Судья Хроленок Т.В.
Дело № 12-15/2023 (№ 71-32/2023)
УИД 79RS0002-01-2022-007012-67
РЕШЕНИЕ
21 марта 2023 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Старецкий В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица административного органа А.В.С. на не вступившее в законную силу решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 26.01.2023, вынесенное в отношении Рядинской О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Межрайонного регистрационно-экзаменационного отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Еврейской автономной области (далее - МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области) А.В.С. от 07.12.2022 № <...> Рядинская О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Решением судьи районного суда от 26.01.2023 указанное выше постановление должностного лица административного органа от 07.12.2022 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в суд Еврейской автономной области, должностное лицо административного органа А.В.С. просит отменить состоявшееся по делу решение судьи районного суда, дело возвратить на новое рассмотрение.
Мотивируя жалобу, указывает, что государственный инспектор, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу, являясь должностным лицом, которому предоставлено право государственного контроля (надзора) за эксплуатацией транспортных средств, не испытывающим неприязненного отношения к Рядинской О.А., действовал в рамках законодательства.
Ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 8 Федерального закона № 283-ФЗ считает, что Рядинская О.А. могла обратиться с заявлением для постановки на государственный учёт автомобиля в любое регистрационное подразделение, в том числе № 1 (дислокация г. Владивосток) МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю.
Указывает, что согласно сведениям единого портала государственных услуг на 06.12.2022 в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области для получения государственных услуг по регистрации транспортных средств имелось 8 свободных слотов. Также указывает, что приём граждан по вопросам совершения регистрационных действий с транспортными средствами в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области осуществляется в порядке живой очереди с использованием сервиса управления электронной очереди.
Приводя положения пункта 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ и пункта 7 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, считает, что 03.12.2022 Рядинская О.А. могла подать заявление о регистрации автомобиля в электронном виде через единый портал государственных услуг на 06.12.2022 и лично обратиться в подразделение за получением государственной услуги.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Рядинская О.А. возражала относительно доводов, изложенных в жалобе должностного лица административного органа А.В.С., просила оставить решение судьи районного суда от 26.01.2023 без изменения, жалобу - без удовлетворения, дополнительно пояснила, что ею были предприняты все меры для регистрации транспортного средства в установленный срок. С 27.11.2022 Рядинская О.А. находилась в командировке в г. Москве, возвращаясь из которой, в аэропорту г. Хабаровска 03.12.2022 ею было оформлено заявление о государственной регистрации транспортного средства марки «<TH>» через единый портал государственных услуг, так как стоимость данной услуги при оформлении через указанный портал дешевле на 30 процентов. 04.12.2022 Рядинская О.А. прибыла в г. Владивосток за указанным транспортным средством. Поскольку 04.12.2022 был выходным днём, обратиться в ГИБДД в г. Владивостоке не смогла. По возвращении в г. Биробиджан 05.12.2022 оформила диагностическую карту на приобретенное транспортное средство. После неоднократных попыток оформления страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховой полис ею был получен лишь около 17 часов 06.12.2022.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 указанного Федерального закона владелец транспортного средства имеет право в числе прочего на обращение в регистрационное подразделение с заявлением о совершении регистрационных действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764) (далее - Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Правила).
Согласно пункту 7 Правил заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных (абзац 1).
Заявление о совершении регистрационных действий может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал). При направлении в электронном виде заявления и прилагаемых к нему документов, в том числе созданных на Едином портале в электронной форме, они подписываются заявителем - физическим лицом при соблюдении условий пункта 2(1) Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг», простой электронной подписью или, во всех остальных случаях, усиленной квалифицированной электронной подписью (абзац 2 пункта 7 Правил).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» кроме заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий обратившееся в регистрационное подразделение лицо для совершения регистрационных действий представляет в числе прочего страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, диагностическую карту, которая содержит заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 24.11.2022 на транспортное средство марки «<TH>», 2016 года изготовления, оформлен электронный паспорт (л.д. 14-16), собственником данного транспортного средства является Рядинская О.А. 03.12.2022 с использованием Единого портала Рядинская О.А. подала в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области заявление о государственной регистрации указанного транспортного средства, в результате 07.12.2022 транспортное средство поставлено на государственный учёт.
Должностным лицом ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области 07.12.2022 в отношении Рядинской О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ от 07.12.2022, основанием для составления которого явились изложенные в нём выводы о том, что 07.12.2022 в 14 часов 15 минут по адресу: <...> Рядинская О.А., являясь собственником транспортного средства марки «<TH>», нарушила правила регистрации транспортного средства, а именно не внесла сведения о собственнике в регистрационные документы в установленный законом срок.
По результатам рассмотрения дела должностным лицом указанного органа вынесено постановление от 07.12.2022, которым Рядинская О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ с назначением административного наказания.
Отменяя указанное постановление должностного лица административного органа и прекращая в отношении Рядинской О.А. производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, поскольку заявление о регистрации транспортного средства марки «<TH>» № <...> подано Рядинской О.А. в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области в электронном виде посредством заполнения соответствующей формы на Едином портале 03.12.2022, то есть в установленный 10-дневный срок со дня, с 24.11.2022, возникновения обстоятельств, обязывающих владельца транспортного средства обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет.
Однако с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя.
Статьёй 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Принимая указанное решение, судья районного суда исходила из того, что для постановки транспортного средства на государственный учёт владельцу транспортного средства достаточно подать об этом заявление в установленный
Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 10-дневный срок со дня возникновения обстоятельств, послуживших основанием для его подачи.
При этом, судьёй районного суда оставлено без должного внимания следующее.
Анализ приведенных выше положений Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил позволяет прийти к выводу о том, что кроме заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий обратившееся в регистрационное подразделение лицо для постановки транспортного средства на государственный учёт в 10-дневный срок представляет в числе прочего страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, диагностическую карту, которая содержит заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства в регистрационное подразделение с использованием Единого портала.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, обязывающие Рядинскую О.А. обратиться с заявлением в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области для постановки транспортного средства марки «<TH>» на государственный учет, возникли 24.11.2022, 10-дневный срок предоставления заявления и установленных в статье 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документов истекал 03.12.2022.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, для постановки транспортного средства марки «<TH>» на государственный учет диагностическая карта была оформлена 05.12.2022, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - 06.12.2022 (л.д. 19). Учитывая изложенное, указанные документы не могли быть поданы Рядинской О.А. в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области, в том числе с использованием Единого портала, до 03.12.2022 включительно.
При таких обстоятельствах, документы, представляемые для постановки транспортного средства на государственный учет, поданы Рядинской О.А. в регистрационное подразделение за пределами установленного Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правилами 10-дневного срока со дня возникновения обстоятельств, послуживших основанием для их подачи.
Выявление такого нарушения регистрационным подразделением не исключает возможность привлечения лица, который не предоставил в регистрационное подразделение в установленный законом срок документы, предоставляемые для совершения регистрационных действий, к административной ответственности по части 1 статьи 19.22 КоАП РФ.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ приведенные выше обстоятельства и положения правовых норм судьей районного суда не учтены.
Вывод судьи районного суда о наличии оснований для отмены постановления должностного лица административного органа от 07.12.2022 и прекращения производства по делу сделан без учета положений названных норм и требований КоАП РФ о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
Такое разрешение жалобы, поданной в районный суд, не отвечает установленным статьёй 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу и правовой оценки деяния Рядинской О.А. на предмет наличия вины и доказанности состава административного правонарушения, устранения допущенных судьёй районного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истёк.
Согласно указанной норме срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ, составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 части 3 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункте 7 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении от 07.12.2022 в отношении Рядинской О.А., наступили 04.12.2022.
Следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности по данному делу истёк 04.02.2023.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
При таких обстоятельствах решение судьи Биробиджанского районного суда от 26.01.2023 отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 26.01.2023, вынесенное в отношении Рядинской О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица административного органа А.В.С. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Старецкий