Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-344/2023 ~ М-67/2023 от 17.01.2023

УИД 50RS0-34

ФИО4

ИФИО1

27 марта 2023 года

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гуркина С.Н.

при секретаре: Черниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-344/2023 по исковому заявлению ФИО2, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации городского округа Пушкинский Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность на жилого помещения, обязании заключить договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2, действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратилась в суд с заявленными требованиями, с учетом уточнений, ссылаясь на то, что ей и членам ее семьи администрацией г.о. Ивантеевка Московской области на основании постановления от 18.12.2020 № 956 предоставлено служебное жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>, на состав семьи из 3-х человек: она, супруг ФИО6 и сын ФИО3, 21.11.2009 года рождения. 18.12.2020 администрацией г.о. Ивантеевка с истцом, как с нанимателем, заключен договор № 36 специализированного найма жилого помещения (служебное жилье). Спорное жилое помещение передано по акту от 18.12.2020. Истец с семьей постоянно проживает в указанном жилом помещении. Истец обратился к ответчику с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, но получила отказ от 10.11.2021 со ссылкой на то, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат. С указанным отказом истец не согласна. Иного жилья на праве собственности она и члены его семьи не имеют, ранее в приватизации не участвовали. Истец совместно с семьей несет бремя содержания квартиры, фактически содержит её. Считает, что имеет право пользования и регистрации по месту постоянного жительства, так как на законных основаниях вселена в жилое помещение, с согласия ответчика, а поскольку иного места жительства у истца нет, имеет право на приватизацию жилого помещения.

В судебное заседание истец ФИО2, в том числе как законный представитель истца ФИО3, не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования, с учетом уточнений, поддержала и просила их удовлетворить.

В соответствии с ФИО4 г.о. Пушкинский Московской области от 10.06.2021 № 44/3 «О вопросах правопреемства Городского округа Пушкинский Московской области» администрации г.о. Пушкинский Московской области является правопреемником администрации г.о. Ивантеевка Московской области.

Представитель ответчика администрации г.о. Пушкинский Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что квартира муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>, предоставлена ФИО2 и членам её семьи на основании договора найма специализированного жилого помещения (служебное жилье) от 18.12.2020 № 36 на срок трудовых отношений с органами местного самоуправления с учетом состава семьи: супруг – ФИО6; сын – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанная квартира передана ФИО2 по акту приема-передачи от 18.12.2020.

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В материалах имеются сведения о том, что истец ФИО2 и члены её семьи постоянно проживают по адресу: <адрес>, без регистрационного учета в указанном жилом помещении, вселены туда с согласия собственника – муниципального образования г.о. Ивантеевка Московской области.

Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права собственности на указанное жилое помещение являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 2, 6, 7 Закона «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд и оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.

Материалами дела установлено, что ФИО2 и члены её семьи приобрели право пользования указанным жилым помещением.

В силу ст.11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Часть 1 статьи 4 Закона о приватизации устанавливает, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В то же время часть 2 названной статьи определяет, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным, их приватизация возможна в случаях принятия соответствующего решения собственником жилищного фонда.

Как указано в пункте 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл" положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.

Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений (пункт 3.3).

В силу пункта 3.4 указанного Постановления Конституционного суда РФ положения части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии собственником муниципального жилищного фонда решений относительно приватизации входящих в этот фонд служебных жилых помещений, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и с учетом установленных Конституцией Российской Федерации принципов организации и функционирования публичной власти, разграничения компетенции между уровнями публичной власти - не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Решением Совета Депутатов города Ивантеевки Московской области от 29.03.2018 № 737/56 утверждено Положение о формировании и использовании муниципального специализированного жилищного фонда г.о. Ивантеевка Московской области (далее – Положение).

Согласно п. 3.19 Положения Администрация вправе принять решение о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при обращении нанимателя, ранее не реализовавшего право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, в случае: если наниматель, указанный в подпункте 1, 2, 3 и 5 пункта 3.6 Положения, которому предоставлено служебное жилое помещение, проработал в Администрации, органах власти, муниципальном бюджетном или автономном учреждении, замещал выборную должность городского округа Ивантеевка Московской области не менее двух лет и имеет стаж муниципальной службы (иной трудовой деятельности, засчитываемой в стаж муниципальной службы) не менее 10 лет или достиг пенсионного возраста по старости;

Из материалов дела следует, что стаж муниципальной службы (иной трудовой деятельности, засчитываемой в стаж муниципальной службы) ФИО2 составляет более 10 лет, стаж работы в органах власти составляет более 2 лет.

Материалами дела подтверждается, что ФИО2 ранее не использовала свое право на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации. Иного жилья на праве собственности не имеется, что подтверждается сведениям из ЕГРН от 02.10.2018. Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, со стороны ответчика в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

Таким образом, поскольку истец ранее не использовала право на приватизацию, то ей не могло быть отказано в передаче спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка, а также с учетом отказа от участия в приватизации супруга ФИО6

Следовательно, отказ администрации г.о. Пушкинский Московской области от 10.11.2021 в предоставлении в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, является незаконным.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    Исковое заявление ФИО2, действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Администрации городского округа Пушкинский Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность на жилого помещения, обязании заключить договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации городского округа Пушкинский Московской области от 10.11.2021 в предоставлении в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Обязать администрацию городского округа Пушкинский Московской области заключить с ФИО2 и ФИО3 договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд Московской области.

СУДЬЯ:                             Гуркин С.Н.                

Мотивированное решение

изготовлено 31.03.2023

2-344/2023 ~ М-67/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Головченко Инна Валериевна
Ответчики
Администрация г.о.Пушкинский
Суд
Ивантеевский городской суд Московской области
Судья
Гуркин Сергей Николаевич
Дело на сайте суда
ivanteevka--mo.sudrf.ru
17.01.2023Регистрация административного искового заявления
17.01.2023Передача материалов судье
23.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2023Подготовка дела (собеседование)
08.02.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
10.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2023Дело оформлено
13.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее