Судья Ерохова Л.А. |
№21-29/2023 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
02 марта 2023 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Подоляка Е.В. на постановление заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 июля 2022 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 07 декабря 2022 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 15 июля 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, Подоляк Е.В. был признан виновным в совершении противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В поданной в Верховный суд РК жалобе Подоляк Е.В. просит отменить принятые по данному делу акты и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы отсутствием своей вины в совершении инкриминируемых деяний и нарушением при рассмотрении дела требований ст.ст.4.1, 4.5, 26.1 и 26.11 КоАП РФ и порядка привлечения к административной ответственности.
Автором жалобы также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования судебного решения, которое с учетом положений ст.30.3 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Подоляк Е.В. участие в судебном заседании не принял, согласно представленному в вышестоящий суд ходатайству просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного органа Акатьевой Д.А., показания допрошенной в качестве свидетеля должностного лица (...), составившей протоколы об административных правонарушениях по данному делу, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наказание для граждан в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений ст.12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (подп.3 п.2, п.3 ст.13, Земельного кодекса РФ).
В ст.42 Земельного кодекса РФ определено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.1 ст.77, п.1 ст.79 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Как следует из материалов данного дела, Подоляк Е.В. с 13 мая 2020 г. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью (...) кв.м, №, площадью (...) кв.м, №, площадью (...) кв.м, №, площадью (...) кв.м, №, площадью (...) кв.м, расположенных на территории Медвежьегорского района Республики Карелия (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства).
В ходе проведенных 31 августа 2021 г. на основании заданий начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 24 августа 2021 г. № выездных обследований выявлены признаки невыполнения на данных земельных участках установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В дальнейшем в соответствии с решением заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 09 сентября 2021 г. №573-р, принятым с учетом мотивированного представления государственного инспектора отдела земельного надзора данного ведомства от 07 сентября 2021 г. и ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в период с 04 по 15 октября 2021 г. в рамках осуществления государственного земельного контроля (надзора) на описанных выше землях сельскохозяйственного назначения была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Подоляком Е.В. обязательных требований специального законодательства, по результатам которой 15 октября 2021 г. составлен соответствующий акт.
Проверяющим лицом при этом обнаружено, что участки, относящиеся по материалам инвентаризации земель совхоза «Прогресс» по виду сельхозугодий к сенокосам, по всей площади заросли сорной растительностью (крапива, пырей ползучий, ежа-сборная, осока, кипрей узколистный, купырь лесной) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, береза, рябина, осина). Непринятие владельцем должных агротехнических и агрохимических мероприятий в целях борьбы с сорной и древесно-кустарниковой растительностью оказывает негативное воздействие на окружающую среду и приводит к постепенному выводу таких земель из сельскохозяйственного оборота, что является недопустимым.
В связи с установленными на землях сельскохозяйственного назначения нарушениями 16 июня 2022 г. были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица от 15 июля 2022 г., принятым с учетом положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ и оставленным решением судьи районного суда без изменения, Подоляк Е.В. привлечен к административной ответственности.
Исходя из анализа ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, основанием наступления административной ответственности является совершение противоправного деяния, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость), и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Материалы дела об административном правонарушении позволили должностному лицу и судье сделать правильный вывод о том, что привлекаемым лицом при использовании упомянутых выше земельных участков не приняты все зависящие от него меры по выполнению установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, что образует объективную сторону состава противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Выводы субъектов административной юрисдикции о совершении собственником земельных участков правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования основаны на фактических обстоятельствах и собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Как следует из положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях оформлены в установленном нормами ст.28.2 КоАП РФ порядке и все необходимые для правильной квалификации содеянного сведения в них отражены.
С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм все доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого лица, являются допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными и обоснованно приняты в качестве таковых при разрешении настоящего дела.
Акты субъектов административной юрисдикции были приняты после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении применительно к заложенной в ч.2 ст.8.7 КоАП РФ диспозиции, сути выявленных земельных нарушений и сфере специального нормативного регулирования.
Заявленные в ходе судебного разбирательства разного рода ходатайства разрешены в установленном ст.24.4 КоАП РФ порядке, вынесенные в рамках предусмотренной нормами КоАП РФ процедуры постановление должностного лица и решение судьи надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям, установленным ст.29.10 КоАП РФ.
Подоляк Е.В. при этом был уведомлен о времени и месте составления должностным лицом протоколов об административных правонарушениях и о рассмотрении дела в административном органе и в суде и при совершении указанных процессуальных действий ему предоставлено гарантированное КоАП РФ право воспользоваться помощью защитника и дать свои объяснения по существу выявленных в затронутой сфере нарушений.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, предусмотренные ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, примененная к правонарушителю в установленном ч.5 ст.4.4 КоАП РФ порядке и в пределах санкции ч.2 ст.8.7 КоАП РФ мера ответственности соответствует конституционным принципам справедливости, неотвратимости административного наказания и согласуется с его предупредительными целями.
Таким образом, обстоятельства совершения привлекаемым лицом вменяемого деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законодателем порядке, несогласие с толкованием и применением субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и норм законодательства основанием для отмены обжалуемых актов не является.
С учетом изложенного постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 июля 2022 г. и решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 07 декабря 2022 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Подоляка Е.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова |