Дело №2-907/2023 УИД 89RS0002-01-2023-001006-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года г. Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Сукач Н.Ю.,
при ведении протокола с/заседания помощником судьи Петраускайте В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лабытнанги, действующего в интересах Михасик Надежды Викторовны, Михасика Сергея Михайловича, к Администрации г.Лабытнанги о признании при расселении многоквартирного жилого дома права на предоставление иного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Лабытнанги, действуя в интересах Михасик Н.В. и Михасика С.М., обратился в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Администрации г.Лабытнанги о признании за Михасик Н.В. и Михасик С.М. при расселении многоквартирного жилого дома ... в г.Лабытнанги в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2024 годах, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П, право на предоставление в общую собственность оного жилого помещения общей площадью не менее 40,9 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г.Лабытнанги, ...
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Лабытнанги по обращениям Михасик Н.В. и Михасика С.М. проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при расселении органами местного самоуправления аварийного ... в г.Лабытнанги. По результатам проведенной прокуратурой города проверки по данному сообщению установлено, что органами местного самоуправления при реализации полномочий по расселению граждан из данного аварийного многоквартирного дома допущены нарушения требований жилищного законодательства при изъятии у собственников жилого помещения №6. Выявленные в ходе проведенной прокуратурой города проверки нарушения, послужили основанием для внесения 24 апреля 2023 года главе г.Лабытнанги представления об устранении нарушений требований жилищного законодательства. Вместе с тем, согласно представленного Администраций г.Лабытнанги ответа от 25 мая 2023 года, указанные в представлении нарушения не устранены.
Старший помощник прокурора г.Лабытнанги Шибакова И.С. в ходе судебного заседания уточнила заявленные исковые требования, просила признать право на предоставление равнозначного жилого помещения за Михасиком С.М., поскольку он является единственным собственником ... в г.Лабытнанги, по основаниям изложенным в исковом заявлении, требования завяленные в м интересах Михасик Н.В. не поддержала.
Истцы Михасик Н.В. и Михасик С.М. участия в судебном заседании принимали, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в заявлении от 09 июня 2023 года просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г.Лабытнанги Кузнецова Э.Ю., действующая на основании доверенности, участия в судебном заседании не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя, представив письменные возражения относительно заявленных требований.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, из материалов дела следует, что Михасик С.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Лабытнанги, ..., что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от 02 марта 2016 года, право собственности на жилое помещение зарегистрировано за истцом в Едином государственном реестре недвижимости и сделок с ним 05 мая 2010 года, запись регистрации № (л.д.18).
Заключением межведомственной комиссии №157 от 22 января 2015 года жилой дом ... в городе Лабытнанги признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.26).
Распоряжением заместителя главы Администрации города Лабытнанги от 26 января 2015 года №48 "Об утверждении Перечня жилых домов, признанных авариными и подлежащими сносу или реконструкции и сроков отселения из аварийных и подлежащих сносу домов на территории города Лабытнанги" (с учетом вносимых в него изменений), установлен срок отселения многоквартирного дома до 31 августа 2025 года.
Постановлением Администрации города Лабытнанги от 04 марта 2021 года №252 принято решение об изъятии земельного участка, а также многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: ..., с квартирой №, за исключением сетей тепло-водо-снабжения и канализации, которые находятся и сохраняются на земельном участке (л.д.21).
Истцу в связи с расселением многоквартирного ... в г.Лабытнанги иное жилое помещение не предлагалось, поскольку на дату признания многоквартирного жилого ... аварийным в собственности у Михасика С.М. имелось в собственности жилое помещение расположенное по адресу: ... общей площадью 18,8 кв.м, в марта 2020 года Михасик С.М. произвел отчуждение указанной квартиры.
11 апреля 2023 года и 13 апреля 2023 года Михасик С.М. и Михасик Н.В. обратились с заявлениями в прокуратуру г.Лабытнанги за защитой нарушенных жилищных прав, в связи с расселением органами местного самоуправления аварийного ... в ... (л.д.6, 7–8).
24 апреля 2023 года заместителем г.Лабытнанги в адрес главы г.Лабытнанги внесено представление об устранении жилищных прав семьи Михасик (л.д.21-22).
Из ответа Администрации г.Лабытнанги от 16 февраля 2023 года на вышеуказанное представление, со ссылками на ст.32 ЖК РФ, п.2 ст. 28-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-3AО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее по тексту – Закон ЯНАО №36-ЗАО), следует, что на дату признания многоквартирного жилого ... аварийным в собственности у Михасика С.М. имелось в собственности жилое помещение расположенное по адресу: г.Лабытнанги ... общей площадью 18,8 кв.м, в марта 2020 года Михасик С.М. произвел отчуждение указанной квартиры, чо является намеренным ухудшением жилищных условий (л.д.24).
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Базовые принципы реализации жилищных прав определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п.6 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд урегулирован положениями ст.32 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ст.32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу п.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч.1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту – Федеральный закон №15-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон №185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст.1).
В п.3 ст.2 Федерального закона №185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32, 86, ч.ч.2 и 3 ст.88 ЖК РФ.
Согласно п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данная правовая позиция также нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст.32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-ненецкого автономного округа в 2019-2023.
Основной целью данной Региональной программы является расселение на территории автономного округа жилого фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в соответствии с требованиями ст.16 Федерального закона №185-ФЗ.
Многоквартирный жилой ... в г.Лабытнанги, в котором находится принадлежащая истцам Аряповой Н.Д. и Аряповой А.М. квартира, включён в региональную адресную программу под номером 432, признан аварийным до 01 января 2017 года, планируемая дата окончания переселения – 31 декабря 2023 года.
Соглашение об изъятии квартиры в связи с изъятием земельного участка между сторонами не заключено, равнозначное жилое помещение Аряповым взамен аварийного не предлагалось.
Ссылку ответчика в возражениях на положения ст.28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО нельзя признать обоснованной.
Законом ЯНАО №36-ЗАО установлены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.2 ст.28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО по соглашению с собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе включенном в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки (далее - жилое помещение в аварийном доме), в случае предоставления ему взамен жилого помещения в аварийном доме (в виде квартиры или комнаты) соответственно однокомнатной квартиры или одной комнаты, когда размер возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном доме меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, размер возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном доме приравнивается к стоимости предоставляемой однокомнатной квартиры или одной комнаты.
Часть 6 ст.28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО была введена в действие Законом ЯНАО от 29 июня 2020 года №85-ЗАО, вступившим в силу 30 июня 2020 года. До этого ч.2 ст.28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО содержала условия предоставления указанной дополнительной меры поддержки, а именно – абз.2 ч.2 ст.28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО предусматривал, что возможность предоставления жилого помещения в соответствии с абзацем первым настоящей части осуществляется при условии, если собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним члены его семьи не имеют в собственности на территории Российской Федерации иных жилых помещений, пригодных для проживания, и не совершали за последние пять лет до заключения соглашения действия и гражданско-правовые сделки с такими жилыми помещениями, которые привели к их отчуждению, за исключением безвозмездного отчуждения в федеральную собственность, собственность автономного округа или собственность муниципальных образований в автономном округе, либо имеют в собственности на территории Российской Федерации иные жилые помещения, пригодные для проживания, но обеспечены общей площадью таких жилых помещений на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, подлежащего сносу. Данный абзац был введен Законом ЯНАО от 23 декабря 2019 года №130-ЗАО, который вступил в силу 24 декабря 2019 года.
Вместе с тем, право истцов на предоставление жилого помещения взамен квартиры, находящейся в аварийном доме, возникло не в силу положений указанного Закона Ямало-Ненецкого автономного округа, а в соответствии с нормами жилищного законодательства и нормами Региональной адресной программы.
Также суд отмечает, что в настоящем случае нормы Закона ЯНАО №36-ЗАО, который должен устанавливать дополнительные меры поддержки собственников жилья, признанного аварийными, напротив, ухудшает положение истца, что недопустимо.
Согласно правовой позиции изложенной в определении Верховного Суда РФ от 31 января 2023 года №53-КГ22-17-К8 включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст.32 ЖК РФ.
Согласно ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При установленных судом обстоятельствах, анализируя приведенные выше нормы материального права и предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании за Михасиком С.М. права на другое жилое помещение взамен аварийного при расселение многоквартирного жилого ... в г.Лабытнанги в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2024 годах, утвержденной Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П.
Таким образом, учитывая, что принадлежащее истцу жилое помещение находится в доме признанном аварийным и подлежащим сносу, а также исходя из того, что данный жилой дом включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истец имеет право выбора требовать возмещения за жилое помещение, как в денежной форме, так и путем предоставления ему другого жилого помещения, равноценного по общей площади изымаемому.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░/░░/░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 03 03 387071 ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 03 ░░░░░░░░ 2002 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 232-048) ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 2019-2024 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░ 2019 ░░░░ №-░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 40,9 ░░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ....
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░ 2023 ░░░░.