УИД № 81RS0006-01-2024-001030-32
Дело № 2- 547/2024
Решение
Именем Российской Федерации
с. Юсьва 16 апреля 2024 года
Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе председательствующего Баяндиной Е.В.,
при секретаре Боталовой М.В.,
с участием прокурора Бурковой Ж.С.,
представителя ответчика - администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Бабина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности доукомплектовать и обеспечить приведение в соответствие с положениями ГОСТа общую численность штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы, доукомплектовать количество помещений ЕДДС и автоматизированные рабочие места,
установил:
прокурор Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края (далее администрация Юсьвинского МО ПК) об устранении нарушений законодательства в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки структуры и штатной численности единой дежурной диспетчерской службы (далее - ЕДДС) Юсьвинского муниципального округа было установлено их несоответствие требованиям ГОСТ Р 22.7.01-2021 от 27.01.2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения". Не соответствует данным требованиям численность, а также помещение ЕДДС. Численность ЕДДС должна составлять 11 человек, в настоящее время составляет 6 человек, отсутствует рабочее место председателя КЧС ОПБ, заместителя председателя КЧС ОПБ, отсутствует возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены, необходимы минимум пять автоматизированных рабочих мест. В результате бездействия ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, жизни и здоровью которых создается угроза причинения вреда. Просил возложить на ответчика обязанность доукомплектовать и обеспечить приведение в соответствие с положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021 общую численность штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы в количестве 11 человек, доукомплектовать количество помещений единой дежурно-диспетчерской службы и автоматизированные рабочие места.
В судебном заседании ст. пом. прокурора Буркова Ж.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила установить срок исполнения обязанностей до 01 июня 2025 года.
Представитель ответчика - администрации Юсьвинского МО ПК Бабин А.В. исковые требования не признал, пояснил, что службой ЕДДС требования выполняются в полном объеме, штатная численность справляется с поставленными задачами. Увеличение штатной численности, влечет нагрузку на фонд оплаты труда. Увеличение бюджетных ассигнований на содержание ЕДДС Юсьвинского МО на 2024 год не запланировано, данный вопрос будет рассмотрен при планировании бюджета Юсьвинского МО на 2025 год. Выделение помещения для МКУ «ЕДДС Юсьвинского МО» в соответствие с ГОСТ Р 22.7.01-2021 не представляется возможным, помещения, соответствующие данному ГОСТу, отсутствуют. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях; одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу пунктов 8, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу подпунктов "г" и "з" п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 24 Федерального закона N 68-ФЗ к обязанностям органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления (п. 11 данного положения).
Из материалов дела следует, что во исполнение требований вышеприведенных норм права на основании постановления администрации Юсьвинского муниципального района от 14 января 2013 года № 10 «О создании МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба Юсьвинского муниципального района» создана ЕДДС, постановлением от 27 апреля 2023 года № 276 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Юсьвинского МО.
В ходе проверки прокуратурой Юсьвинского района установлено, что штатная численность ЕДДС Юсьвинского МО составляет 6 человек (начальник ЕДДС, 5 диспетчеров). Укомплектованность ЕДДС составляет 83,3%. Численность дежурно-диспетчерского персонала в составе оперативной дежурной смены составляет 1 человек, что не соответствует минимальному количеству специалистов по V категории ЕДДС в соответствии с требованиями ГОСТ. Помещение ЕДДС не соответствует требованиям ГОСТ. Оборудовано всего 2 АРМ, отсутствует рабочее место председателя КЧС ОПБ, заместителя председателя КЧС ОПБ, отсутствует возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены, необходимы минимум пять автоматизированных рабочих мест.
В адрес главы администрации Юсьвинского муниципального округа 11 января 2024 года внесено представление.
Из ответа администрации Юсьвинского муниципального округа следует, что в бюджете Юсьвинского МО увеличение штатной численности и увеличение бюджетных ассигнований на содержание ЕДДС Юсьвинского МО на 2024 год не запланировано. Данный вопрос будет рассмотрен при планировании бюджета Юсьвинского МО на 2025 год. В настоящее время в оперативной дежурной смене ЕДДС работает 1 диспетчер и начальник ЕДДС, что для территории Юсьвинского МО является оптимальным решением по численности специалистов дежурной смены ЕДДС. В 2024 году запланировано обучение сотрудников (диспетчеров) в количестве 3 человек. Выделение помещения для МКУ «ЕДДС Юсьвинского МО» в соответствие с ГОСТ Р 22.7.01-2021 не представляется возможным, помещения, соответствующие данному ГОСТу, отсутствуют.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2021 года N 25-ст утвержден и введен в действие с 1 июня 2021 года ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения".
Согласно п. 3.8 названного акта единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования создается на штатной основе. Категория единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории: I - категория: более 1 млн. человек; II - категория: от 250 тыс. до 1 млн. человек; III - категория: от 100 до 250 тыс. человек; IV - категория: от 50 до 100 тыс. человек; V - категория: до 50 тыс. человек.
В п. 3.9 ГОСТа Р 22.7.01-2021 указано, что численность специалистов в составе оперативной дежурной смены зависит от категории единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, а также характеристик муниципального образования (наличия потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, наличия других рисков на территории и т.п.) и может составлять: I - категория: 20 - 25 человек; II - категория: 15 - 20 человек; III - категория: 10 - 15 человек; IV - категория: 3 - 10 человек; V - категория: 2 - 5 человек.
В п. 3.12 ГОСТА указано, что зал оперативной дежурной смены ЕДДС должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены, а также главы муниципального образования (председателя КЧС ОПБ), заместителя председателя КЧС ОПБ, старшего оперативного дежурного (для ЕДДС V категории должны быть предусмотрены минимум пять автоматизированных рабочих мест.
Согласно п.3.12.1 расчет потребностей в площадях, планировке зала оперативной дежурной смены ЕДДС муниципального образования проводят в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм.
Организационная структура ЕДДС и численность персонала в соответствии с категорией ЕДДС определяется распорядительным актом главы муниципального образования (председателем КЧС ОПБ). Состав специалистов единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования согласуется с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации (п. 3.11 ГОСТа Р 22.7.01-2021).
Согласно детального разбора итогов проверки готовности Юсьвинского муниципального округа к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период 2024 года, утвержденного заместителем начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю, в соответствии с требованием ГОСТ ЕДДС по V категории численность ЕДДС должна составлять 11 человек, штатная численность ЕДДС составляет 6 человек. Помещение ЕДДС не соответствует требованиям ГОСТ по ЕДДС, действующих СанПин, оборудовано всего 2 АРМ, отсутствует рабочее место председателя КЧС ОПБ, заместителя председателя КЧС ОПБ, отсутствует возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены, необходимы минимум пять автоматизированных рабочих мест. Отсутствуют помещения административного блока. Помещения не обеспечивают деятельность ЕДДС (л.д. 14-19).
Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ, предусмотрено, что единая дежурно-диспетчерская служба Юсьвинского муниципального округа включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения. Рекомендуемый состав персонала ЕДДС: руководство ЕДДС, руководитель ЕДДС, заместитель руководителя ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС, оперативный дежурный (диспетчер), оператор 112 (с учетом решений проектно-сметной документации по реализации системы 112).
Численность дежурно-диспетчерского персонала единой дежурно-диспетчерской службы Юсьвинского муниципального округа Пермского края составляет 1 человек, что не соответствует минимальному количеству специалистов по V категории ЕДДС в соответствии с требованиями ГОСТ.
При таких обстоятельствах, администрацией Юсьвинского муниципального округа в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства не приняты меры по укомплектованию численности штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы в количестве 11 человек, не укомплектованы количество помещений единой дежурно-диспетчерской службы и автоматизированные рабочие места в соответствии с положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021.
Указанные обстоятельства ответчиком не отрицаются, доказательства иного в материалах дела не имеется.
Бездействие ответчика по необеспечению приведения в соответствие с положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021 общей численности штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы Юсьвинского МО, не укомплектованность количество помещений единой дежурно-диспетчерской службы и автоматизированных рабочих мест ЕДДС ставит под угрозу своевременное и качественное реагирование на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия, и, как следствие, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество населения Юсьвинского муниципального округа.
Поскольку целью создания ЕДДС является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым заявленные требования прокурора Юсьвинского района удовлетворить.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения обязанности ответчиками до 1 июня 2025 года, поскольку определение иного срока не будет способствовать восстановлению нарушенного права, соблюдению баланса интересов.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Юсьвинского муниципального округа Пермского края обязанность:
- доукомплектовать и обеспечить приведение в соответствие с положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021 общую численность штата специалистов единой дежурно-диспетчерской службы в количестве 11 человек;
- доукомплектовать количество помещений единой дежурно-диспетчерской службы и автоматизированные рабочие места в соответствии с положениями ГОСТа Р 22.7.01-2021.
Установить администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края срок исполнения указанных обязанностей до 01 июня 2025 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2024 года.
Председательствующий Е.В. Баяндина
<данные изъяты>
<данные изъяты>