуратурой по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере теплоснабжения, в том числе при начислении платы за коммунальную услугу «отопление», а также законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности при оснащении многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
ОАО «НПТО ЖКХ» с ДД.ММ.ГГГГ является Единой теплоснабжающей организацией на территории Богородского городского округа <адрес> согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что из 1888 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Богородского городского округа, 1705 не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета потребленной тепловой энергии. В нарушение требований закона единой теплоснабжающей организацией ОАО «НПТО ЖКХ» не приняты меры к установлению приборов учета тепловой энергии для указанных домов, начисление платы собственникам помещений за коммунальную услугу «отопление» осуществляется по нормативу, а не по количеству потребленного ресурса.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем городского прокурора В.С. Пигушиным генеральному директору ОАО «НПТО ЖКХ» внесено представление № об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении с требованием в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ОАО «НПТО ЖКХ» в письме заместителю городского прокурора В.С. Пигушину сообщил, что ОАО «НПТО ЖКХ» проводит подготовку документации для проведения аукциона на выполнение работ по установке ОДПУ.
Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО «НПТО ЖКХ» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета по адресу: <адрес>Б.
В результате обследования установлено, что по указанному выше адресу имеется техническая возможность по установке общедомового прибора учета. Вместе с тем, в настоящее время ОАО «НПТО ЖКХ» не приняты меры по установке общедомового учета в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>Б.
Таким образом, представление заместителя прокурора не исполнено в полном объеме, меры по устранению допущенных нарушений закона фактически не приняты.
Суд приходит к выводу, что в связи с выявленными нарушениями не выполняются требования законодательства в части установки общедомовых приборов учета в многоквартирном доме, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь указанными выше законоположениями, исследовав все представленные в материалы дела доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «НПТО ЖКХ» об оснащении многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии удовлетворить.
Обязать ОАО «НПТО ЖКХ» произвести оснащение приборами учета используемых энергоресурсов – общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>Б, произвести ввод в эксплуатацию установленных приборов учета.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.Е. Новикова