Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-845/2021 от 21.05.2021

судья Мухина Е.В.                                        

дело № 7-1483/2021 / 12-845/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь                                    30 июня 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" В. на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 12.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Элемент-трейд»,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 12.04.2021 ООО «Элемент-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что не имеется законных оснований для выхода должностных лиц административного органа на проверку магазина. Отсутствуют поводы и достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения. Считает, что протокол осмотра места совершения правонарушения и протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов являются разными процессуальными документами и составляются при разных процессуальных действиях. Указывает, что в случае проведения санитарно-эпидемиологического обследования в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 должен был быть вынесен приказ о санитарно-эпидемиологическом обследовании, а по окончании составлен акт, копии которых должны быть направлены лицу, в помещении которого проведено обследование. В материалах дела отсутствует приказ, а также акт. Обращает внимание, что в качестве альтернативы вместо оборудования для обеззараживания воздуха используется регулярное проветривание помещений в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 21.10.2020. Ссылается на то, что Общество неоднократно привлечено к административной ответственности по результатам одной проверки.

В судебное заседание законный представитель и защитник ООО «Элемент-Трейд» не явились.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14.03.2020 № 5-рпп (ред. от 29.05.2020) "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования "Повышенная готовность", в связи с угрозой распространения в Пермском крае инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-2019, с 00.00 часов 15.03.2020 на территории Пермского края введен режим функционирования "Повышенная готовность".

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профи-лактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

На основании части 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" мероприятиями, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации и т.д.

До введения в действие указанных Санитарно-эпидемиологических правил, в п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 2326 от 11.04.2020 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» на территории Пермского края» и п. 2.8 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20.3.1. Профилактика инфекционных болезней. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации" утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020, также было рекомендовано применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха (бактерицидных облучателей воздуха рецирукляционного типа).

Как усматривается из материалов дела, 7.12.2020 в 12:26 в помещении магазина «***», расположенного по адресу: ****, ООО «Элемент-Трейд», осуществляющее деятельность по розничной продаже товаров, допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) невыполнение противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя COVID-19: мероприятия по обеззараживанию воздуха в магазине не производятся, оборудование для обеззараживания воздуха в магазине отсутствует, что свидетельствует о невыполнении п. 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции» (COVID-19), утверждённых Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, а так же п.п. 2.8, 2.11 противоэпидемических мероприятий, предложенных Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в предприятиях торговли МР 3.1/2.3.5.0191-20, утверждённых Главным Государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020, и предписанных к исполнению пунктом 12.4 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», и является нарушением ст. 11, ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 2.02.2021 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении ООО «Элемент-Трейд» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Судья районного суда, оценив исследованные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии вины ООО «Элемент-Трейд» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, правильно квалифицировав административное правонарушение по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Элемент-Трейд» вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 02.02.2021 № 411; протоколом осмотра № 507 от 07.12.2020; объяснительной С. от 07.12.2020; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Элемент-Трейд», осуществляя деятельность в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе осуществлять обязательные противоэпидемические мероприятия, и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Элемент-Трейд» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, за нарушение которых частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем ООО «Элемент-Трейд» обосновано привлечено к административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что при проведении должностным лицом Управления Роспотребназора по Пермскому краю проверки ООО «Элемент-Трейд» нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются ошибочными.

В рассматриваемом деле факт невыполнения Обществом правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установлен не в рамках осуществления государственного, муниципального контроля, а в связи с проверкой соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, в связи с чем порядок проведения проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не подлежал применению.

Кроме того, требования, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", касающиеся основания проверки и сроков уведомления, а также требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся порядка проведения осмотра территорий и помещений, принадлежащих юридическому лицу, в настоящем случае не подлежали применению.

На основании пункта 5 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В связи с регистрацией многочисленных случаев заболеваний новой короновирусной инфекцией COVID-19 среди населения Пермского края, формирования множественных очагов заболевания, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекции, предотвращения угрозы ее дальнейшего распространения, Приказом от 23.04.2020 № 78 Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, на начальников функциональных отделов надзора и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю возложена обязанность обеспечения проведения эпидемиологического расследования причин и условий возникновения и распространения многочисленных случаев инфекционного заболевания COVID-19 среди населения Пермского края (пункт 1). В ходе санитарно-эпидемиологического расследования проверить выполнение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения COVID-19 среди работников и обслуживаемого населения. Результаты проверки оформлять актами по утвержденной форме (пункт 2).

Проверка выполнения ООО «Элемент-Трейд» санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения COVID-19, проведена в ходе санитарно-эпидемиологического расследования причин и условий возникновения и распространения новой короновирусной инфекцией COVID-19 среди населения Пермского края.

Таким образом, доводы жалобы о нарушении порядка проведения проверки не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку в рассматриваемом случае проверка (плановая, внеплановая) не проводилась, а признаки правонарушения выявлены при проведении эпидемиологического расследования, проводимого в порядке, предусмотренном статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях установления причин и условий возникновения и распространения новой короновирусной инфекцией COVID-19 в Пермском крае.

Проведенный осмотр и составленный по его результатам документ (протокол) направлен на обнаружение и фиксацию обстоятельств вменяемого правонарушения. Протокол осмотра, в силу статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказательством по делу, в котором изложены сведения имеющие значение для производства по делу об административном правонарушении. Поскольку имел место случай, не терпящий отлагательства, осмотр проведен с участием представителя юридического лица (директора магазина) и с применением видеофиксации, данные материалы приложены к протоколу, который подписан директором магазина. Таким образом, каких-либо нарушений, влекущих недопустимость протокола осмотра как доказательства, не установлено.

Протокол об административном правонарушении от 02.02.2021 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существо нарушения в нем надлежащим образом описано, все сведения о событии, месте и времени совершения правонарушения и об ООО «Элемент-Трейд», как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе имеются. На составление протокола законный представитель, извещенный надлежащим образом, не явился, явку защитника не обеспечил. Протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом составлен в отсутствие законного представителя. Существенных недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством, не имеется.

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства, получены с соблюдением процессуальных требований.

Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, зафиксированных в протоколе осмотра, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о выполнении ООО «Элемент-Трейд» условий, установленных Письмом Роспотребнадзора от 21.10.2020 № 02/21655-2020-32 «Об обеззараживании воздуха в помещениях», согласно которому при соблюдении перечисленных в Письме условий в помещениях, оборудованных системой механической приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей подачу достаточного количества обеззараженного воздуха, дополнительное использование локальных бактерицидных облучателей-рециркуляторов необязательно, не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» предусмотрено обязательное проведение организациями и индивидуальными предпринимателями противоэпидемических мероприятий, в том числе путем использования оборудования по обеззараживанию воздуха. Вопреки позиции заявителя, соблюдение санитарных правил для юридических лиц является обязательным в силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Указанным письмом Роспотребнадзора в санитарные правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не вносились изменения, освобождающие юридических лиц, от обязанности использовать оборудование по обеззараживанию воздуха.

Вместе с тем, при проведении проверки 7.12.2020 Обществом не представлено доказательств наличия условий, изложенных в названном Письме Роспотребнадзора.

Таким образом, из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ООО «Элемент-Трейд» в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Совершенное юридическим лицом административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Вывод судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Элемент-Трейд» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Доводы защитника о том, что общество неоднократно привлечено к административной ответственности по результатам одной проверки, обоснованно опровергнуты судьей районного суда со ссылкой на содержание протоколов об административных правонарушениях, которыми Обществу вменены разные правонарушения, отличающиеся по месту, дате и времени их совершения.

Административное наказание ООО «Элемент-Трейд» назначено с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа установленного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Постановление о привлечении ООО «Элемент-Трейд» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ООО «Элемент-Трейд», допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для изменения, отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 12.04.2021 оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" В. - без удовлетворения.

    

Судья – подпись

                            

12-845/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Элемент-трейд"
Другие
Шуров Юрий Николаевич
Пономарева Наталья Павловна
Викторов Руслан Сергеевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Алексеев Александр Александрович
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
21.05.2021Материалы переданы в производство судье
30.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Вступило в законную силу
01.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее