Дело №г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года <адрес>
Назрановский районный суд Республики ФИО1 в составе: председательствующего судьи Ярыжева А.Б.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ФИО1 о предоставлении во внеочередном порядке государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ФИО1 об обязании ответчика предоставить государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что он поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В целях реализации своего права на жилищное обустройство, он обратился в ФИО1 с просьбой предоставить ему жилищное обустройство в первоочередном порядке, поскольку он тяжело болен и остро нуждается в жилье. Однако, ФИО1 отказано ему в предоставлении жилья в первоочередном порядке, несмотря на то, что он состоит на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ. На его письменное обращение в ФИО1, ему сообщили, что с момента передачи ФИО1 полномочий по жилищному обустройству граждан, выехавших из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, распределение осуществляется для инвалидов 1-2 групп, являющихся льготниками 1-ой очереди. По этой причине ему не выдают сертификат во внеочередном порядке. Истец просит обязать ФИО1 предоставить ему государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ФИО1 А.Б. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно ч. 2 указанной статьи, органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее закон) установлено, что в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения, местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). При этом, указанной нормой определено что, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
В соответствии со ст. 4 Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Статьей 7 Закона предусмотрено, что финансирование и предоставление жилищных субсидий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст.8 Закона).
Согласно п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: а) заявление; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; д) заверенную копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справку об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справку с органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
В соответствии с п. 17 указанного Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению № по категории граждан: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения, местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
На основании п. 24 данного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения.
На основании п. 20 указанного Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями, (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Таким образом, Законом и Положением установлена очередность предоставления социальных выплат, которая определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем ФИО1 РИ, истец является участником программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) и состоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации указанной программы.
Из материалов дела следует, что истец поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ под №, и под № в льготном списке «Пенсионеры», что подтверждается письмом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Из вышеуказанного письма ФИО1 следует, что истцу отказано в предоставлении жилья в первоочередном порядке, ссылаясь на то, что количество государственных жилищных сертификатов, выделяемых Республике ФИО1 для указанной категории граждан, незначительно, вопрос их жилищного обустройства затягивается, и продвижение очереди происходит медленными темпами.
Между тем, ответчиком не представлено доказательство соблюдения в отношении истца очередности на получение жилищного сертификата, более того, подтвержден факт получения жилищных сертификатов гражданами, вставшими на соответствующий учет после постановки на очередь истца ФИО2
Следовательно, обязанность доказывания о не нарушении прав истца на получении государственного сертификата согласно очереди, суд возлагает на ответчика.
Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о неправомерных действиях ответчика, повлекших за собой непредставление жилищной субсидии истцу, в судебном заседании установлены.
Согласно материалам дела истец состоит в очереди на получение жилищного сертификата с ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2 состоит на «Д» учете в РЭД с диагнозом сахарный диабет 2 типа с множественными осложнениями, что подтверждается справкой с ГБУ «Республиканский эндокринологический диспансер» от 08.04.2022г.
Таким образом, истец относится к категории лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в первоочередном порядке, так как он остро нуждается в жилье.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ФИО1 о предоставлении во внеочередном порядке государственного жилищного сертификата удовлетворить.
Обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики ФИО1 в соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации Подпрограммы, установленные Правилами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, выдать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди государственный жилищный сертификат, как лицу, состоящему в сводном списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО1 в течение месяца.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья А.Б. Ярыжев