79RS0002-01-2022-004661-39
2-35/2023 (2-2570/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Новосельцева Я.И.,
при секретаре Щербаковой В.С.,
с участием представителя ответчика ОГБУ «МФЦ» – Исайкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филюшкиной Людмилы Александровны к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Филюшкина Л.А., Пшенова О.Н., Пшенов Е.А., Кадников Н.А., Пескин В.Н. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>», мэрии города муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности. Свои требования мотивировали тем, что распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2022 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории ЕАО» на территории ЕАО с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации. Филюшкина Л.А. на момент объявления режима «Чрезвычайной ситуации» проживала по адресу: ЕАО <адрес>. Пшенова О.Н., Пшенов Е.А., Кадников Н.А., Пескин В.Н., Пшенов А.А. на момент объявления режима «Чрезвычайной ситуации» проживали по адресу : ЕАО, <адрес>. Данный дом попал в зону подтопления в 2020 году, обследования данного дома на предмет признания жилого дома утраченного в результате чрезвычайной ситуации не проводилось в связи с принятием мэрией города распоряжения от 09.02.2016 № 114 о признании жилого дома непригодным для проживания в связи с его аварийным состоянием и подлежащим сноса, но это обстоятельство не может лишать истца права на получение мер государственной поддержки как лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Просят суд обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области предоставить включить <адрес>, в перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО; признать за Филюшкиной Людмилой Александровной, Пшеновой Ольгой Николаевной, Пшеновым Евгением Александровичем, Кадниковым Николаем Александровичем, Пескиным Владимиром Николаевичем право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» включить Филюшкину Людмилу Александровну, Пшенову Ольгу Николаевну, Пшенова Евгения Александровича, Кадникова Николая Александровича, Пескина Владимира Николаевича в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» выдать свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного помещения: Филюшкиной Людмиле Александровне из расчета площади утраченного жилого помещения – <данные изъяты>., Пшеновой Ольге Николаевне, Пшенову Евгению Александровичу, Кадникову Николаю Александровичу, Пескину Владимиру Николаевичу из расчета площади утраченного помещения – <данные изъяты>.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.
11.01.2023 в суд поступил отказ Пшеновой О.Н., Пшенова Е.А., Кадникова Н.А., Пескина В.Н. от исковых требований, который 11.01.2023 принят судом.
Истец, представитель истца, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» – Исайкина В.А. настаивала на рассмотрении дела по существу.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу подпункта «е» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При этом, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением губернатора области от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории области с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утвержден Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане: являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
Согласно п. 9 Порядка Размер выплаты определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.
Кроме того, согласно распоряжению правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп, утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый управлением архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства правительства области на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования области.
Согласно распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» дом, расположенный по адресу: <адрес> не входит в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.
В соответствии с отчетом об обследовании технического состояния несущих и ограждающих конструкций зданий 2015 год, дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу. Фундамент имеет многочисленные повреждения цокольной части, осадочные трещины. При визуальном обследовании стен выявлено нарушение структуры древесины, биоповреждение в результате постоянного замокания.
Из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 114 от 09.02.2016, комиссия приняла заключение о выявлении основания для признания дома, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (распоряжение мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 26.02.2016 № 45).
Из сообщения о невозможности дать заключение эксперта Хмарского Ю.В. от 17.02.2023 № С-01/02-23-ОвП, которому поручено проведение строительно-технической экспертизы по ходатайству представителя истца Фадеевой Е.В., следует, что ввиду давности чрезвычайной ситуации, составляющей 3 года, доподлинно определить причинно-следственную связь между состоянием объекта и чрезвычайной ситуации, связанной с паводком в 2020 году, на сегодняшний день.
После неоднократных извещений о судебных заседаниях (20.03.2023, 21.03.2023, 28.03.2023) истец не явился, участие представителя не обеспечил, какого-либо мнения по рассматриваемому вопросу суду не сообщил.
На момент рассмотрения дела истцом, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между повреждениями жилого помещения и чрезвычайно ситуации, возникшей в 2020 году в связи с паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований об обязании мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области предоставить включить <адрес>, в перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО; о признании за Филюшкиной Людмилой Александровной право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязании ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» включить Филюшкину Людмилу Александровну в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязании ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» выдать свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного помещения Филюшкиной Людмиле Александровне из расчета площади утраченного жилого помещения – <данные изъяты>, судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Филюшкиной Людмилы Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Биробиджанским ГОВД ЕАО) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (ИНН 7901525782, ОГРН 1057900040912), о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Я.И. Новосельцев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 04.04.2023